УЧЕНИЕ Л.С.ВЫГОТСКОГО О ВОЗРАСТЕ




Первая попытка системного анализа категории пси­хологического возраста принадлежит Л.С.Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности. Охарактеризовал его с позиций тех психических и социальных измене­ний, которые впервые возникают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном и основном опреде­ляют сознание ребенка, его отношение к среде, его внут­реннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в дан­ный момент. Возраст, это относительно замкнутый цикл развития, имею­щий свою структуру и динамику [5]. Учение Л.С.Выготского, которое развивалось и дополнялось его последо­вателями и учениками, это учение о структуре и дина­мике возраста.

Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразо­ваний возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специ­фическом для данного возраста, ведущем типе деятель­ности. Разрешение противоречия проявляется в возник­новении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социаль­ной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, кото­рая может быть решена благодаря построению новой си­стемы отношений, новой социальной ситуации разви­тия, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст [11]. Таким образом, по мне­нию Л.С.Выготского, возраст представляет собой та­кое целостное динамическое образование, такую струк­туру, которая определяет роль и удельный вес каждой ча­стичной линии развития.

В каждую данную возрастную эпоху развития личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части [4,5].

Психологические характеристики возраста определяются конкретно-ис­торическими условиями, в которых осуществляется раз­витие индивида, характером воспитания,особенностя­ми его деятельности и общения. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно од­ни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, че­рез какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внут­ренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, опреде­ляя его специфику, а изменение отношений между эти­ми факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу. Возрастные сту­пени отличаются относительностью, условной усредненностью и это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систе­му требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отноше­ний с окружающими, его общественное положение.

Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учрежде­ния, изменением характера воспитания в семье, форми­рованием новых видов и типов деятельности, обеспечи­вающих освоение ребенком общественного опыта, сис­темы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологическо­го развития. Понятие возрастных особенностей, возра­стных границ не имеет абсолютного значения — грани­цы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкрет­но-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития лично­сти. В настоящее время принята следующая возрастная периодиза­ция:

1) младенчество (от рождения до 1 года);

2) преддошкольное детство (1—3 года);

3) дошкольное детство (3—6 лет);

4) младший школьный возраст (6—10 лет);

5) подростковый возраст (10— 15 лет);

6) юность: а) первый период (старший школьный возраст 15—17 лет),

б) второй период (17—21 год);

7) зрелый возраст: а) первый период (21 —35 лет),

б) вто­рой период (35—60 лет);

8) пожилой возраст (60—75 лет);

9) старческий возраст (75—90 лет);

10) долгожители (90 лет и выше) [7].

Учение Л.С.Выготского о структуре и динамике воз­раста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей — Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Л.И.Божович и др.

В отечественной психологии структуру психологического возраста при­нято оценивать на основе следующих критериев:

социа­льной ситуации развития;

ведущего типа деятельности;

центральных новообразований возраста и возрастных кризисов [13,14].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: