Анализ состава и структуры персонала Сервисного локомотивного депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис»




Анализ состава и структуры кадров Сервисного локомотивного депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» был проведён на основе подробной классификации наличных кадров по должности, возрасту, сроку службы в организации, уровня квалификации.

Динамика численности работников, их состава и структуры в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за 2013 - 2015 года представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика численности работников, их состава и структуры в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» за 2013 - 2015 годы

 
№ п/п Категории работников 2013 год 2014 год 2015 год Абсолютное отклонение Относительное отклонение, в %
2015 к 2013 2015 к 2014 2015 к 2013 2015 к 2014      
  Весь персонал, в том числе:       -31 -20 -8,78 -5,85
  1. Производственный персонал       -21 -13 -7,05 -4,48
  1.1 Рабочие       -16 -9 -6,67 -3,86
  1.2 Служащие, в том числе:       -5 -4 -8,62 -7,02
  1.2.1 Руководители       -1 -1 -9,09 -9,09
  1.2.2 Специалисты       -4 -3 -8,51 -6,52
  2. Непроизводственный персонал       -10 -7 -18,18 -13,46

Как видно по данным таблицы 2, численность персонала к 2015 году уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 31 человек. Наблюдается уменьшение количества специалистов к 2015 году на 4 человека по сравнению с данными 2013 года. Снижение численности наблюдается и по другим категориям персонала: уменьшилось количество рабочих, в состав которых входят ремонтные бригады и обслуживающий персонал, в 2015 году на 16 человек по сравнению с данными 2013 года.

Численность руководителей в 2015 году уменьшилось на 1 человека по сравнению с данными 2013 года и осталось без изменения в 2014 году. Снижение численности специалистов и рабочих из категории занятых в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за период с 2013 года по 2015 год связано с проводимой в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск оптимизацией численности персонала.

Изменение численности работников в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за 2013 - 2015 года представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика структуры персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за 2013-2015 годы

Итак, гистограмма показывает, что руководство в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» нацелено на процесс оптимизации численности персонала.

Возрастная структура работников в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Возрастная структура работников в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» за 2013 - 2015 года

 
Показатель 2013 год 2014 год 2015 год
Кол-во чел. Удельный вес, % Кол-во чел. Удельный вес, % Кол-во чел. Удельный вес, %
До 25 лет   0,3 - - - -
От 25 до 30 лет       12,3   10,9
От 30 до 40 лет       29,5   29,9
От 40 до 50 лет   33,4   31,9   32,8
Старше 50 лет   19,3   26,3   26,4
Всего:            

При анализе возрастной группы персонала выявилось, что доля работников в возрасте старше 40 лет к концу 2015 года составляет 59,2% от общей численности работников, тогда как работников в возрасте до 30 лет в 5 раз меньше, что свидетельствует о «старении персонала» и относительной непривлекательности труда в производственной сфере для молодежи.

Качественный анализ возрастной группы до 25 лет показал, что это обслуживающий персонал. Руководство в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» придерживается политики не брать на руководящие должности людей, не имеющих высшее образование. Низкий удельный вес молодежи на руководящих постах вызван тем, что молодым работникам ещё не хватает образования и управленческого опыта для того, чтобы занимать эту должность.

Большой удельный вес имеет группа работников старше 50 лет - около 27% от общего числа работающих в организации, численность работников данной группы имеет тенденцию к росту с 19,3 % в 2012 году до 26,4 % в 2015 году.

Возрастная структура персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» в 2013 - 2015 годах представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика возрастной структуры в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» в 2013-2015 годах

Распределение работников в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» пo cтaжy лeт зa 2013-2015 гoдa представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Структура персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» пo cтaжy лeт зa период 2013 - 2015 гoдa

 
Показатель стажа 2013 год 2014 год 2015 год
Кол-во чел. Удельный вес, % Кол-во чел. Удельный вес, % Кол-во чел. Удельный вес, %
До 1 года   3,7   3,5   3,7
1 - 5   15,6   17,3    
5 - 10   33,4   36,3   40,7
10 - 15   30,9   28,1   26,1
Свыше 15   16,4   14,8   10,5
Всего:            

Показатель качественного состава работников по стажу на протяжении анализируемых 3 лет нестабилен. Тревожным фактором служит снижение доли работников со стажем свыше 10 лет к 2015 году - уходят опытные сотрудники.

Наряду с этим растет доля работников со стажем 1-5 лет с 15,6 % в 2013 году до 19 % к 2015 году. Доля работников со стажем 5-10 лет увеличивается с 33,4 % в 2013 году до 40,7 % в 2015 году, что компенсирует изменение вышеуказанной группы.

Таким образом, показатель качественного состава, характеризующий долю работников со стажем свыше пяти лет, составляет 80,7 % - 2013 год, 79,2% - 2014 год, 77,3% - 2015 год (норма показателя - минимум 40%). Это более чем удовлетворительный результат.

Структура персонала работников в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» по стажу лет за период с 2013 по 2015 год представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика структуры персонала по стажу в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» в 2013 - 2015 годах

Неоднозначные данные представлены на рисунке 4, где представлена динамика структуры персонала по cтaжy в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» за период с 2013 по 2015 года. Превалирующий стаж для работников составляет 5-10 лет, однако достаточно много сотрудников имеют очень скромные цифры в стаже работы, а именно 10-15 лет.

Образовательная структура персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за период с 2013 по 2015 года представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Образовательная структура персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за период с 2013 - 2015 года

 
Образование 2013 год Удельный вес, % 2014 год Удельный вес, % 2015 год Удельный вес, %
             
Начальное профессиональное       1,4   1,9
Среднее профессиональное   61,8   59,1   56,2
Высшее   33,1   36,3   37,3
Два высших образования   3,1   3,2   4,6
Всего:            

Проанализировав образовательную структуру персонала организации за 2013, 2014, 2015 года можно отметить, что наибольший удельный вес занимает группа работников со средним профессиональным образованием, данная ситуация вполне закономерна, так как основную массу категории занятых составляют рабочие.

Образовательная структура претерпела некоторые изменения - так, увеличилась доля работников с двумя высшими образованием (с 3,1% в 2013 году до 4,6% в 2015 году) с одновременным снижением доли сотрудников со средним профессиональным образованием к 2014 году (с 61,8% в 2013 году до 56,2% в 2015 году). Это служит положительным фактором - увеличивается число профессионалов своего дела и отражает заинтересованность выпускников учебных заведений в работе в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис».

Вместе с тем качественный анализ образовательной структуры показывает, что начальное профессиональное образование имеют сотрудники организации, входящих в категорию занятых - обслуживающий персонал.

Динамика образовательной структуры персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Динамика образовательной структуры персонала в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» за период 2013 - 2015 года

Таким образом, проведенный анализ по данным образовательной структуры персонала наглядно показывает рост образовательного уровня персонала, что говорит о высоком уровне мотивации сотрудников в сфере деятельности по повышения квалификации.

Следующим этапом анализа служит изучение движения рабочей силы в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» за период 2013 - 2015 года (таблица 6).

Таблица 6 - Движение рабочей силы в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» за период 2013 - 2015 года

 
Показатель год год год
Принято в течение календарного года (человек)      
Уволено в течение календарного года, из них:      
- по инициативе работника      
- по истечение срока трудового договора      
- в связи с переводом в другую организацию     -
- по сокращению численности и штата      
- в связи с призывом на военную службу - - -
- за нарушение трудовой дисциплины - - -
Среднесписочная численность человек      

Для более точного анализа движения рабочей силы рассчитаем следующие коэффициенты: коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести.

Коэффициент оборота по приему рассчитывается как отношение количества принятых на работу к среднесписочной численности.

Коэффициент оборота по выбытию рассчитывается как отношение количества выбывших из организации к среднесписочной численности.

Коэффициент текучести - отношение количества выбывших по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочной численности.

Расчеты перечисленных коэффициентов представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Коэффициенты по движению работников за 2013 - 2015 года

 
Показатель Значение показателя за год
2013 год 2014 год 2015 год
Коэффициент оборота по приему 0,019 0,011 0,031
Коэффициент оборота по выбытию 0,051 0,070 0,086
Коэффициент текучести 0,017 0,041 0,059

По данным таблицы 7 видно, что в анализируемой организации коэффициент текучести рабочей силы к 2015 году увеличился с 1,7 % в 2013 году до 5,9 %; коэффициент оборота по выбытию, также увеличивается с 5,1% в 2013 году до 8,6% в 2015 году. Столь высокие показатели текучести за рассмотренные периоды характеризуют уровень организационной культуры как недостаточно высокий. Текучесть персонала - показатель, который оценивает систему управления персоналом в Сервисном локомотивном депо «Сольвычегодск» как неудовлетворительную.

В результате проводимой кадровой политики в организации укомплектованность персоналом на 1.01.2016 год составила 100%.

Вместе с тем, в ходе проведенного анализа были выявлены следующие кадровые проблемы в организации:

· – старение кадров (доля работников организации в возрасте старше 40 лет служит преобладающей);

· – неэффективность мер кадровой политики по удержанию и закреплению молодёжи в организации;

· – тревожным фактором служит снижение доли работников со стажем свыше 10 лет к 2014 году;

· – увеличение показателя текучести кадров (оценивает систему управления персоналом как недостаточно эффективную).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: