Музыкальное образование России в эпоху Просвещения XVII века




Идеи музыкального образования России XVIII – и первой половины XIX века.

Музыкальное образование России в эпоху Просвещения XVII века

 

Если XVII век, и особенно вторую его половину можно охарактеризовать как период встречи, диалога, борьбы двух культурных направлений – Средних веков и Нового времени, то XVIII век представлял собою временя активного наступления не просто нововременной культуры, но, может быть прежде всего культуры Западной Европы. Несмотря на представление об однозначной подражательности русского искусства и всей русской культуры в XVIII веке, следует признать очень значительное влияние как раз тех элементов западноевропейской цивилизации, которые в корне изменили ментальность, духовный строй Древней Руси. Если заимствования XVII века еще в значительной степени сближали Русь с Западной Европой, то XVIII век обратился к тем сторонам западной культуры, которые в борьбе со средневековьем выводили Европу к новым общественным отношениям.

Ведущая идея философии Просвещения позволяет сформулировать первый принцип музыкального образования XVIII века – как принцип ученичества. Имеется ввиду не только положение России по отношению, скажем, к светскому музыкальному образованию или сам факт петровских указов, обязавших дворян давать детям образование. Положение ученика с его возможностью сомневаться, задавать вопросы, полагаться на авторитет учителя и в то же время превосходить его впоследствии довольно исчерпывающе характеризует облик идеально просвещенного человека. Не противореча этим характеристикам, смыслы заимствования и резко обозначившейся потребности в многознании, энциклопедизме, несомненно также присутствуют в обозначенном принципе.

В области музыкального искусства просвещенческое ученичество XVIII века заявило о себе явлением, получившим пренебрежительное русское название «итальянщина». Нововведения касались прежде всего светского искусства. Появилась опера, в хоровом стало использоваться инструментальное сопровождение. Лучшим, самым престижным способом получения музыкального профессионального образования стала считаться стажировка в Италии: М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский яркое тому подтверждение. Однако, и «обратная сторона медали» была очевидна уже для многих образованных людей того времени. Исполнители, композиторы и поэты выписывались из-за границы. Нововведения не замедлили сказаться не только на подготовке музыкантов-профессионалов, но и на формировании музыкального вкуса высшей знати, на любительской подготовке. Музицирование все больше становилось средством социальной дифференциации, являя собой отличительный признак человека просвещенного.

При этом в корне менялось представление о воспитании средствами музыки. Безрелигиозная и, более того антирелигиозная по своей сути философия Просвещения предопределила установку, во-первых, на выполнение функции достижения с помощью музыки внешнего светского лоска, а во-вторых, на свойственные определенным способам организации музыкального произведения и выразительным средствам музыки черты, характеризующиеся силой воздействия в области какого-либо нравственного качества. Еще Н.А.Львов заметил, что музыка смягчает нравы и исцеляет душу, а епископ Евгений Булгарис считал, что через душу музыка целительно воздействует и на тело. Возможность непосредственного нравственного воздействия музыки на человека, объясняется не тем, что музыка ниспослана Богом и проводит Его силу, а имманентными свойствами самого музыкального искусства, объяснялась и описывалась популярной в Европе и проникшей в Россию XVIII века Вера в воспитательные возможности музыки, так же, как вера в силу просвещения в целом. Феофан Прокопович, образованнейший человек петровской эпохи, в своих рекомендациях по поводу организации духовного образования исходил не из утилитарных соображений, а из воспитательного значения музыки, которую он считал одним из факторов морального и умственного развития. В проекте Ф.Салтыкова говорилось, что нужно обучать «… для забавы и в компании веселого обхождения: музыке инструментальной и вокальной, сиречь на всяких инструментах и воспевать …» Е.Булгарис выделял четыре функции музыки: 1) помощь во время отдыха для заполнения «пустой праздности»; 2) облегчения труда; 3) целительного воздействия на душу, а через нее на тело; 4) помощь в молитве.

В связи с описанными выше изменениями в общественном сознании музыка заняла важное место в системе образования дворян. Одновременно в России стало широко развиваться музыкальное образование специально отобранных детей представителей низших сословий, для которых музыка становилась профессией. Это были будущие музыканты крепостных оркестров, певчие хоров даже оперные исполнители. В Смольном институте существовал педагогический класс «пепиньерок», выпускницы которого становились учительницами музыки и пения.

На первое место по значению в музыкальном просвещении выходили:

· Формирование музыкального вкуса, адекватного пристрастиям и общепринятым оценкам общества;

· Восприятие музыкальной просвещенности как характеристики социальной принадлежности;

· Официальное признание и поощрение развлекательной функции музыки;

· Ожидание от музыки прямого морально-нравственного воздействия, обусловленное теорией аффектов.

В результате возникал разрыв между эстетическим и духовным воспитанием, связанный с возрастающей ролью светской музыки, секуляризацией (- saecularis – светский) духовного образования, государства и культуры в целом. Не случайно русский ученый Каптерев назвал период развития педагогической мысли XVIII – начала XIX веков государственным, противопоставив его предшествовавшему церковному. Влияние государственной власти оказало решающее влияние на отношение между человеком и государством.

Не случайно рассматриваемый период стал временем бурного развития музыкальной педагогики, музыкального образования. Техника музыкального исполнительства придавалась решающая роль, причем это было характерно не только для профессионального обучения, но и для общего образования аристократов. Обеспечивая своим детям высокий уровень музыкального образования, они прежде всего заботятся об их нравственном развитии. Таким образом, непосредственная связь этического и эстетического становится принципом, из которого исходит музыкально-педагогическая мысль XVIII века. Этот принцип несет за собой задачи технологизации музыкального образования, формирования тонкого вкуса воспитания склонности к покровительству, меценатству в отношении музыкантов.

Высокая музыкальная культура женщин-представительниц высших сословий – одна из характеристик, свидетельствующих об организации музыкального образования как элемента общего образования. У девочек, поступавших в Смольный институт, проверялись музыкальные способности. Музыкальное образование, которое они получали, было достаточно фундаментальным: с воспитанницами занимались даже теорией сочинения. Музицирование в закрытых учебных заведениях сословного типа было распространено в самых разных формах, требовавших зачастую очень высокого уровня профессионального мастерства. Широкое распространение получил в XVIII веке школьный театр. Театральные спектакли с музыкой и пением, поставленные силами воспитанниц Смольного, вызывали восхищение у весьма тонких ценителей искусства. Занятия музыкой, по 4 часа в неделю начинаясь с 12 лет и продолжались 9 лет, впоследствии занятия стали начинаться с 6 лет. Большинством современников функции музыкального образования понимались однозначно. Оно трактовалось как область изысканных развлечений и демонстрации своей принадлежности к высшим слоям общества. Нравственно-воспитательная функция музыки тоже, несомненно, учитывалась создателями учебных планов и программ для благородных девиц. Именно поэтому в некоторых учебных заведениях специально создавались два хора: светский и церковный. В других случаях духовную и светскую музыку включали в репертуар одного и того же учебного хора. В Смольном институте светскому хоровому пению обучал композитор Кавос, а церковному – один из придворных певчих. В особо торжественных случаях выступал сам Д.С.Бортнянский. Несомненно, общение с выдающимися музыкантами накладывало неизгладимый отпечаток на процесс духовно-нравственного воспитания, и не могло сводиться к обслуживанию потребности в светских развлечениях.

Одним из принципиальных условий организации музыкального просвещения, вполне согласованных с требованиями времени, было высокое развитие так называемого музыкального дилетантизма. Профессиональное занятие музыкой было для той поры невозможным для аристократов хотя бы потому, что не существовало учебных заведений, которые, обеспечивая задачи специального музыкального образования, давали бы одновременно общее образование, достойное звания человека просвещенного. Профессиональное музыкальное образование или, музыкальное образование лиц, для которых музицирование было работой, очень часто происходило непосредственно в исполнительских коллективах или на дому. Появление музыкальных школ стало значительным шагом, выводившим подготовку музыканта как новую систему организации. Однако высшие музыкальные учебные заведения появились в России только в XIX веке, и только они реализовали созревшую к тому времени возможность профессионального занятия музыкой дворян. Зато музыкальное образование как элемент любого другого профессионального образования равно как общего, особенно в закрытых учебных заведениях, реализовавших идею воспитания новой породы людей, получило невиданное до той поры развитие. Музицирование стало элементом быта не только дворян, но и зажиточных граждан. Из музыкальных инструментов наиболее широкое распространение получили столовые или прямоугольные гусли, относительно дешевые и доступные мещанам, мелкому и среднему дворянству. В богатых помещичьих домах содержали оркестры, хоры, театры.

Парадоксальным представляется то обстоятельство, что при очень высоком уровне развития музыкальной культуры и музыкального образования «дилетантов» значение музыкальных способностей и даже специальных умений иногда необъяснимо принижалось. Так, автором считался прежде всего драматург, большинство кантов, о которых хорошо известно, кто их литературные авторы, осталось безымянным с позиции авторства музыкального. В привилегированных учебных заведениях хорошее музыкальное образование получали все, то есть даже не обладавшие выдающимися природными данными. В результате элитарное по сословному признаку музыкальное образование оказывалось фактически всеобщим по признаку наличия специальных склонностей. Эта весьма ценная характеристика могла бы заинтересовать современных теоретиков массового музыкального образования. Сам факт высокой социальной ценности музыкального образования, включение его в число качеств просвещенного человека и развитие любительского искусства характеризуют эпоху XVIII века как переломную в отношении эстетического воспитания. Превращение музыкальной образованности в атрибут общей культуры, просвещенности в целом – один из принципов, характеризующих развитие музыкального образования рассматриваемого периода.

XVIII век (особенно его последняя треть) много дал для формирования представлений о нравственно-эстетическом воздействии народной песни. Народная музыка в XVIII веке начала привлекать к себе внимание исследователей как средство «образования души» крестьян. В.Ф.Одоевский подчеркивал, что в русском народе хорошо развито чувство гармонии, что достигается без овладения основами музыкальной грамоты. Для сохранения и передачи национальной культуры деятели отечественного Просвещения предлагали использовать русскую песню. Основным их аргументом оставалось теория аффектов. А.Н.Радищев при описании результатов музыкального домашнего образования наделяет своих героев музыкальной образованностью. Он не указывает, какая именно музыка служила средством воспитания, однако можно сделать вывод, что это воспитание не имело ничего общего с освоением светского этикета. Определеннее высказывается о воспитательных возможностях народной музыки В.Ф.Одоевский. По его мнению, народная музыка, теперь должна оказать неоценимую помощь в формировании этого языка «путем образования и воспитания».

Демократические идеи Одоевского и Радищева получили очевидное развитие в образовательных кругах общества. Широко известна музыкально-просветительская деятельность Н.А.Львова. Наконец, показателен тот факт, что в 1772 году было организовано в Петербурге специальное Музыкальное общество – первый в России клуб любителей музыки, из которого XIX веке выросло знаменитое Филармоническое общество. Таким образом, осознание музыки средством сохранения национальной идентичности и постепенную демократизацию музыкального просвещения можно считать одним из его сущностных характеристик – принципов.

Ведущие черты музыкального образования XVIII века:

- ученичество,

- непосредственная связь этического и эстетического,

- превращение музыкальной образованности в атрибут общей культуры,

- формирующее осознание особой роли народной музыки в становлении национальной ментальности, - будучи в чем-то противоречивыми, тем не менее позволяют выявить истоки последующих взлетов и неразрешимых проблем музыкально-педагогической мысли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: