Становление музыкального образования в первой половине XIX века.




Д.Л.Локшин оценивает первую половину XIX века как период, не принесший ничего нового в музыкально-педагогическую практику. Более того, это время характеризуется как откат от просвещенческих завоеваний XVIII века, как попытка повернуть развитие образования в целом и музыкального образования в частности вспять. Локшин приводит ряд свидетельств, исторических фактов, подтверждающих мысль о том, что движение, намеченное эпохой Просвещения, застопорилось. В первой половине XIX столетия не вышло ни одного методического пособия, которое являлось бы обобщением опыта школьного детского хорового пения, было приостановлено распространение светской музыки, причем не только в духовных, но и в светских ученых заведениях.

Вместе с тем именно начало XIX века было ознаменовано созданием двух выдающихся музыкально-педагогических трудов. Это «Упражнения для усовершенствования голоса» М.И.Глинки и «Полная школа пения» А. Варламова. Хотя пособие Глинки было издано в 1903 году, и в целом обе указанные работы относятся к сфере профессионального музыкального образования, их создание и содержание в полной мере отражает духовный смысл рассматриваемого периода. Через непонимание, отрицание, через естественное для переломных моментов возвращение к истокам в первой половине XIX века происходило утверждение наметившегося в трудах некоторых отечественных просветителей принца народности музыкального образования. Эпоху Алябьева, Варламова и Гурилева, высочайшего взлета русского искусства И.М.Глинки – нельзя не признать периодом торжества национальной идеи, национально-культурных смыслов в истории эстетического сознания и воспитания.

Идея народности становилась определяющей в развитии русского искусства, что повлекло за собой такие смелые обобщения, как титулы создателей русской литературы, русской музыки, по праву закрепившиеся за А.С.Пушкиным и М.И.Глинкой.

Важнейшей предпосылкой формирования принципа народности в музыкальном образовании стало ярко национальное, самобытное развитие русского музыкального искусства. Традиции, во многом сломанные практикой светского воспитания в дворянских семьях, сохранялись в более консервативной, патриархальной крестьянской среде. Это создавало много раз описанную, но остающуюся одной из загадок русского самосознания ситуацию дуализма воспитательных воздействий, в результате которого на определенном этапе человек с европейским образованием проявлял себя как исконно русский. Музыкальное и педагогическое творчество М.И.Глинки создало фундамент для утверждения и развития принципа народности музыкального образования. В судьбе самого М.И.Глинки, так же, как и в процессе развития русской музыки в целом, народности была неотделима от православной религиозности. Глинка писал: «Я был весьма набожен, и обряд богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли мою душу живейшим поэтическим восторгом…».

Формирование народности как нового качества эстетического сознания и возникновение потребности в педагогических средствах этого формирования было связано с рядом тенденций. В историческом плане предпосылкой этого принципа оказывается возможность взаимодействия двух начал – Средневековья и Нового времени. Принцип народности непостижимым для предыдущих эпох образом соединил в себе каноничность, повторяемость с индивидуальным линеарным развитием; духовную сущность с обращенностью к психическому миру конкретной личности.

Существенной характеристикой, соседствующей с принципом народности музыкального образования, был отказ от индивидуализации. В музыкальном искусстве это было связано с формированием нового художественного течения – романтизма. Субъективное начало в музыкальном произведении стало приоритетным, стиль композитора – все более узнаваемым и неповторимым. Патриотический подъем после победы над Наполеоном подпитывали и народность, и индивидуализацию. Соответственно постепенно менялись способы функционирования музыки в обществе, а тало быть, средства музыкального образования. Расширение организационных рамок музыкального просвещения привело к тому, что не только в столицах, но и в провинции стал проявляться значительный интерес к творчеству современных светских композиторов и исполнителей.

Для рассматриваемого периода было характерным параллельное воздействие на личность музыкальных впечатлений, связанных с духовным и светским искусством. Церковь оставалась для большинства Россиян основным культурным центром, в том числе и источником музыкальных впечатлений. Вместе с тем, даже в провинции усилилась роль светского искусства, в частности музыкального театра.

Значительную роль в формировании новых черт музыкального сознания сыграл распространившийся в начале XIX века в композиторском творчестве жанр хоровой обработки русской народной песни. В быту получила распространение городская народная песня. Хотя и в том, и в другом жанре появились произведения, воплощающие принцип народности как раз с внешней стороны, работа в этом направлении вела к рождению подлинных шедевров, воплотивших духовное своеобразие русской культуры.

Первая половина XIX века высветила и закрепила важнейшую черту музыкального образования в России – нерасторжимую связь технического и духовного в музыке. Ведущим исполнительским и учебным коллективом, воплощавшим в своем творчестве лучшие тенденции развития музыкального искусства и воспитания в тот период оставалась Придворная певческая капелла. Она воздействовала на организацию музыкального образования в различных учебных заведениях Петербурга. Занятия в Пажеском кадетском корпусе, в Училище правоведения, в Смольном институте, в Лицее, в военных ученых заведениях проводились на самом высоком уровне. Очень велика в этом заслуга Г.Я.Ломакина.

Народность музыки подтверждалась народностью исполнения, трансформируя цель музыкального образования, проявляющуюся в данном случае в готовности к восприятию. Музыкальная образованность стала означать сформированность национально-культурной идентичности, выражающейся в способности создавать и воспринимать продукт индивидуального творчества, концентрирующий духовный смысл явления, называемого народностью. Первая половина XIX века подготовила яркую индивидуализацию музыкального творчества и просветительскую деятельность, в полной мере расцветшую в кругу «Могучей кучки», породившую Бесплатную музыкальную школу. Одновременно она предопределила разветвление художественной и педагогической деятельности на школы, направления, проводившие в жизнь определенные системы идей и находившие для этого свои, неповторимые средства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: