Предмет изучения экспериментальной психологии




Лекция №1 Введение в предмет экспериментальной психологии

 

1. Предмет изучения экспериментальной психологии

2. История развития экспериментальной психологии на Западе (Германия Англия Франция Америка).

3. История развития отечественной экспериментальной психологии.

Post hoc non est propter hoc!

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem!

 

Литература:

Бондарчук О.І. Експериментальна психологія: Курс лекцій. – К.: МАУП, 2003. – С. 5-13.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – Спб.: «Питер», 2000. – 320 с. (Предисловие, - С. 8 – 10.);

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – Учеб. Для ст-ов псих. Ф-тов ун-тов. – Изд. 2-е, перераб. –М.: «Российское пед-ое агенство», 1997. – 442 с. (Глава 3. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии, - С. 217 – 240.) Домашнее задание

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебное пособие, 2-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 256 с. (Глава 1. Экспериментальный метод и нормативы научного исследования в психологии, – С. 7-22.);

Экспериментальная психология/ Ред.-сост. Фресс П., Пиаже Ж., - Вып. I и II. – М.: «Прогресс», 1966. – 430 с. (Глава 1. Развитие экспериментальной психологии, - С. 17-96.);

Предмет изучения экспериментальной психологии

Современное состояние предмета Экспериментальной Психологии (Эп) порождает некоторое многообразие трактовок самого термина. Различия в общественно-исторической и культурно-цивилизованной практике и научно-исследовательском дискурсе породили как минимум узкое и широкое понимание данного понятия.

В широком понимание – это вся психология как наука (классическая, постклассическая). В узком – отрасль психологической науки, которая изучает психологические явления и социально-психологические процессы с помощью эксперимента (экспериментального метода).

Так, к примеру, Дружинин В.Н. (2000) выделяет четыре значения термина «Эп», сложившийся в отечественной научной и учебной литературе:

1. Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной (гносеологический и рациональный аспект противопоставляется онтологическому и идеалистическому). Так считал В. Вундт, С. Стивенс и другие. Этот подход нашел отражение в «Эп» Поля Фресса и Жана Пиаже (1966).

2. «Эп» иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Учебники М.В. Мэтлина и Р. Солсо, Х. Джонсон, К.Билл (2001).

3. Термин «Эп» часто употребляется в расширительном значении как характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. Под «Эп» понимают только теорию психологического эксперимента, базирующейся на общенаучной теории эксперимента, которая включает, в первую очередь, планирование и обработку данных на основе методов математической статистики.

Эксперимент остается идеалом ученого, поскольку адекватное и исчерпывающее знание

В целом, экспериментальную психологию можно определить как область психологической науки, которая раскрывает условия, закономерности, принципы экспериментального исследования психики.

При этом экспериментальная психология решает следующие задачи:

1. Усовершенствование экспериментальных методик исследования и применение их в разных областях психологической науки;

2. Разработка типологии психологического эксперимента, определение возможностей и ограничений любого из типов эксперимента, формулирование принципов их организации, разработка критериев и стандартов, которые определяют место и функции разных типов экспериментов в психологическом исследовании (с целью сопоставления результатов, полученных в разных областях психологической науки);

3. Разработка и создание аппаратуры, специально предназначенной для психологических исследований, которая отвечает современному уровню научно-технического прогресса;

4. Определение путей применения достижений психологической науки в разных сферах общественной практики, которые опираются на научные знания, добытые в экспериментальном исследовании психической реальности.

На современном этапе развития экспериментальной психологии наблюдаются такие тенденции:

· усложнение предмета экспериментально-психологических исследований (от исследования элементарных психических процессов к целостной личности и до социально-психологических явлений);

· возможность экспериментального исследования и учета индивидуальных отличий субъектов психической деятельности, в частности благодаря успехам применения методов математической статистики в психологии (например, возможности обработки результатов многофакторных психологических экспериментов);

· актуализация проблемы разработки методологической основы экспериментальных исследований прикладного характера, на базе которой можно было бы согласовать интерпретацию экспериментальных фактов из позиций разных теоретических трактовок в понимании психики в целом, и личности в частности.

Рассмотрим процесс возникновения Эп в разные времена и в разных странах, чтобы понять чем обусловлено такое многообразие трактовок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: