История развития отечественной экспериментальной психологии.




Значительный взнос в становлении экспериментального метода в отечественной психологии связывают прежде всего с открытиями И.П. Павлова и работами И. Сеченова та В. Бехтерева, которые базировалось на естественно-материалистической парадигме изучения психики. В отличие от В. Вундта, который провозглашал независимость психики и внешнего миру, И. Сеченов утверждал детерминизм, обусловленность психики внешним миром.

В Украине в 80 гг. XIX ст. было открыто несколько экспериментальных психологических лабораторий. Так, в Харьковском университете при клинике нервных болезней создается психологическая лаборатория под руководством психиатра и психолога П. Ковалевского. И. Сикорский (Киев) начал экспериментальное изучение особенностей психического развития детей раннего возраста. В 1900 г. была открытая экспериментально-психологическая лаборатория под руководством К. Твардовского в Львовском университете.

Одним из первых в отечественной и мировой психологии на значении эксперимента подчеркивал М. Ланге — профессор Новороссийского университета (Одесса), который возглавлял экспериментально-психологическую лабораторию при философском факультете этого университета. Б. Теплов в статьи к 100-й годовщине со дня рождения М. Ланге отмечал, что характерной особенностью М. Ланге как экспериментатора было то, что он никогда не проводил экспериментов только ради накопления фактов.

Эксперимент для М. Ланге служил основой проверки гипотез принципиального характера. Он экспериментальное исследовал психомоторику, внимание, восприятие, установив, в частности, закон перцепции относительно последовательности фаз восприятия от менее дифференцированного к более дифференцированного, которые связывалось с филогенетическим развитием человека и, итак, вносили в психологический эксперимент идею развития. Интроспекция же, как утверждал М. Ланге, не может уловить стадии процесса, а только его конечный результат. Г. Роговой отмечает, что именно М. Ланге фактически осуществил синтез экспериментальной психологии с идеей развития.

Неоспоримым свидетельством утверждения экспериментальной психологии, как учебной дисциплины, является создания в 1909/10 учебном году семинария по экспериментальной психологии при Московском университет Г.И. Челпановым, а затем и создание им первого в России исследовательского центра - Московского психологического института. Он же был автором первого учебника «Введение в экспериментальную психологию» (1915).

Новый шаг во внедрении эксперимента в психологии сделал Л. С. Выготский, проведя исследования процессов образования понятий, активного запоминания, особенности развития психических процессов на основе историко-генетического подхода. По Л.С. Выготскому экспериментально-генетический метод, в отличие от субъективного метода классической эмпирической психологии, открывал объективные пути изучения психики и сознания, давал возможность увидеть "живой" процесс отрабатывания исторических форм поведения и психики, преобразование их на индивидуальный опыт. В соответствии с его культурно-исторической концепцией высшие психические функции являются прижизненным образованием в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышление, которые Л.С Выготский назвал знаками. Он утверждал, что изобретение и использование средств при решении любой задачи, которое стоит перед человеком (запомнить, сравнить что-нибудь, выбрать и т.п.), из психологической стороны представляет собой аналогию с использованием орудий.

Значительный взнос у внедрения эксперимента в психологию сделали А.Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев. С 40-х годов в работах П.Я. Гальперина последовательно разрабатывается проблема организации и проведение формирующего эксперимента — исследование психики в процессе управляемого влияния.

В эти годы в Украине был создан Институт психологии, который возглавил Г. С. Костюк. Он активно использует экспериментальный метод в исследовании психики. Так, например, в известном экспериментальном исследовании процесса создание образа при восприятии предмета в затрудненных условиях моделью процесса стало восприятие предмета, расположенного в темной камере, что кратковременно освещался с помощью специальной лампы, из-за чего исследуемый не имел возможности рассмотреть и увидеть предмет полностью, воспринимая его как что-то неопределенное, недоступное сознанию. С.Д. Максименко делает замечание, которые за внешней простотой опыта стоит довольно сложный предмет деятельности экспериментатора, который содержит несколько компонентов:

1. чувствительность зрительного анализатора, который через маленькую мощность энергии внешнего влияния не был способный превратить ее на факт сознания;

2. становление абриса предмета восприятие с неопределенными границами и с пустотами в целостном образе;

3. познавательные действия, благодаря которым создаются гипотезы-образы, которые постепенно становятся правдоподобными;

4. развитие образа вследствие отнесения его к определенной категории, вербализации;

5. творчество, "анализ составных психики, которые обеспечивают переход от перцептивных задач к более сложным проявлениям познавательной духовной и продуктивной деятельности".

Более поздний С.Д. Максименко исследовал возможности эксперимента в процессе специально организованного обучения, Я. Коломинский — в социальной педагогической психологии, Д. Узнадзе — в исследовании установки и т.п. Оригинальную методику психофизиологического эксперимента создали Б. Теплов, В. Небылицин. Постепенно экспериментальный метод в разных своих видах проник практически во все области психологической науки.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какова роль экспериментального исследования психики в получении научных психологических знаний?

2. Назовите предпосылки становления экспериментального метода в психологии.

3. Почему первые эксперименты в психологии в основном были проведены в рамках психофизиологии?

4. Назовите особенности становления и развития экспериментального исследования психики в отечественной психологии.

5. Каким образом можно трактовать предмет экспериментальной психологии на современном этапе его развития?

6. Какие основные задачи решает экспериментальная психология?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: