Почему руководство относится только к набожным?




Коран, несомненно, был ниспослан в этот мир, чтобы служить людям руководством и наставлением. Но в этом случае возникает вопрос: а почему это руководство применимо только к 'набожным'?

Ответ состоит в том, что человек не может воспользоваться указаниями, содержащимися в Священных писаниях, до тех пор, пока не достигнет определенной степени смирения и пока в его душе не загорится свет набожности.

Набожность в обыденном и в религиозном смысле

Слово /таква/ этимологически и по своему лексическому значению связано со словом /викая/ 'защита от угрозы'. Всевышний Аллах говорит: «Охраняйте свои души и свои семьи от огня…» (Ат-Тахрим (Запрещение) - 66:6). Следовательно, набожность – это защита от того, что вызывает страх.

В религиозном смысле набожные – это те, кто оберегает свои души от того, что может повредить им в Иной жизни.

Ступени набожности

У набожности есть несколько ступеней. Первая ступень – это избежание прегрешений и отказ от совершения дурных поступков. Никто, по словам Пророка (ДБАР), не достигнет (этой ступени) набожности, если не будет избегать нарушений закона.[47]

Согласно преданию, Пророк (ДБАР) делил поступки людей на три категории: 1) Совершенно законные, то есть те, законность которых очевидна для любого; 2) Совершенно противозаконные, то есть те, незаконность которых не вызывает сомнения; 3) Некоторые сомнительные деяния, которые располагаются где-то посередине между двумя первыми. Они, в целом, отвечают закону, но внешне похожи на противозаконные. Человек, который избегает совершения даже сомнительных поступков, наверняка никогда не пойдет на какие бы то ни было откровенно незаконные действия.[48]

Повелитель правоверных Али (ДБМ), согласно преданию, говорил: «Набожный человек - это тот, чьи поступки не вызовут у него стыда, даже если их выставить на всеобщее обозрение». [49]

Вторая ступень набожности означает достижение полного смирения и послушания тому, что было явлено Пророку (ДБАР). Набожность здесь, таким образом, состоит из выполнения обязательных предписаний /ваджибат/ и избежания всего, что противоречит закону (мухаррамат).

Третья ступень набожности состоит в том, чтобы очистить свое сердце от всего, кроме Аллаха. В этом смысле набожный человек - это тот, кто отказывается от тех из своих желаний, которые не доставят удовольствия Аллаху, и уповает не на людей, а только на Господа, то есть перестает связывать свои надежды с кем-либо из смертных, оставляя себе единственную опору – Всевышнего. Он сосредоточивает все свое внимание на созерцании Красоты и Великолепия Всемогущего Господа. Это – истинная набожность. На этот счет Коран гласит: «О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно…» (Али Имран (Семейство Имрана) - 3:102).

* * *

«…тех, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и раздают милостыню из того, что Мы определили им в удел»

Комментарий

Влияние набожности на духовную и телесную жизнь человека

В самого начала этой суры Коран делит людей на три категории соответственно их отношению к вере и практическим предписаниям Ислама.

1. Набожные /муттакин/, которые принимают Ислам во всех его аспектах.

2. Неверные, которые представляют собой полную противоположность первым. Они признают свое неверие и не отказываются от злобных высказываний и враждебных действий по отношению к Исламу.

3. Лицемеры, в чьем поведении кроется противоречие. Когда они среди мусульман, они прикидываются мусульманами, но, находясь среди врагов Ислама, они демонстрируют враждебность к правоверным. Их главной чертой является неверие, хотя внешне они изображают любовь к Исламу.

Третья категория людей, несомненно, гораздо опаснее для Ислама, чем вторая. Поэтому и в Коране они осуждаются более сурово.

Такое явление характерно не только для Ислама. Его можно обнаружить вокруг любых идейных течений. Всегда есть те, кто искренне верит той или иной доктрине, те, кто открыто выступает против нее, и те, кто занимает лицемерную консервативную позицию. Более того, это явление не ограничено конкретными временными рамками: оно существовало в человеческом обществе во все века.

Первая категория: набожные

Аят, который мы сейчас обсуждаем, касается первой категории людей. В нем упоминаются характерные признаки набожного отношения человека к вере и к практике Ислама в пяти вопросах: это – вера в сокровенное, молитва, раздача подаяния из благ, которыми наделил его Господь, вера в учения всех пророков и, наконец, вера в день Воскресения.

Вера в сокровенное

Первое, что говорится в аяте о набожных людях, это: «…которые веруют в сокровенное…»

'Мир сокровенного' и 'чувственный мир' – это два противоположных понятия. 'мир чувств' - это физический, видимый мир, тогда как 'мир сокровенного' – это мир, который лежит за пределами наших чувств. Поэтому слово /гайб/ подразумевает то, что сокрыто от нас. Коран гласит: «…Ведающего сокровенное и очевидное. Он – Всемилостивый, Милосердный» (Аль-Хашр (Собрание) - 59:22).

Итак, первой чертой, отличающей верующих от неверных, является 'вера в сокровенное'. Именно этим искренние последователи мировых религий отличаются от тех, кто отрицает Бога, откровение и Воскресение, и именно поэтому 'вера в сокровенное' стоит в начале перечня черт, присущих набожным людям.

Верующие переступили границы 'вещного' мира и разорвали оковы материального. Они вышли в просторный безграничный мир и, благодаря обретенному ими широкому взгляду на действительность, установили связь с этим великим царством необычного и сверхъестественного. В то же время их противники упорно пытаются загнать человека, словно животное, в тесное стойло материализма. И этот регресс, это упадническое существование, исполненное низменных страстей и избыточной роскоши, они называют развитой цивилизацией.

Сравнивая идейные взгляды этих двух категорий людей, приходишь к выводу о том, что 'набожные' - это те, кто верит в 'сокровенное', в мир, который намного грандиознее и величественнее, чем тот осязаемый бренный мир, который способны воспринять наши чувства. Создатель Вселенной Всезнающ и Всемогущ, Его Великолепие и Прозорливость не знают границ. Он Вечен и Бесконечен. Это он придал миру столь гармоничную, уравновешенную и точно вымеренную форму.

В мире, где господствует вера, человек, благодаря своему духу, ушел очень далеко от животного. Для него смерть – это отнюдь не конец. Наоборот, это – одна из ступеней восхождения к вершинам совершенства. Смерть – это дверь в более величественный и широкий мир. В то же время материалисты считают, что мир бытия ограничен тем, что мы видим вокруг себя. естественные науки, утверждают они, доказали, что наш мир сложился без какого-либо предварительного плана или программы на основе естественных закономерностей, представляющих собой цепь неизбежных событий. По их представлениям, творческое начало в нашем мире не обладает интеллектом даже на уровне младенца, а человек - это часть природы, и когда он умирает, все на этом заканчивается. Его тело в течение нескольких дней разлагается и вновь возвращается в природу как один из ее компонентов. Они приходят к заключению, что для человека не существует жизни после смерти и что в этом смысле между человеком и животным нет никакой разницы.

Так можно ли поставить на одну доску двух человек, обладающих столь несхожими взглядами? Будут ли они вести себя совершенно одинаково в обществе себе подобных?

Представитель первой категории не сможет обходиться без совершения правильных, справедливых и милосердных поступков, без того, чтобы оказать помощь ближнему. А представитель второй категории лишен каких-либо мотивов для такого рода поступков. Он будет думать только о том, что полезно и выгодно для его нынешнего и последующего физического существования. Поэтому в среде истинно верующих людей мы видим бескорыстие, братство, взаимопонимание и сотрудничество, а среди тех, в чьей жизни господствует дух материализма, – колониализм, эксплуатацию, грабежи и убийства. Не случайно поэтому Коран представляет 'веру в сокровенное' как первый признак набожности.

Среди толкователей Корана нет единства мнений относительно того, означает ли 'вера в сокровенное' лишь 'веру в Единого Бога' или же она имеет более широкий смысл, включающий веру и в мир откровения, и в воскресение, и в ангелов, и, вообще, в сверхъестественное, лежащее за гранью наших чувств.

Как уже отмечалось выше, вера в 'мир, лежащий за гранью чувств', является первым признаком, отделяющим верующих от неверующих. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что слово 'сокровенное' используется здесь в самом широком смысле. Ведь толкование этого слова в данном аяте ничем не ограничивается, то есть в тексте нет никаких указаний, которые устанавливали бы для него какие-то конкретные смысловые рамки.

В некоторых своих высказываниях члены семьи Пророка - Ахл аль-бейт[50](ДБМ) - относят слово 'сокровенное' в этом аяте к 'двенадцатому имаму (ДБМ)', который, согласно нашим верованиям, сейчас жив, но сокрыт от людских глаз. Эта идея не вступает в противоречие с ранее сказанным, поскольку это тоже один из аспектов 'сокровенного'. Другими словами, 'сокровенное' – это нечто такое, чего нельзя увидеть или услышать с помощью органов зрения или слуха, нельзя ощутить с помощью остальных органов чувств. Бытие Аллаха, несомненно, является сокровенным в силу ограниченности возможностей наших органов чувств. Иная жизнь, то есть потусторонний мир, скрыта от наших глаз. В нынешнее мрачное время нам необходимы пророки и наши безгрешные имамы (ДБМ), но даже Грядущий имам (ДБМ), который нужен нам, чтобы встать во главе и повести нас за собой, тот, чей путеводный свет призван помочь нам преодолеть лежащую перед нами окутанную мраком и полную опасностей дорогу, чтобы достичь безопасного пристанища, - даже он сокрыт от нас. Очевидно, что он находится вне пределов нашей досягаемости. Но при этом он – наш достойнейший имам (ДБМ) – никогда не пренебрегает судьбой своих истинных последователей и всегда знает, как обстоят их дела. (Ниже мы вернемся к вопросу о 'двенадцатом имаме' (ДБМ) и рассмотрим его более всесторонне).

Из вышесказанного видно, сколь почетно положение людей, обладающих совершенной верой в настоящее время, в эту самую худшую из эпох! И у святого Пророка (ДБАР) были все основания, чтобы сказать по поводу таких людей: «О как велико мое желание увидеть моих братьев (которым еще предстоит родиться) в 'конце времен'». [51]

Тот факт, что Пророк (ДБАР), столь высокий в своем ранге и достоинстве, выразил желание увидеть истинно верующих людей нашей эпохи, и назвал их 'братьями', заставляет о многом задуматься.

Общение с Аллахом

Другим отличительным признаком набожного человека, как говорится в Коране, является молитва.

Молитва, которая является ключом к общению с Аллахом, позволяет верующим находиться в постоянном контакте с великим Творцом. Им открывается путь в потусторонний мир, в мир сверхъестественного. Они склоняют головы только перед Аллахом и выражают покорность одному лишь великому Создателю Мира Бытия. В их жизни нет места для смирения и робости перед лицом угнетателей и тиранов.

Такие люди чувствуют, что стоят рангом выше всех других существ, ибо удостоены чести обращаться к Аллаху и напрямую говорить с Ним. Именно это необходимо в первую очередь для религиозного воспитания.

Человек, который с открытой душой и сердцем пять раз в день обращается к Аллаху и искренне произносит слова молитвы, привносит в свои мысли, поступки и речи частицу Божественного света. И разве может такой человек совершить что-либо, что может вызвать неудовольствие Аллаха?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: