Обстоятельства ниспослания. Комментарий. Не давай врагам повода!




По словам Ибн Аббаса, наиболее известного комментатора Корана, когда Пророк (ДБАР) начинал проповедовать, обучая первых мусульман Божественным аятам и заповедям, они часто просили его говорить помедленнее, чтобы лучше вникнуть в услышанное и иметь возможность задавать вопросы. В этих случаях слушатели обращались к Пророку (ДБАР), используя выражение /ра‘ина/, образованное от корня /ра‘а/ 'учитывать, принимать во внимание' и означающее 'учти наше положение, подожди'. [109] Однако иудеи исказили смысл сказанного, воспользовавшись его сходством с другим арабским словом - /ар-ра‘унах/ 'безрассудность, беспечность, глупость', и в их интерпретации это выражение стало звучать как 'одурачь нас', что носило весьма оскорбительный оттенок.[110]

То есть иудеи нашли, таким образом, способ высмеять и поставить в неловкое положение Пророка (ДБАР) и мусульман. Первый из двух аятов данного отрывка был ниспослан с целью помешать иудеям впредь использовать этот издевательский каламбур. Аят повелевал верующим произносить слово /унзурна/ вместо /ра‘ина/, поскольку оно имеет то же значение, но позволяет избежать двусмысленности, лишая врагов возможности злоупотребления игрой слов.

Другие комментаторы полагают, что иудеи ухватились за выражение /ра‘ина/, которое напоминало на слух бранное слово в их языке, и стали на все лады его повторять.

Существует также толкование, согласно которому иудеи, желая высмеять Мухаммада (ДБАР), при обращении к нему заменяли выражение /ра‘ина/ на похожее на него по звучанию /ра‘иина/, которое означало 'наш пастух'.

Все приведенные толкования не противоречат одно другому и имеют право на существование.

* * *

Комментарий

Не давай врагам повода!

Теперь, когда нам известны обстоятельства ниспослания, рассмотрим первый из двух аятов прочитанного выше отрывка:

«О верующие! Не говорите Пророку: 'Смотри за нами', - а говорите: 'Посмотри на нас' – и внимайте [ему]. Ведь уготовано неверным наказание мучительное».

Из этих слов становится ясно, что мусульманам следует быть осторожными и не давать своим врагам ни малейшего повода для злословия, ведь тем достаточно порой одной короткой фразы, чтобы воспользоваться ею во вред правоверным. Коран увещевает мусульман не произносить вслух даже самых коротких обиходных слов, если иудеи могут превратить их в оскорбление, ранящее душу верующего. Мусульманам следует избегать многозначных слов, которые могут быть использованы недоброжелателями как повод для передразнивания и издевки, а пользоваться словами, не допускающими двусмысленности в толковании. Мусульмане должны защищать себя от циничных уловок противника, который использует слова, внешне вполне благозвучные, но таящие в себе скрытую издевку.

Если даже в таких мелочах Ислам рекомендует верующим быть осмотрительными и не давать врагу оснований для злословия и насмешек, то в более серьезных ситуациях, будь то внутренние дела или международные отношения, мусульмане должны быть тем более осторожны.

Следует также отметить, что выражение /ра‘ина/, помимо того что говорилось ранее, имеет также некоторый оттенок невежливости, поскольку может быть производным от слова /мура‘ат/, которое означает 'смотри за нами, а мы будем смотреть за тобой'. С учетом этих обстоятельств, а также принимая во внимание склонность иудеев злоупотреблять его двояким толкованием, Коран рекомендует мусульманам впредь не использовать это слово.

Точный смысл

Вдохновляющее, исполненное уважения обращение /йа ’айухаллазина ’аману/ 'О уверовавшие!', адресуемое правоверным мусульманам, встречается в Коране 80 раз, причем первый раз – в приведенном выше аяте.

Интересно, что эту фразу можно видеть только в сурах, ниспосланных в Медине, тогда как в мекканских сурах она отсутствует. Причина может быть в том, что после переезда Пророка (ДБАР) в Медину мусульмане объединились и положение общины упрочилось, особенно в связи с образованием мощной, развитой государственной структуры. Поэтому Аллах и обратился к мусульманам в такой форме:

«О верующие!»

Это обращение имеет еще один смысл. Сформулировать его можно следующим образом: теперь, когда вы обрели веру и встали на путь истины, то есть заключили договор с Аллахом, вы должны повиноваться Ему в соответствии с Его заповедями, являющимися неотъемлемой частью этого договора. Другими словами, ваша вера требует выполнения Божественных установлений.

Следует также отметить, что в произведениях исламской литературы, в том числе суннитской, неоднократно приводятся слова Пророка (ДБАР), сказавшего: «Нет ни одного аята с обращением 'О верующие!', ниспосланного Аллахом, где бы в качестве первого и самого главного из верующих не подразумевался Али». [111]

* * *

В следующем аяте обнажается суть враждебного отношения язычников и людей Писания к истинно верующим:

«Ни те из людей Писания, кто не уверовал в [Пророка Мухаммада и Коран], ни многобожники не хотели бы, чтобы ниспосылалось вам благо от Господа вашего. Аллах же отмечает милостью Своей, кого пожелает, ибо безмерна милость Его».

Питаемые завистью и злобой, враги Ислама не могли спокойно видеть почета и славы, выпавших на долю мусульман, и не желали примириться с тем, что великий Пророк вместе с дарованной Аллахом Божественной книгой послан не им, а мусульманам. Однако они были не в силах ничего поделать с дарованной мусульманам Милостью Аллаха.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 106-107

مَا نَنَسَخْ مِنْ ءَايَةٍ أَوْ نُنْسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِنْهَا أَوْ مِثْلِهَا أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيءٍ قَدِيرٌ ﴿106﴾ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ لَهُ مُلْكُ السَّمَاواتِ وَالأرْضِ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللّهِ مِنْ وَلِيٍّ وَلاَ نَصِيرٍ ﴿107﴾

106. Не отменяем Мы и не предаем забвению ни один аят, не приведя лучшего его или равного ему. Разве не знаешь ты, что властен Всевышний надо всем сущим?

107. Разве не известно тебе, что принадлежит Богу власть над небесами и землей, и что нет у вас [, о люди,] ни покровителя, ни помощника, кроме Него?

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: