Обстоятельства ниспослания. Комментарий. Вездесущий Аллах




Существуют различные предания, связанные с обстоятельствами ниспослания данного аята.

В одном из них Ибн Аббас утверждает, что речь здесь идет о перемене киблы. Когда кибла мусульман была перемещена с Иерусалима на Каабу, иудеи попытались воспрепятствовать этому, возражая мусульманам и вопрошая: как это возможно, чтобы произошло изменение киблы. В ответ на их протесты и был ниспослан этот аят, в котором говорится, что и восток и запад принадлежат Аллаху. [118]

В другом предании говорится, что аят был ниспослан в связи с 'поощрительными' молитвами. Это толкование исходит из того, что находящийся в пути верующий может совершать необязательную молитву, обратившись в любую сторону, совпадающую с направлением его движения, даже если он повернут спиной к Каабе.[119]

Еще одно предание, восходящее к Джабиру, рассказывает о том, как однажды Пророк (ДБАР) отправил отряд мусульман в военный поход. опустилась тьма и пришло время ночной молитвы, однако никто из них точно не знал направления на киблу. В конце концов каждый определил его согласно собственному разумению и вознес молитву. На рассвете они обнаружили, что направление было выбрано неверно. По возвращении они сообщили о случившемся Пророку (ДБАР), после чего и был ниспослан данный аят, в котором говорится о том, что в сложившихся обстоятельствах все их молитвы были правильны.[120]

(Этот аспект религиозной практики обусловлен некоторыми деталями, которые можно найти в специальной богословской литературе.)

Можно утверждать, что все приведенные выше обстоятельства ниспослания применимы к данному аяту. То есть этот аят разъясняет проблемы перемены киблы, совершения дополнительной молитвы для тех, кто находится в пути, а также обязательной молитвы в ситуации, когда правильное местонахождение киблы определить невозможно. Кроме того, следует иметь в виду, что нет ни одного аята, значение которого ограничивалось бы лишь конкретными обстоятельствами его ниспослания. Напротив, любой аят следует рассматривать как обобщающее руководство к действию в самых различных жизненных ситуациях.

Комментарий

Вездесущий Аллах

Предыдущий аят был ниспослан в связи с действиями тех, кто не позволял мусульманам совершать поклонение в мечетях и стремился их разрушить. Обсуждаемый аят продолжает начатую тему. В нем говорится:

«И восток и запад принадлежат Богу. И куда бы ни повернулись вы, [все равно] обратитесь к Самому Всевышнему».

Не следует думать, что, мешая вам посещать мечеть, лишая возможности поклоняться в храме Единого Бога, нечестивцы полностью преграждают вам путь к Аллаху. Ему принадлежат и восток и запад. Куда бы вы ни повернулись – Он там. Кроме того, перемена киблы, вызванная специфическими обстоятельствами, ни в малейшей степени не повлияла на глубину наших чувств к Нему. Можно ли найти место, где не было бы Аллаха? В принципе, местопребывание Аллаха не имеет пространственных границ. (Более подробные объяснения на эту тему будут даны ниже в комментарии к аяту)

Вот почему в конце аята говорится:

«Воистину, Всеобъемлющий Он, [все] Знающий».

Здесь необходимо отметить, что упомянутые в аяте восток и запад не следует воспринимать в буквальном смысле слова как страны света, где восходит и заходит солнце. в этом контексте они используются иносказательно. Возможно, это обусловлено тем, что именно восток и запад являются естественными для человека наглядными ориентирами, а представление об остальных странах света формируется на основе логических выводов. В Коране есть еще одно упоминание этих двух направлений: «В наследие тем, кто раньше был в небрежении, даровали Мы на земле края от востока до запада» (Ограды, 7:137).

* * *

Философия киблы

Первый вопрос, который возникает в этой связи, таков: если выражение 'куда бы ни повернулись вы, [все равно] обратитесь к Самому Всевышнему' справедливо, тогда зачем соблюдать направление киблы?

Ниже мы вернемся к вопросу о том, почему соблюдение киблы не означает ограничение присутствия Аллаха одним направлением. Здесь же ограничимся следующими рассуждениями. Поскольку человеку свойственно мыслить и поступать конкретно, он должен молиться, обратившись в том направлении, которое указано в Божественном повелении. Требование соблюдать единое для всех направление во время молитвы вызвано необходимостью упорядочить ряды молящихся и избежать разброда и беспорядка.

Представьте себе, сколь непригляден будет вид молящихся, если они разбредутся по мечети кто куда и каждый станет молиться в свою сторону.

Заметим, кстати, что, обращаясь к кибле (то есть в сторону Каабы), молящийся поворачивается лицом к священному и самому древнему центру единобожия, с которым связано множество событий из истории становления монотеизма.

Выражение /ваджхулла/ в рассматриваемом аяте подразумевает не 'лицо Аллаха ', как полагают некоторые, а 'Единство или Присутствие Аллаха '.

Как уже говорилось ранее при изложении обстоятельств ниспослания и как подтверждают многие мусульманские предания, этот аят является основным аргументом в пользу оправданности действий тех верующих, которые по ошибке или в силу невозможности правильно определить киблу, совершают молитву в направлении, не совпадающем с Каабой. Он оправдывает также путников, которые, передвигаясь верхом и молясь на ходу, не в состоянии обратиться к Каабе. (Тем, кто пожелает более подробно изучить эту проблему, рекомендуем обратиться к таким богословским книгам, как «Васа‘ил аш-ши‘а», «Китаб ас-салат» и «Абваб ал-кибла».)

А теперь мы хотим обратить ваше внимание на три достоверных предания, связанных с толкованием выражение /ваджхулла/.

1. В книге «Ат-таухид» со ссылкой на Салмана Фарси приводится предание о христианине по имени Джатлик, который задал Повелителю правоверных имаму Али (ДБМ) несколько вопросов и получил на них исчерпывающие ответы. Так, например, он спросил его: «В каком направлении находится твой Господь?» В ответ его светлость имам Али (ДБМ) попросил Ибн Аббаса принести немного хвороста. Просьба была исполнена. Хворост подожгли, и когда пламя разгорелось, его светлость имам Али (ДБМ) попросил Джатлика определить, где находится лицевая сторона пламени. Христианин ответил, что любую из сторон можно считать лицом. Тогда Али ибн Аби талиб (ДБМ) произнес следующие слова: «Даже это пламя, будучи материальным объектом, не имеет конкретного лица. Что же тогда говорить об Аллахе, сотворившем его. 'И восток и запад принадлежат Богу. И куда бы ни повернулись вы, [все равно] обратитесь к Самому Всевышнему'». [121]

2. Памятуя о том, что повеления, переданные людям святым Пророком (ДБАР), получены им от Аллаха, сошлемся на дошедшие до нас слова Повелителя правоверных Али (ДБМ) о том, что проявление Аллаха – это ахл аль-бейт (ДБМ), которые являются предводителями и имамами для людей, и повиновение им - это такое же предписание Аллаха, как и обязанность повиноваться Ему Самому и Его Посланнику (ДБАР). То есть единственный способ познать /ваджхуллах/ 'присутствие Аллаха ' и Божественное величие, – это прибегнуть к свидетельству Ахл аль-бейт.[122] Возможно, именно поэтому они (имамы) произнесли такие слова: «Именно благодаря нам люди узнают Аллаха и через наше посредство (под нашим руководством) они поклоняются Аллаху». [123]

3. Тарик ибн Шахаб в одном из преданий о его светлости имаме Али (ДБМ) привел такое высказывание имама: «О Тарик! Имам – это слово Аллаха, доказательство существования Аллаха, присутствие Аллаха, свет Аллаха». [124]

В книге «Бихар аль-анвар» (т. 93, стр. 228) можно найти много других глубоких высказываний на этот счет.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 116-117

وَقَالُوا اتَّخَذَ اللّهُ وَلَداً سُبْحَانَهُ بَلْ لَهُ مَا فِي السَّمَاواتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَهُ قَانِتُونَ ﴿116﴾ َبدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْراً فإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ﴿117﴾

116. Утверждают [некоторые]: «Обрел Бог ребенка для Себя». Пречист Он! Да, принадлежит Ему то, что на небесах и на земле, и все поклоняются Ему.

117. Он – Творец небес и земли. И когда решает Он, чтобы [свершилось] нечто, то говорит: «Свершись!» – и свершается оно.

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: