ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема курсовой работы Субъективный контроль клинического психолога

По дисциплине Супервизия

По специальности Клиническая психология

 

Работу выполнила Евдокимова Елена Васильевна

Факультет Клинической психологии, социальной работы

Форма обучения очная

Курс 5 № группы 583

Преподаватель: доцент кафедры психологии,

к.псхлн Жакупова Яна Тураровна

Оценка ____________ Дата_____________

 

Челябинск 2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………..……...3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫСУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ…………………..................................………………………………5

1.1 Состояние проблемы субъективного контроля в современной теории и практике……………………………………………………………………...….5

1.2 Психологические особенности проявления субъективного контроля у клинических психологов……………………………......................………….10

ГЛАВА II РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.................15

2.1 Теоретический обзор методик исследования субъективного контроля у клинических психологов………………………………………………………….15

2.2 Практические рекомендации по формированию интернального локус контроля у клинического психолога.....................................................................18

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………….…….22

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…....25

ВВЕДЕНИЕ

Субъективный контроль - это способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг.

В связи с социально-политическими проблемами в современном обществе возрастает потребность в квалифицированной психологической помощи. Эти обстоятельства влияют на увеличение числа студентов, выбирающих психологическое образование. Задача высшей школы заключается не только в обучении, но и в формировании личности клинического психолога, в соответствии с требованиями выбранной профессии, развития у него профессионально необходимых психологических качеств.

Процесс формирования смысло-жизненных ориентаций у студентов-психологов осуществляется при наличии сформированных ценностей, мотивации, рефлексивности, эмпатии, уровня притязаний, самоотношения, эмоциональной и профессиональной направленности, локуса контроля. Последний психологический конструкт вызывает особый интерес, поскольку является связующим звеном не только указанных параметров, но и самостоятельной характеристикой, имеющей ресурсную основу.

Стратегии, которые выбирает человек для своего поведения, могут быть разными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «молчать или говорить», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию.

Существует огромная зона событий, на наступление которых нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать; например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Но у каждого человека есть и такой круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта.

Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тест-опросниками по определению локуса контроля. Этот параметр рассматривается как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».

Целью работы является изучение формирования интернального локус контроля у клинического психолога.

Объект - субъективный контроль у клинического психолога.

Предмет - особенности субъективного контроля у клинического психолога.

Задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы субъективного контроля.

2. Описать особенности проявления субъективного контроля у клинического психолога.

3. Провести теоретический обзор методик исследования субъективного контроля у клинического психолога.

4. Разработать практические рекомендации по изучению формирования интернального локус контроля у клинического психолога.

Методы исследования: аналитический

Курсовая работа выполнена на базе кафедры психологии «Южно-Уральского Государственного Медицинского Университета».

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫСУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

1.1. Состояние проблемы субъективного контроля в современной теории и практике

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Одним из критериев самоопределения личности является уровень субъективного контроля, т.е. умение человека принимать на себя ответственность за собственное поведение, за результат деятельности в разных ситуациях.

Понятие субъективного контроля является составной частью теории Джорджа Роттера о локусе контроля [5].

Локус контроля – понятие, характеризующее локали­зацию причин, исходя из которых человек объясняет свое соб­ственное поведение и наблюдаемое им поведение других лю­дей. Внутренний локус контроля – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний локус контроля – их локализация вне человека, в окружающей его среде [5].

Основная задача теории Роттера – прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.

В концепции Дж. Роттера контроль означает «ожидание, связанное с инструментальностью собственных действий». Роттеровская теория самовосприятия человека послужила, по мнению X. Хекхаузена, толчком как к оформлению психологических теорий атрибуции, так и к детализации в эмпирических исследованиях когнитивных и мотивационных факторов регуляции действий, нацеленных на достижения [15].

В отечественной психологии в разрабатываемой с позиций деятельностного подхода концепции В. В. Столина качество личности, измеряемое как локус контроля, рассматривается в качестве функционального показателя отражения в самосознании личности ее включенности в деятельность, переживания «субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни» [10].

Аналогично и в концепции Г. Крампена не сама по себе личностная переменная «локус контроля», а общая структура всех используемых понятийных связей раскрывает представления автора о высших уровнях личностной регуляции действий [4].

По Г. Крампену, исследования локуса контроля проводились в двух направлениях, которые не следует смешивать:

1. выявление убеждений личности о контроле;

2. анализ контролируемости как ситуативных компонентов самоконтроля;

Выявляя связи эмпирических исследований с психологическими конструктами в рамках определенных теорий, свою основную задачу Г. Крампен видит в интеграции направления, представленного теориями «ожидаемых ценностей», с идеями поуровневой регуляции действий субъекта. Он вводит новый конструкт «генерализация ожиданий», который завершает личностную иерархию структур убеждений и ожиданий личности; эти структуры могут быть разного типа и в разной степени связаны с Я-концепцией личности.

Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.

Экстернал полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д.

Интернал интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.

Любому человеку свойственны признаки того или иного типа, причем, в разных ситуациях может преобладать то один, то другой тип, внутренний контроль которых универсален и характерен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.

По данным психологов, если человек выраженный интернал, т.е. считает себя ответственным за все события, которые с ним происходят, то для него, как правило, характерны вера в свои силы, удовлетворенность трудом, как сферой приложения своих сил. Он более ответственен, вынослив, последователен, эмоционально стабилен, склонен к лидерству, у него высока готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Такой человек может отличаться некоторой категоричностью и быть недостаточно восприимчивым к окружающей среде.

Экстерналы – люди внешней стратегии. Они усматривают источник неудач и двигатель успеха вовне себя. Для этих людей характерны такие особенности: несклонность к самокритике и самосовершенствованию, острое чувствование социальной ситуации, перемены в ней, восприимчивость к среде. По их мнению, в их деятельности большую роль играют внешние обстоятельства (судьба, случай, люди), они склонны к тревожности, прислушиваются к чужому мнению, не избегают обмана как тактики самооправдания. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении.

Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств.

В. А. Чепляев отмечает, что психологическая характеристика экстерналов включает в себя следующие личностные особенности [17]:

- выраженные самозащитные реакции и механизмы по типу «агрессии и нападения»;

- осознание причин личностных событий как расположенных вовне (в других людях, событиях, случайностях), в отличие от «интерналов, которые интерпретируют значимые события как результат собственной деятельности»;

- экстрапунитивность, обвинение других в конфликтах;

- конформность, зависимость от других людей, уступчивость;

- неуверенность в себе, частая несогласованность образов реального и идеального «Я»;

- неадекватность самооценки;

- тревожность, склонность к депрессивным состояниям и психическим заболеваниям;

- недостаточно развитая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, низкая самоактуализация;

- нерациональное использование психической энергии, недостаточная реализация творческого потенциала.

Интернально ориентированные субъекты в отличие от экстерналов имеют высокие баллы (Калифорнийский психологический опросник) по степени доминантности, толерантности, социабельности, умственной подготовленности, ответственности, самоконтроля, принятия своего «Я». Интерналы оценивают себя как приспособленных, выносливых, последовательных, достигающих цели, уверенных в себе, защищенных.

Характерными чертами интерналов являются:

- эмоциональная стабильность,

- моральная нормативность, доверчивость,

- воображение,

- общительность,

- сила воли.

Обобщенный образ интернала-экстернала поможет прогнозировать трудности и проблемы того и другого типа людей, более точно определять особенности и мотивы поведения, прогнозировать особенности выбора профессии и профессионального развития личности.

Итак, локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) – теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля) [5].

Уровень субъективного контроля – индивидуальная особенность контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

Уровень субъективного контроля, обладая известной инвариантностью у данной личности, все же может изменяться в зависимости от того, представляется ли ей ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д [5].

Уровень субъективного контроля связан с осознанием и оценкой собственных действий, с чувством достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности [5].

Люди с низким уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных.

Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.

1.2. Психологические особенности проявления субъективного контроля у клинического психолога

В профессиональной деятельности психолога уровень интернальности определяет саму возможность оказания помощи клиенту, а также вопрос сохранения целостности личности психолога в процессе длительной профессиональной практики.

Сравнивая результаты исследования разных курсов факультета психологии, было выявлено следующая закономерность — чем старше курс, тем выше интернальность в области достижений и ниже интернальность в области неудач, мы можем предположить, что причинами этих изменений является, приобретение психологических знаний, изменение социального положения студентов, появление новых семейных ролей и др [3].

Изменения в области интернальности неудач позволяют личности избежать излишней тревожности, и чувства вины, и с другой стороны повышение показателей по шкале интернальности достижений, соответствует большему удовлетворению своими успехами, что стимулирует дальнейшую успешную деятельность и веру в собственные силы.

А в статье Станислава Раевского говорится, о том, что столкнувшись с оценкой в супервизорской программе, как в роли супервизируемого, так и в роли супервизора, психологи зависят также от внешней оценки. Негативная обратная связь наносит серьезную нарциссическую травму, вызывая сильное сопротивление. Позитивная воспринимается как долгожданная и очень важная оценка [7].

Многочисленные экспериментальные работы, появившиеся после создания шкалы Роттера, установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с интернальностью-экстернальностью.

1) Оказалось, что конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом контроля.

2) Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы.

3) Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением. Для экстерналов характерна обратная ситуация.

4) Интерналы более активно ищут информации и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы.

5) Обзоры работ Phares E., Strickland В., Муздыбаева К. по этой проблематике констатируют, что интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность; они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своем поведении [6].

6) Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверенны в себе, проявляют большую терпимость.

7) Литературные данные говорят о связи высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «я».

8) У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботяться о своем здоровье, чаще обращаются за профилактической помощью.

9) «Экстернальность - интернальность проявляется прежде всего в атрибуции социальной ответственности. Атрибуция ответственности за успех и неудачу различна у экстерналов и интерналов.

10) Экстерналы склонны приписывать ответственность внешним факторам, вплоть до полного фатализма. В неуспехе винят лишь ситуацию: трудность задачи, недостаток времени для ее решения, помехи и т.д. У экстерналов часто занижен или завышен уровень притязаний в зависимости от внешней оценки, на которую они ориентированы. Они активизируются после неуспеха и становятся менее деятельны после успеха. Кроме того, экстерналы недостаточно верят в себя, в достижимость поставленных целей, намечая цели, не адекватные своим возможностям, но вместе с тем довольствуются близкими и незначительными успехами, ближними целями.

11) Интеранлы, наоборот, берут всю ответственность на себя, часто даже «перегибая палку», видя причину неуспеха только в своих недостатках. Обладают средним уровнем притязаний, который у них не зависит от самооценки. Интерналы повышают активность после успеха и снижают после неудачи, которая их фрустрирует. Они стремятся к решению трудных проблем. Успех в этом случае вызывает у них положительные самооценочные эмоции, которые обладают мотивирующей функцией» [5].

12) «Личность с экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения.

13) Личность с интервальным локусом контроля верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями.

14) Экстерналам присуще конформное и зависимое поведение.

15) Интерналы в отличие от экстерналов, не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы.

16) Экстерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем.

17) Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.

18) У экстерналов чаще возникают психологические и психосоматические проблемы, чем у интерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов.

«Машков В.Н. в своей статье раскрывает следующие психологические особенности работников с интернальным - экстернальным типами локуса контроля [11]: «Характерными чертами интерналов являются эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, богатое воображение, сердечность, утонченность, общительность и большая сила воли. Работники, которым присуща такая локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Они более продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага.

Интерналы в большей степени, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа вероятнее всего способствует достижению высокой продуктивности, а высокая продуктивность, в свою очередь, - получению высокого «вознаграждения». Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов. Склонность к внешней локализации контроля у экстерналов связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений. В целом им больше свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману. Стиль руководства экстерналов более директивен и чаще основывается на негативных санкциях».

Безусловно, не существует чисто интернальной или экстернальной ориентации субъекта, так как в каждом человеке присутствуют элементы каждой из них.

Можно говорить лишь о различных их сочетаниях, которые определяют направленность общего «поля» локуса контроля, представляющего многомерное, неоднозначное мотивационно-смысловое образование, характеризующее вектор социальной направленности личности и соответствующее высшему уровню личностной структуры». Локус контроля - это не диагноз, это величина хоть и относительно стабильная, но способная меняться в течение жизни [16]. Поэтому в качестве психологических особенностей проявления субъективного контроля у клинических психологов, в большей степени будет играть роль интернальность, чем экстернальность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: