Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)




Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера [9]. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

2) Методика «Локус контроля» Дж.Роттер

Одна из первых тестовых методик, направленных на выявление локуса контроля поведения (интернальности-экстернальности) [5]. Разработана в 1950-ых годах американским психологом Дж. Роттером в рамках концепции поведенческой психологии. Опросник состоит из 29 пар утверждений, утверждения в каждой паре описывают полярные варианты отношения к ситуации. В каждой паре необходимо выбрать только одно. 6 пунктов из 29 являются пустыми, таким образом, максимальный балл по каждой шкале может быть равен 23.

3) Тест на самооценку личности: я-реальное, я-идеальное. Методика Будасси исследования я-концепци [13].

Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми. Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение.

В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить. Список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”). Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

4) Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант [14].

Методика фрустрационной толерантности (модификация Н.В. Тарабриной) предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Тестируемому предлагаются 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация "обвинения" предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа обиды (агрессии и ее направленности - на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для тестируемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем).

5) Тест смысло-жизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев [9].

Тест "Смысло-жизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля Я и локус контроля-жизнь). Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. Инструкция: Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).


2.2. Практические рекомендации по формированию интернального локус контроля у клинических психологов

Для помощи психологам по изучению формирования интернального локус контроля В.А. Иванников разработал следующие рекомендации [8]:

1) Переоценка значимости мотива или предмета потребности. Это может быть осуществлено с помощью оценок и мнений других людей, через различные внешние символы, напоминающие о последствиях выбранных действий, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении привлекательности другой стороны.

2) Изменение роли, позиции психолога. Например, привлечение к активной и общественной работе может положительно влиять на формирование интернальных характеристик личности.

3) Предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Например, психолог может представить последствия своего поступка и эти представления определенным образом влияют на смысл действия.

4) Изменение смысла заданного действия может достигаться совмещением в одном действии двух смыслов, одни из которых задан жизненной ситуацией, а другой создается через связь действия, с новым реальным мотивом, актуализируемым извне.

Упражнения для перехода от экстернального локус контроля к интернальному:

1. Упражнение «Психодрама субличностей».

Данное упражнение выполняется в группе. Выберете из группы тех участников, кто будет исполнять роли ваших субличностей. По сигналу они должны начать говорить с вами – требовать, льстить, убеждать и т. д. Оставайтесь в образе своего Я. Как дирижер останавливайте напористых и усиливайте робких. Происходит обсуждение: каковы ваши ощущения? Цель: Психо-драматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем внешняя среда (факторы) управляют ими.

2. Упражнение «Обещание самому себе».

Запишите три пункта, касающиеся того, что бы вы могли осуществить в каждой из трех областей – профессиональной, организационной и личной – для преодоления вторичной травмы. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе. Просмотрите лист своих планов и попробуйте ответить на следующие вопросы: помогает ли мне эта деятельность уйти от мыслей о работе? Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл? Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем–то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни? Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения? Цель: замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

3. Упражнение «Солнце».

Нужно встать и положить левую ладонь на область поджелудочной железы (сразу под грудной клеткой), а на нее правую ладонь. Здесь в тактильных проекциях должен быть расположен локус контроля. Когда вам нужно вернуть локус на место, можно встать, положить ладони на это место и почувствовать свой центр. Можно попытаться ощутить под ладонями тепло и свет, будто в этом месте у вас маленькое солнце, личный огонь.
Делайте его каждый раз, когда вам кажется, что вы теряете опору, чувствуете сомнения в себе и боитесь, что вас оставят или вам откажут, или вас не оценят.

4. Упражнение «Биографическая атрибуция».

Формирование внутреннего локуса контроля жизни. Оборудование: лист бумаги и карандаш для каждого участника. Инструкция и процедура: ведущий просит выделить 10 наиболее важных характеристик и 10 наиболее значимых событий индивидуального жизненного пути, после чего участники распределяются на подгруппы по 3 — 4 человека.

Они по очереди отвечают на вопросы о причинах того или иного события или свойства жизни. Ответы конструируются по каузальному типу: «Моя жизнь несчастливая потому, что…», «Моя жизнь осмысленная потому, что…» и т. п. Ответы записываются на бумаге. При выполнении задания рекомендуется придерживаться общих правил работы с проективными предложениями: отзываться первым всплывающим в сознании ответом, подолгу не обдумывать и не цензурировать его. Основная задача работы в подгруппах — продуцирование максимального объема проективного материала. Затем подгруппы объединяются, и каждый участник дает причинное объяснение тому или иному состоянию дел в собственной жизни. Все объяснения можно условно классифицировать на четыре категории: Я (основной причиной такого положения дел в моей жизни являюсь я сам); Другие (основной причиной такого положения дел в моей жизни являются другие люди); Судьба (основной причиной такого положения дел в моей жизни является веление судьбы); Случай (основной причиной такого положения дел в моей жизни является случайное стечение обстоятельств). Основное направление работы в кругу — фасилитировать осознание схем каузальной атрибуции в сфере биографии, а также переформулировать ответы из категорий «Другие», «Судьба» и «Случай» в ответы из категории «Я».

5. Упражнение «Замок».

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания 2 – 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени. Цель: Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена проблеме субъективного контроля клинических психологов. В ней представлены различные взгляды, концепции и теории на проблему субъективного контроля, а также характерные особенности данного феномена.

В результате, изучения данного вопроса можно сделать следующие выводы:

1) Было проанализировано состояние проблемы субъективного контроля.

Субъективный контроль - это способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг. Важной характеристикой субъективного контроля является локус контроль – качество, характеризующее, склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).

2) Были описаны особенности проявления субъективного контроля у клинического психолога.

В профессиональной деятельности психолога уровень интернальности определяет саму возможность оказания помощи клиенту, а также вопрос сохранения целостности личности психолога в процессе длительной профессиональной практики.

Сравнивая результаты исследования разных курсов факультета психологии, было выявлено следующая закономерность — чем старше курс, тем выше интернальность в области достижений и ниже интернальность в области неудач, мы можем предположить, что причинами этих изменений является, приобретение психологических знаний, изменение социального положения студентов, появление новых семейных ролей и др.

Изменения в области интернальности неудач позволяют личности избежать излишней тревожности, и чувства вины, и с другой стороны повышение показателей по шкале интернальности достижений, соответствует большему удовлетворению своими успехами, что стимулирует дальнейшую успешную деятельность и веру в собственные силы.

А в статье Станислава Раевского говорится, о том, что столкнувшись с оценкой в супервизорской программе, как в роли супервизируемого, так и в роли супервизора, психологи зависят также от внешней оценки. Негативная обратная связь наносит серьезную нарциссическую травму, вызывая сильное сопротивление. Позитивная воспринимается как долгожданная и очень важная оценка.

3) Был проведен теоретический обзор методик исследования субъективного контроля. В список которых входят следующие методики:

a. Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК)

b. Методика «Локус контроля» Дж.Роттер

c. Тест на самооценку личности: я-реальное, я-идеальное. Методика Будасси исследования я-концепци.

d. Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант.

e. Тест смысло-жизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

4) Были разработаны практические рекомендации по изучению формирования интернального локус контроля.

1. Переоценка значимости мотива или предмета потребности. Это может быть осуществлено с помощью оценок и мнений других людей, через различные внешние символы, напоминающие о последствиях выбранных действий, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении привлекательности другой стороны.

2. Изменение роли, позиции психолога. Например, привлечение к активной и общественной работе может положительно влиять на формирование интернальных характеристик личности.

3.Предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Например, психолог может представить последствия своего поступка и эти представления определенным образом влияют на смысл действия.

4. Изменение смысла заданного действия может достигаться совмещением в одном действии двух смыслов, одни из которых задан жизненной ситуацией, а другой создается через связь действия, с новым реальным мотивом, актуализируемым извне.

Безусловно, не существует чисто интернальной или экстернальной ориентации субъекта, так как в каждом человеке присутствуют элементы каждой из них.

Можно говорить лишь о различных их сочетаниях, которые определяют направленность общего «поля» локуса контроля, представляющего многомерное, неоднозначное мотивационно-смысловое образование, характеризующее вектор социальной направленности личности и соответствующее высшему уровню личностной структуры.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Елисеев О.П. Локус контроля: практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2003. – 413 с.

2. Калинина А.О. Факторы, влияющие на формирование субъективного контроля: учебное пособие/А.О. Калинина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 383 с.

3. Каталог научных материалов (электронный ресурс) – Москва, 2017. – режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/osobennosti-lokusa-kontrolya-studentov-psihologov-v-zavisimosti-ot-kursa-obucheniya.html

4. Корнилов А.П. Деятельностная психология личности в концепции Г. Крампена / А.П. Корнилов // Вопросы психологии. – 1989. № 2. – С.159-164.

5. Локус контроля Дж. Роттера (электронный ресурс). – Москва, 2006. – режим доступа:https://1-source.ru/diagnostika/lokus-kontrolya-dzh-rottera.html (дата обращения: 8.06.2019)

6. Муздыбаев К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве / К. Муздыбаев // Психол. журн. –1983. № 3. – C. 61-69.

7. Профессиональная психологическая помощь (электронный ресурс). – Москва, 2018. – режим доступа: https://www.psysovet.ru/threads/16199/ (дата обращения: 19.04.2019)

8. Психология (электронный ресурс). – Москва, 2019. – режим доступа: https://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/uprajnenie-biograficheskaya-atributsiya-36008.html (дата обращения:10.06.2019)

9. Смысло-жизненные ориентации (электронный ресурс). – Москва, 2005. – режим доступа: https://testoteka.narod.ru/ms/1/16.html (дата обращения: 8.06.2019)

10. Столин В.В. Общая психодиагностика: учебник / В.В Столин. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.

11. Студенческая библиотека онлайн(электронный ресурс) – Москва, 2013. – режим доступа:https://studbooks.net/1643227/psihologiya/lokus_kontrolya_lokusa_kontrolya_osobennosti_proyavleniya_tipa_lokusa_kontrolya_vzroslyh (дата обращения 13.06.2019)

12. Теоретическое и эмпирическое изучение особенностей проявления лжи у студентов с различным уровнем локуса контроля (электронный ресурс) – Москва, 2006. – режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=732618 (дата обращения 13.06.2019)

13. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное Будасси (электронный ресурс). – Москва, 2006. – режим доступа: https://psycabi.net/testy/527-test-na-samootsenku-lichnosti-ya-realnoe-ya-idealnoe-metodika-budassi-issledovaniya-ya-kontseptsii (дата обращения 8.06.2019)

14. Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант (электронный ресурс). – Москва, 2005. – режим доступа: https://psycabi.net/testy/419-frustratsionnyj-test-rozentsvejga-metod-risunochnoj-frustratsii-modifikatsiya-tarabrinoj-metodika-frustratsionnoj-tolerantnosti-reaktsii-na-obman-diagnostika-obidy-agressivnosti-vzroslyj-variant (дата обращения: 8.06. 2019)

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: педагогика / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 2003. – 310 с.

16. Центр психологического консультирования нейропсихологической коррекции и практической кинезиологии (электронный ресурс). – Мытищи, 2015. – режим доступа: https://centrparus.ru/lokus-kontrolya/ (дата обращения: 19.04.2019)

17. Чепляев В.А. Субъективный контроль и регуляция социального поведения безработных: методическое пособие / В.А. Чепляев. – Саратов.: ПМУЦ, 2002. – 54 с.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: