Муниципальное образовательное учреждение
«Арьёвская средняя общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Секция «Мир слова»
«Образ дерева и цветопись в лирике Сергея Есенина»
Выполнила: Грязнова Алевтина
Лет
Учитель: Лобанова Надежда Юрьевна
Учитель литературы
Р.п Арья
Год
Содержание работы:
Стр.
1.)Введение………………………………………………………………..3
2.) «Древесные мотивы лирики Есенина»……………………………....5
3.) Упоминание различных видов деревьев в лирике Сергея
Есенина…………………………………………………………………...7
4.)Образ дерева в лирических произведениях Есенина…………….....8
5.)Образ цвета в лирике Сергея Есенина………………………………11
6.)Цветопись лирических произведений………………………………13
7.) Символическое значение цветов животных………………………..24
8.)Заключение ……………………………………………………………26
9.)Литература…………………………………………………………….28
Введение
Я навек за сиянье и росы,
Полюбил у березки стан,
И её золотисты косы,
И холщовый её сарафан.
С.Есенин
Встреча с поэзией всегда приносит мне радость, успокаивает душевные волнения, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Настоящим приобщением к поэзии стали для меня уроки литературы, на которых мы знакомились с творчеством замечательного русского поэта Сергея Есенина. Меня поразило в его творчестве то, что все его произведения искренни, красочны, в них звенит, радуется, тоскует сама русская душа. За счет чего достигается это? Меня заинтересовал этот вопрос, и появилось желание глубже познакомиться с наследием великого русского поэта, более детально проанализировать каждое его стихотворение и особое внимание обратить на использование поэтом различных цветов в своем творчестве. Результаты наблюдений я отразила в своей реферативно-исследовательской работе: «Образ дерева и цветопись в лирике Сергея Есенина».
Актуальность работы:
Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.
.
Цель:
Изучение образа дерева в лирических произведениях Сергея Есенина, цветописи его стихотворений.
Задачи:
1) познакомиться с поэтическим наследием Сергея Есенина;
2)проанализировать стихи Есенина и выявить в них образ тех ли
иных деревьев
3)сопоставить и сравнить образ дерева в лирике Есенина и в лирике других поэтов
4)рассмотреть символическое значение цветов в стихах поэта
Методы исследования:
1. Поисково - теоретический: чтение и анализ научно- критической литературы по данной теме, изучение проблемы.
2. Опытно- экспериментальный: анализ 339 стихотворений С.Есенина.
3. Заключительно – обобщающий: систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера.
Гипотеза:
Я предполагаю,что образ дерева прослеживается на протяжении всего творчества Сергея Есенина,а цветопись присутствует во всех его лирических произведениях
«Древесные мотивы лирики Есенина»
Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.
Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен — подвыпившему сторожу, лирическому герою.
«Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель», — писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».
С поэзией С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество. Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы.
Родился я с песнями в травяном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит..
Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена — «нога, голова».
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
("Я по первому снегу бреду…", 1917 г.)
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
("Зеленая прическа", 1918 г.)
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
("Я покинул родимый дом…", 1918 г.)
Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы. В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов.
По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения — липа, рябина, черемуха».
Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. Береза наиболее часто становится героиней его произведений — 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4),дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1).
«Упоминание различных видов деревьев в лирике Сергея Есенина»
«Образ дерева в лирических произведениях Есенина»
Дерево | Образ | Стихотворение | Год написания |
Береза | Береза олицетворяет образ девушки, невесты, любви и нежности | «Белая береза» | 1913 год |
«Троицыно утро…» и «Зашумели над затоном тростники…» | 1914 год | ||
"Зеленая прическа" | 1918 год | ||
«Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» | 1921-1924 гг. | ||
Клён | Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, как своего рода лирический герой «древесного романа». (Двойник лирического героя) | «Я покинул родимый дом …» | 1918 год |
«Сукин сын» и «Клен ты мой опавший…» | 1924-1925 гг. | ||
Тополь | Тополя растут вдоль дорог и поэтому они иногда ассоциируются с босоногими странниками | «Село» | 1914 год |
«Без шапки, с лыковой котомкой…» | 1916 год | ||
"Да! Теперь решено…" | 1922 год | ||
Дуб | образ жизненной мощи. | «Богатырский посвист» | 1914 год |
«Октоих» | 1917 год | ||
Хвойные деревья | Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина | "Не ветры осыпают пущи…", "Сохнет стаявшая глина", "Чую радуницу божью…", "Ус", "Туча кружево в роще связала" | 1914-1915 гг. |
Черёмуха | Черемуха ассоциируется с образом невесты | "Черемуха душистая с весною расцвела..." | 1915 год |
Ива | Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности | «Край любимый…» «Мне грустно на тебя смотреть…», | 1914 год 1914 год |
«Нощь и поле, и крик петухов…» и "Я по первому снегу бреду… | 1916 -1917 гг. | ||
«Пускай ты выпита другим…» | 1923 год | ||
Верба | Мать, нежная и любящая, Родной дом, Уход из дома, тоска | «В зеленой церкви за горой..» | 1916 год |
Вывод: Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив "древесного романа" восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп "человек — растение". чувство слияния человека с природой, радость приобщения к гармонии мира
Образ цвета в лирике Сергея Есенина
Цвет, конечно, сам по себе содержит определенный смысл, но в каждой национальной культуре складывается своя символика цвета, и у некоторых поэтов цвет превращается в устойчивый образ-символ. В частности, в поэтике Есенина, связанной с народной основой, фольклором, цвет несет в себе эмоциональный, оценочный, философский смысл. Читатель покажет, что и образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, с фольклорной почвой. В образе дерева сказались древние крестьянские представления о единстве бытия, о связи растений, животных и их старшего брата - человека с матерью-природой. Это видно в народном орнаменте, в вышивках, где дерево похоже на человека, в деревянной резьбе, излюбленным мотивом которой является переплетение растений, в травяном узоре росписей собора Василия Блаженного (Покровского) в Москве, в белокаменной резьбе Дмитриевского собора во Владимире, где изображены под раскидистым деревом играющий на музыкальном инструменте царь Давид, а вокруг мирно улыбающиеся львы с цветком на кончике хвоста и лебеди с переплетенными, как растения, шеями. Эти фотографии можно показать через эпидиаскоп.
Есенинские цвета тоже связаны с народным творчеством, это цвета вышивок и росписей с их чистыми контрастными тонами. Их символика связана с народной поэзией, с древней живописью, где они также несут эмоциональный и оценочный, символический смысл.
Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа — это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.
Вся поэзия С. Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется из самого сердца, как “песнь простая». Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками.
Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление - все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта («Выткался на озере алый свет зари», «Весенний вечер», «Береза», «Восход солнца», «Звезды», «Ночь» и др.