Обстоятельства ниспослания.




Однажды, еще при жизни Пророка Ислама (ДБАР) к нему подошла женщина и сказала, что она замужем за своим двоюродным братом по имени Рифаа, который развелся с ней (трижды произнеся формулу развода). После этого она вышла замуж за человека по имени Абдуррахман, но тот также развелся с ней, так и не вступив в половые сношения. А вопрос ее состоял в том, может ли она теперь вернуться к своему первому мужу.

Посланник Аллаха (ДБАР) ответил отрицательно и сказал при этом, что ее повторный брак с первым мужем мог бы иметь силу только в том случае, если бы она вступила в интимную связь со вторым мужем. В этих обстоятельствах и был явлен ему этот аят.

Комментарий

Комментарий к предыдущему аяту вскользь затрагивает эту проблему, указывая, что после второго провозглашения развода супруги должны либо примириться и восстановить добрые отношения, либо расстаться окончательно.

Новый аят представляет собой, по существу, дополнительное пояснение к этому предписанию.

Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если тот разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха

Основные идеи

1. Мужчина не должен злоупотреблять своими супружескими правами. Ему следует помнить, что он не обладает неограниченной свободой и властью в обращении со своей женой.

Согласно преданию, Имам Риза (ДБМ) говорил: «Не относитесь к разводу с легкостью, и не допускайте, чтобы ваши жены оказывались внакладе». [266]

2. Не каждому дано постичь тайны и мудрость небесных законов, а потому для некоторых религиозные предписания могут показаться неожиданными, хотя для тех, кто обладает даром проницательности, все они видятся ясными и понятными. Простые люди видят зачастую лишь внешнюю, видимую сторону этих предписаний, тогда как посвященные прозревают всю их духовную глубину.

3. Мусульманин должен понимать, что Божественные установления не ограничиваются лишь молитвой, подаянием, хаджем и Священной войной. Соблюдение семейной этики также относится к числу установлений Аллаха.

Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 231

وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النَّسَاء فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَلاَ تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لَّتَعْتَدُواْ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ وَلاَ تَتَّخِذُوَاْ آيَاتِ اللّهِ هُزُوًا وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَمَا أَنزَلَ عَلَيْكُمْ مِّنَ الْكِتَابِ وَالْحِكْمَةِ يَعِظُكُم بِهِ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴿231﴾

231. Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их, по добру, или же отпускайте их по добру, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая [закон]. А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем.

Комментарий

Этот аят, продолжая тему предыдущего, излагает некоторые нормы, регулирующие в Исламе процедуру развода с тем, чтобы не допустить ущемления прав и достоинства женщины.

В нем указывается, что в течение всего периода выжидания, даже если до его истечения остался всего один день, мужчине позволено вернуться к жене и сохранить с ней искренние супружеские отношения. Но если обстоятельства не благоприятствуют примирению, он освобождает ее от супружеских уз. Как бы то ни было, вне зависимости от того, решит ли мужчина вернуться к жене или окончательно расстаться с ней, все должно делаться подобру и по совести без озлобленности и мести.

Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их, по добру, или же отпускайте по добру…

Далее в аяте раскрывается понятие /ма‘руф/ (согласно доброму обычаю) и говорится, что процедура развода и его аннулирования должна быть спокойной и искренней.

…но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая [закон]. А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе

В эпоху невежества развод и его отмена нередко использовались в качестве инструмента мести женщине и средства причинить ей боль. Вот почему в этом аяте так сурово и непреложно говорится, что сохранение брака не должно преследовать цель причинения женщине вреда или ущемления ее достоинства, в противном случае это будет означать несправедливость не только по отношению к ней, но и по отношению к душе самого мужчины.

Смысл сказанного следует понимать следующим образом:

1. Решение отказаться от провозглашенного развода, в основе которого лежит нарушение религиозных предписаний, не принесет ни мира, ни спокойствия.

2. С точки зрения Корана, мужчина и женщина, согласно замыслу Творца, представляют собой взаимно дополняющие друг друга части единого целого. Поэтому, ущемляя права своей жены, муж одновременно творит несправедливость и по отношению к самому себе.

3. Человек, поступающий несправедливо в отношении другого человека, навлекает на себя кару Аллаха, то есть проявляет жестокость по отношению к самому себе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: