Обстоятельства ниспослания. Основная идея




Во многих книгах толкования Корана, включая «Маджма‘ аль-баян» и «Рух аль-баян», история ниспослания этого аята описывается, вкратце, следующим образом.

Между дочерью одного из сподвижников Пророка (ДБАР), которого звали Абдалла аль-Равахех, и ее женихом возник спор. Отец невесты поклялся не вмешиваться в их дела и не пытаться помирить их. Тогда и был явлен аят, запрещающий приносить подобные клятвы.

Комментарий

Арабское слово /айман/ - это множественное число от /йамин/ 'клятва', а слово /‘урда/ означает в зависимости от контекста 'возражение, препятствие'.

Смысл рассматриваемого аята позволяет сделать следующие выводы:

1. Не ссылайся на клятву, как на препятствие для совершения добрых дел.

Пусть клятва именем Аллаха не препятствует вам творить добро…

2. Не ссылайся на клятву в качестве предлога для того, чтобы увильнуть от своих обязанностей. Не избегай творить добро и, следовательно, не лишай себя будущего вознаграждения.

…быть богобоязненным и примирять людей

3. Не клянись Аллахом и его святым именем всуе. Это признак дерзости и дурного тона.

Имам Садык (ДБМ) говорил: «Не клянись Аллахом вне зависимости от того, прав ты или виноват…» [264]

4. Никогда не забывай о высших ценностях и будь снисходительным.

5. Остерегайся, ибо Аллах слышит все твои слова и знает даже то, что не было произнесено вслух (а только возникло в твоих мыслях). Следи за каждым своим словом, за каждой мыслью.

Аллах – Всеслышащий, Всезнающий

6. Совершение добрых дел и проявление снисходительности к людям, порождаемые набожностью и добродетелью, - большая ценность. Поэтому нельзя отказываться от этого даже под предлогом клятвы Святым Именем Аллаха. И в целом, памятуя о ценности упомянутых деяний, следует вообще избегать таких клятв.

****

Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы, но наказывает за то, что замыслили ваши сердца. Аллах – прощающий, снисходительный.

Клятвы, произнесенные необдуманно или против собственной воли в момент гнева, либо пустопорожняя божба в обыденной речи не имеют силы.

Аллах не наказывает вас за пустопорожние клятвы…

Человек несет ответственность за клятву только в том случае, когда она приносится при обычных обстоятельствах, сознательно и обдуманно. Это, как правило, клятва Святым Именем Аллаха выполнить какое-то полезное, доброе дело. Такую клятву религиозный закон предписывает исполнять. Поэтому нарушение подобной клятвы является запретным, и в суре Аль-Маида (Трапеза) подробно описывается, как следует искупать клятвопреступление.[265] Чтобы искупить этот проступок, следует накормить десять неимущих или снабдить их добротной одеждой, или освободить раба. Если же нет возможности совершить какое-либо из этих деяний, то мусульманину или мусульманке нужно поститься три дня подряд.

…но наказывает за то, что замыслили ваши сердца

Основная идея

человек отвечает за то, что делает по собственной воле, руководствуясь своим сознательным выбором. Аллах прощает Своим рабам ошибки, совершаемые ими в чрезвычайных ситуациях.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аяты: 226-227

لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَآئِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِنْ فَآؤُوا فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿226﴾ وَإِنْ عَزَمُواْ الطَّلاَقَ فَإِنَّ اللّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ﴿227﴾

226. Те, которые поклялись избегать своих жен, должны выжидать четыре месяца. Если же они раздумают, то, воистину, аллах – Прощающий, Милостивый.

227. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах Всеслышащий, Всезнающий.

Комментарий

Одним из обычаев эпохи невежества было прекращение контактов между супругами посредством 'клятвы воздержания' /’иля’/. ему следовали также и новообращенные мусульмане. Само это слово по-арабски означает 'клятву воздержания от интимных связей'.

В эпоху невежества, если мужчина был почему-либо недоволен своей женой, он мог принести клятву воздержания от плотских связей с ней, ущемляя права женщины таким вот недостойным мужчины способом. Он не доводил дело до официального развода, который дал бы ей свободу выбора и позволил бы выйти замуж за того, кто ей больше по нраву, но и не выражал готовности помириться и продолжать жить с ней как с женой.

Те, которые поклялись избегать своих жен…

В этом аяте рассказывается о том, каким образом Ислам намерен искоренить этот обычай. Он гласит, что мужчине дается четыре месяца для того, чтобы освободить женщину от оков брачного союза. Он может отказаться от своей клятвы и возобновить супружеские отношения либо официально развестись и предоставить женщине свободу.

…должны выжидать четыре месяца

Выбор первого из двух вариантов поведения и сохранение семейного союза является, безусловно, разумным поступком, а также приятен Аллаху.

Поэтому в конце аята говорится:

Если же они раздумают, то, воистину, аллах – Прощающий, Милостивый

Последние слова 'аллах – Прощающий, Милостивый' свидетельствуют о том, что отказ от этой клятвы не считается грехом (хотя за этим стоит намек на то, что клятва, по сути своей, вещь не похвальная).

****

Если мужчина решает оставить свою жену и потребовать развода, то прощение и милость Аллаха ему не гарантируются, ибо Аллах, которому ведомы все тайны, знает, воспользовался ли он законом о разводе из корыстных побуждений, продиктованных его похотью, либо был вынужден прибегнуть к нему в силу реальных обстоятельств. Господь – Всеслышащий и знает о факте развода, Он – Всезнающий, и ему ведомы истинные мотивы этого поступка.

Вот почему в Коране говорится:

Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, Аллах Всеслышащий, Всезнающий

Однако следует иметь в виду, что хотя Ислам и не аннулировал до конца обычай принесения клятвы воздержания, он, тем не менее, сумел ликвидировать его последствия, запретив мужчине избегать своей супруги и прекращать интимные отношения с ней посредством произнесения такой клятвы. Если мы читаем в этом аяте, что такому мужчине дается четыре месяца для принятия решения, то это отнюдь не означает, что посредством клятвы воздержания можно прекратить супружеские отношения, а лишь подчеркивает, что выполнение супружеских обязанностей как религиозного предписания должно иметь место как минимум один раз в четыре месяца. (Следует заботиться о том, чтобы столь долгое воздержание не подтолкнуло женщину к грехопадению. Поэтому, в особенности для молодых женщин, которые из-за длительности срока воздержания могут впасть в грех, перерыв в половых отношениях следует сократить, чтобы не оставлять неудовлетворенными ее сексуальные потребности).

Основные мысли

1. Одной из принципиальных обязанностей Пророков было искоренение устаревших общественных обычаев и традиций, основанных на предрассудках и невежестве.

2. Одним из принципов поведения супруга в семье является забота о правах супруги, а также об удовлетворении ее духовных и естественных потребностей.

3. Человек порой использует самые святые имена для самых низменных целей.

4. Некоторым людям необходимо время для того, чтобы принять разумное решение и вернуться на путь истинный.

5. Ислам является защитником угнетенных. Женщина испокон веков находилась в угнетенном положении, и на протяжении всей истории ее права попирались. Вот почему Коран так часто заступается за женщину.

6. Людей нужно побуждать вести здоровый и праведный образ жизни. Слова этого аята 'Если же они раздумают, то, воистину, Аллах – Прощающий, Милостивый' дают мужчине понять, что возвращение к праведной жизни – это путь к обретению прощения и милости Аллаха.

7. Ислам не отвергает развода, несмотря на всю неприглядность и прискорбность этого явления, но он не терпит такого положения, при котором супруга в течение неограниченного срока остается в состоянии неопределенности.

8. Будьте осторожны в своих чувственных влечениях и остерегайтесь принимать решения, ведущие к разрушению жизни женщины, ибо

Аллах – Всеслышащий, Всезнающий

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 228

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلاَثَةَ قُرُوَءٍ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَلِكَ إِنْ أَرَادُواْ إِصْلاَحًا وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكُيمٌ ﴿228﴾

228. Разведенные должны выжидать три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют такие же права, как и обязанности, согласно доброму обычаю, хотя мужья и выше их по степени. Аллах – Великий и Мудрый.

Комментарий

В предыдущем аяте был поднят вопрос о разводе. В новом аяте предлагается ряд правил, которым нужно следовать при разводе. Таких правил здесь названо пять. Во-первых, аят гласит о необходимости соблюсти 'период выжидания'.

Разведенные должны выжидать три срока регул

В этой фразе использовано арабское слово /куру’/, под которым здесь подразумевается период ежемесячного очищения женщины. Поскольку процедура развода должна осуществляться после того, как женщина очистится и не будет иметь близости со своим мужем, это очищение идет в счет упомянутых трех. После него она должна выждать еще два месячных периода, и как только появятся признаки наступления третьего менструального цикла, период ожидания считается законченным и женщина имеет право снова выходить замуж.

Второе правило гласит:

Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах

Следует заметить, что вопрос начала и истечения периода ожидания, который сама женщина решает лучше любого постороннего, остается на совести женщины, и ее слова принимаются в качестве документального доказательства.

Третье правило можно вывести из фразы, гласящей, что муж может в течение периода ожидания отозвать свое решение о разводе.

А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения

По сути дела, пока для женщины продолжается период ожидания и предварительного развода, муж может в любой момент без всяких дополнительных процедур возобновить с ней супружеские отношения. Для того, чтобы это произошло, достаточно любого слова или действия, подразумевающего, что супруг не намерен доводить дело до окончательного развода.

Далее излагается четвертое правило.

Женщины имеют такие же права, как и обязанности, согласно доброму обычаю, хотя мужья и выше их по степени

Итак, точно так же, как мужья имеют определенные права в отношении своих жен, их жены тоже имеют аналогичные права в отношении своих супругов, которые обязаны их уважать.

Учитывая очевидные различия между мужчиной и женщиной с точки зрения их физических и психологических особенностей, мужу отдана главенствующая роль в управлении семейными делами, а женщина призвана помогать ему в этом. Эти различия не могут, однако, помешать некоторым женщинам взойти на более высокую ступень знания и набожности, достичь более высокого духовного ранга, чем многие мужчины.

Арабский термин /ма‘руф/, который означает благожелательное, логичное и разумное поведение, повторяется в аятах, посвященных проблеме развода, 12 раз, что можно рассматривать как предупреждение мужчинам и женщинам, чтобы они не злоупотребляли своими правами, а строили свои супружеские отношения, уважая права друг друга, дабы заслужить одобрение Аллаха.

Наконец, последняя строка этого аята гласит:

Аллах – Великий и Мудрый

Эти заключительные слова указывают на то, что мудрость и здравомыслие Аллаха требуют от каждого члена общества, чтобы он нес обязанности, вытекающие из законов сотворенного мира, с учетом особенностей его телесного и духовного склада. Мудрость Аллаха требует также, чтобы и женщина выполняла аналогичные обязанности, пользуясь в то же время дарованными ей правами, благодаря чему между правом и долгом устанавливается справедливое и равновесное соотношение.

Важность этого положения, а также различия между полами и их обязанностями станут предметом дальнейшего рассмотрения при анализе соответствующих аятов Корана.

****

Развод и соблюдение закона

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 229

الطَّلاَقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ وَلاَ يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلاَّ أَن يَخَافَا أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿229﴾

229. О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по добру, [как велят шариат и разум], или отпустить ее достойным образом. Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного, если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом. А если же вы опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы границы (законы), установленные Аллахом. Так не преступайте же их. А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: