Они – обитатели ада и пребудут в нем навеки»




Комментарий «Аль-мизан» предлагает объяснение арабского слова /хабт/ 'неудача', где, в частности, говорится:

«Если быть кратким, /хабт а‘мал/ 'безрезультатность деяний' означает, что все они превращаются в ничто и утрачивают свое значение. Некоторые считают, что это слово произошло от корня /хабата/, которым обозначается животное, когда оно переело корма и погибает от растяжения желудка.

Смысл настоящего аята так же, как и прочих аятов, где идет речь о безрезультатности деяний, состоит в том, что неверие и отступничество лишают деяния их значения, то есть такие деяния утрачивают свою способность даровать человеку вечную радость. С другой стороны, истинная вера и религия порождают деяния, дарующие человеку радость, счастье и наслаждение жизнью. Если ранее не веровавший человек уверует в истину, его деяния обретают новый смысл и наполняют жизнь такого человека радостью и счастьем (хотя прежде они не имели такого воздействия, то есть были безрезультатными). Точно так же, когда ранее веровавший человек отрекается от своей религии, все его дела теряют свою действенность и значение: они более не в силах сделать счастливой жизнь этого человека ни в бренном мире, ни в мире Ином. Если же, наоборот, бывший отступник вернется в лоно Ислама, то есть надежда, что его дела оживут. Но если он так и умрет ренегатом, тщетность его деяний лишь получит новое подтверждение и в удел ему достанется несчастье и страдание».[260]

****

Арабское слово /джихад/ дословно означает 'старание, стремление' и может подразумевать жертвование богатства или самопожертвование и принятие смерти во имя Аллаха.

Воистину, те, которые уверовали, переселились и явили рвение на пути Аллаха, уповают на милость Аллаха

Во втором аяте этого фрагмента отмечается, что некоторые из воинов, сражающихся за дело Аллаха, по неведению либо по неосторожности могут совершить ошибочные действия (история Абдаллы ибн Джахша тому пример), но Аллах простит им эту ошибку за их в целом искреннюю и верную службу этому делу.

А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 219

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ كَذَلِكَ يُبيِّنُ اللّهُ لَكُمُ الآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ ﴿219﴾

219. Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек». Так разъясняет им Аллах знамения, - может быть, вы поразмыслите.

Комментарий

В рассматриваемом аяте приводится два вопроса и ответы Господа на них. Первый вопрос касается вина и азартных игр (майсир).

Они спрашивают тебя о вине и майсире

Термин /хамр/ в арабском словаре толкуется как 'укрывание', отсюда платок, который женщина носит на голове как часть паранджи - /хиджаб/, называется /химар/. Поскольку алкогольные напитки лишают пьющего способности различить окружающие предметы, заслоняя, по сути дела, его разум, то все они по-арабски обозначаются словом /хамр/.

Термин /майсир/ происходит от арабского корня /йуср/, передающего смысл чего-то легкого, несложного, подразумевая, что в азартной игре каждая из сторон питает стремление к легкой наживе.

В ответ на этот вопрос, задаваемый некоторыми из уверовавших, настоящий аят повелевает Пророку (ДБАР):

Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей…»

Под пользой здесь, вероятно, подразумевается доход, получаемый виноделом, виноградарем и виноторговцем, а также средства, поступающие в виде налогов, таможенных пошлин и сборов, или прибыль, получаемая держателями игорных домов. Однако грех и внутренний убыток от них для человека больше, чем внешние доходы.

Ниже приводятся некоторые из пагубных последствий винопития и азартных игр, которые упоминаются в книгах толкования Корана.

1. Сокращение срока жизни.

2. Негативные последствия для будущего поколения, в особенности, если зачатие происходит в нетрезвом состоянии.

3. Моральное разложение и рост числа таких преступлений, как воровство, драки, убийства, изнасилования и нарушения правил вождения на дорогах.

Один из ученых, специалистов в естественных науках, сказал: «Если бы правительства в странах с высоким потреблением алкоголя закрыли половину питейных заведений, то мы могли бы закрыть половину психиатрических больниц».

Азартные игры тоже, как известно, приводят к различным расстройствам: возникновению нервных заболеваний, апоплексии, повышенному сердцебиению, утрате аппетита и здорового цвета лица и др. Те, кому приходится иметь дело с преступностью (в некоторых странах), официально отмечают, что около тридцати процентов правонарушений связано с игорным бизнесом.

Азартные игры, кстати, оказывают очевидный негативный эффект на развитие экономики, поскольку ведут к потере игроками интереса к любой другой полезной работе.

В последние годы азартные игры были запрещены и объявлены незаконными в целом ряде немусульманских государств, не говоря уже о том, что, например, в Англии такого рода закон был принят еще в 1853 году, в Америке - в 1855 году (в некоторых штатах он до сих пор сохраняет силу), в России - 1854 году, а в Германии - в 1873 году.

Второй вопрос касается того, из чего должно состоять подаяние на благотворительные цели. Вот как повелевает Коран Пророку (ДБАР) отвечать на этот вопрос:

Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек». Так разъясняет Аллах знамения, - может быть, вы поразмыслите

В арабском толковом словаре слово /‘афв/, помимо 'прощения, амнистии', толкуется также как 'умеренность, излишек, лучшее из достояния'. Каждое из этих значений можно применить к слову /‘афв/ в рассматриваемом аяте. То есть, если вы намерены потратиться на подаяние, то соблюдайте умеренность в расходах, не раздавайте все, что у вас есть, дабы самому в последствии не стать нищим, а если вы уж решили с кем-то поделиться, то делитесь самым дорогим из вашего достояния, ибо Коран гласит: «Вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете тратить на подаяние то, что вам дорого» (3:92).

Пояснение

1. Рассматривая тот или иной вопрос, нам следует быть справедливыми. В аяте нет поощрения доходов от вина и азартных игр, но вопрос этот в нем трактуется таким образом, что побуждает нас к размышленью и раздумью.

2. Как алкоголь, так и азартные игры губительны для тела и души. И то, и другое ведет человека к падению. Вот почему они в Коране стоят рядом.

3. Нужно стремиться сохранить разум и мир. Запрещение алкогольных напитков привело к сохранению здравомыслия и мудрости, а запрещение азартных игр способствует сохранению внутреннего мира, духовной и экономической безопасности нации.

4. Как свидетельствуют современные исследования, с возникновением Ислама началось постепенное запрещение потребления алкоголя, пока эта мера не была окончательно внедрена во всех мусульманских обществах.

К моменту возникновения Ислама, несмотря на то, что и предшествующие Исламу религии запрещали пить вино, люди привыкли к регулярному потреблению алкоголя. Новые Божественные откровения постепенно убедили их согласиться с этим запретом. В суре Ан-Нахл (Пчелы) - 16:67 говорится: «От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и доброе пропитание». Смысл этого высказывания в том, что из винограда можно получать как хмельной напиток, так и добрую пищу, то есть хмельной напиток не относится к доброй пище.

Затем был ниспослан этот аят, где идет речь о вине и азартных играх и говорится, что вреда от них больше, чем пользы.

И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы

При несколько иных обстоятельствах был ниспослан другой аят Священного Корана (Ан-Ниса (Женщины) - 4:43), где уверовавшим предписывалось:

Не творите молитвы, будучи пьяными…

Наконец, запрет употреблять спиртное был окончательно сформулирован и увековечен в суре Аль-Маида (Трапеза) - 5:90, когда прозвучали Слова Всевышнего:

Опьяняющий напиток, майсир… - скверные деяния, внушаемые Шайтаном

Среди хадисов Пророка (ДБАР) и высказываний святых Имамов (ДБМ) очень много таких, где осуждается употребление хмельных напитков, а также подчеркивается незавидная судьба, ожидающая любителей спиртного в Судный день.

Так, согласно хадису, святому Пророку (ДБАР) принадлежат такие слова: «Все опьяняющие вещества запретны; проклятье Аллаха лежит на спиртных напитках, на тех, кто их производит, на их помощниках, на продавцах вина, его покупателях и раздавальщиках, а также на тех, то пользуется доходом от него, кто его грузит, разносит и потребляет». [261]

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 220

فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَى قُلْ إِصْلاَحٌ لَّهُمْ خَيْرٌ وَإِنْ تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ الْمُفْسِدَ مِنَ الْمُصْلِحِ وَلَوْ شَاء اللّهُ لأعْنَتَكُمْ إِنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ ﴿220﴾

220. (Поразмыслите) об этой и будущей жизни. Они спрашивают тебя о сиротах. Отвечай: «улучшать их дела – благое деяние». Если же вы объедините свое и их имущество, то они – ваши братья. Аллах различает нечестивца от творящего благое дело. Если бы Аллах захотел, то Он удручил бы вас. Воистину, Аллах – Велик, Мудр.

Комментарий

Первые слова этого аята 'об этой и будущей жизни' являются, по всей видимости, завершением последней фразы предыдущего аята и подразумевают, что ваша благотворительность принесет вам счастье в этой и будущей жизни. Жертвуя на благотворительные цели, не растрать своего состояния, дабы самому не оказаться в беде, и не скаредничай, ибо это лишит тебя Божественного вознаграждения в Ином мире.[262]

Но не исключено, что они относятся ко всему содержанию предыдущего аята в целом. Если это так, то тогда они означают, что каждый человек должен задуматься о делах бренного мира, поскольку духовное вознаграждение в Ином мире зарабатывается нами только здесь, в мире вещей. Это может означать призыв поразмышлять над такими вопросами, как единственность Аллаха, Воскресение, тайны сотворения мира и важнейшие законы природы с целью понять их и принять для себя, хотя принятие вероучения отнюдь не обусловлено исчерпывающим пониманием всех тайн. Поэтому в аяте и говорится:

(Поразмыслите) об этой и будущей жизни

По поводу проблемы сирот в толкованиях Корана отмечается, что когда был явлен десятый аят суры Ан-Ниса (Женщины) - 4:10, где говорится, что те, кто не по праву отнимает собственность у сирот, проглатывают огонь, жгущий их внутренности, семьи, у кого в доме жили сироты, очень встревожились. Дело дошло даже до того, что кое-кто стал выгонять сирот из своих домов или подавать им еду в отдельной тарелке. Все это привело к возникновению ряда затруднений как для членов семьи, так и для самих сирот.

Именно в силу этих причин они обратились к Пророку (ДБАР) с вопросом о том, как следует вести себя с сиротами. Пророк (ДБАР) ответил им, что для них будет лучше, если они будут добрее к сиротам. Им не следует обделять сирот своим вниманием и избегать ответственности за распоряжение их имуществом под предлогом того, что их собственное имущество объединится с имуществом сирот: ведь те являются их братьями по вере. Нет ничего плохого в том, что их имущество объединится с имуществом сирот, если только они не берут в дом сироту с целью завладеть его достоянием.

Они спрашивают тебя о сиротах. Отвечай: «Улучшать их дела – благое деяние». Если же вы объедините свое и их имущество, то они – ваши братья

Следует также помнить о том, что Аллах отличает добродетельных от злодеев и никогда не повелит обречь верующих на страдания, ведь Он, как известно, Велик и Мудр.

Аллах различает нечестивца от творящего благое дело. Если бы Аллах захотел, то Он удручил бы вас. Воистину, Аллах – Велик, Мудр

Пояснение

1. Сироты нам не сыновья, но и не прислуга. Они – наши младшие братья и принадлежат к нашему числу ('…они – ваши братья'),а потому должны жить с нами и быть частью нашей жизни.

2. Нельзя пренебрегать делами сирот, поскольку общественный интерес состоит в том, чтобы мы ввели для себя в обычай обращаться с ними по-братски, руководствуясь самыми добрыми намерениями.

3. Не важно, что кое-кто словами об улучшении положения сирот прикрывает свои истинные намерения, поскольку Аллах всегда знает, кто творит мир, а кто сеет нечестие. Так что, берегитесь, и не захватывайте имущество сирот под предлогом улучшения их дел, но и не избегайте обязанности распоряжаться им из боязни подвергнуться обвинениям в нечестии.

4. Ислам не налагает на верующих обязательств, которые им не под силу выполнить (см. приведенные выше обстоятельства ниспослания этого аята).

5. Любое улучшение положения сирот есть важное дело. Слово 'улучшить', которое встречается в данном аяте, стоит здесь в неопределенной форме и, следовательно, подразумевает улучшение всех сторон их жизни: знания, образования, финансового состояния, практических навыков, религиозного поведения и т.д.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 221

وَلاَ تَنكِحُواْ الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ وَلأَمَةٌ مُّؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ وَلاَ تُنكِحُواْ الْمُشِرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُواْ وَلَعَبْدٌ مُّؤْمِنٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُوْلَـئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللّهُ يَدْعُوَ إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ﴿221﴾

221. Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, - может быть, они поразмыслят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: