Обстоятельства ниспослания. Когда же между Пророком (ДБАР) и членами племени Сакиф возник конфликт




Эти аяты были ниспосланы в связи с человеком по имени Ухнус ибн Шарик. Это был человек приятной наружности, обладавший умением красиво говорить. Он претендовал на дружбу с Пророком (ДБАР), убеждал его в своей вере. Он поклялся в своей любви к нему и в том, что уверовал в Аллаха, хотя на самом деле был лицемером. Посланник (ДБАР) говорил с ним ласково и всячески его привечал.

Когда же между Пророком (ДБАР) и членами племени Сакиф возник конфликт, этот человек неожиданно напал на мусульман, порезал весь их скот и сжег посевы.

Некоторые комментаторы говорят, что он просто проезжал мимо полей, принадлежавших мусульманам и поджег их посевы, а затем порезал и скот. Этим поступком обнаружилось его тайное двуличие. Вот тогда и был явлен Пророку (ДБАР) этот аят.

Комментарий

Как уже упоминалось в связи с описанием обстоятельств ниспослания, этот аят указывает на лицемерие некоторых нечестивцев и предостерегает Посланника Аллаха (ДБАР) в отношении их. Он гласит:

Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик

Есть среди людей такие, кто красиво разглагольствует о вере, без меры перемежая свою речь клятвами. Но эти же самые люди являются самыми заклятыми врагами и противникам Ислама. Они тайно сеют раздоры и как могут вредят мусульманам: травят посевы, пытаются уничтожить или опорочить верующих и саму их истинную веру.

****

Аллах разоблачает их уловки и раскрывает их внутреннюю сущность перед своим Посланником, показывая, что они выбрали себе путь нечестия. Если бы они были правдивы в своих заверениях, то не стали бы сеять нечестие и разрушение, ибо всем известно, что Аллах не любит нечестия.

Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия

Может возникнуть вопрос: а почему же тогда Пророк (ДБАР) так терпимо относился к таким людям? Дело в том, что ему было велено верить словам всех людей до тех пор, пока они не поступали вопреки своим собственным заверениям. Так, естественно, и должно быть.

Некоторые из толкователей утверждают, что слова /ва иза тавалля/ 'Когда же он отвращается' в начале второго аята, на самом деле, означают 'получает власть', исходя при этом из того, что слово /тавалля/ происходит от одного корня со словом /вилайя/, что означает 'правление'. В этом случае данный аят приобретает следующий смысл: когда власть попадает в руки лицемерам, то они начинают творить нечестие и разрушения, навязывая людям гнет и беззаконие. Тогда в результате жестокости и несправедливости в руины обращаются целые города и государства, а жизнь людей и их собственность подвергаются опасности. Природа этих нечестивцев такова, что, когда их лишают возможности творить свои козни, они только ожесточаются в своем упрямстве и фанатизме. Они не слушают советов доброжелателей, а, обуянные гордыней, лишь множат зло и нечестие. Таких может остановить только пламя геенны.

Когда же ему говорят: «Бойся Аллаха!» – им овладевает греховное величие. Довольно для него ада – а ведь это скверное прибежище!

В этом аяте содержится намек на некоторые из качеств, свойственных лицемерам: тщеславие, гордыню и упрямство, которые толкают их на самые гнусные деяния.

…им овладевает греховное величие

В противовес этому роду людей есть другие – те, кто живет по вере и не причастен к этим отвратительным и опасным делам.

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 207

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ وَاللّهُ رَؤُوفٌ بِالْعِبَادِ ﴿207﴾

207. Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу свою, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах – Благоволящий к рабам.

Комментарий

В своей известной книге «Шарх Нахдж аль-балага» (Разъяснение высказываний Имама Али (ДБМ)) суннитский богослов VII в.х. Ибн Абульхадид указывает, что все комментаторы едины в мнении о том, что этот аят был посвящен Али ибн Аби Талибу и был ниспослан, чтобы воздать ему должное после того как в ночь, вошедшую в историю как Лайлат аль-мабит,[250] он добровольно занял место Пророка (ДБАР) в его постели. Эта история настолько широко известна, что отрицать ее истинность может только язычник или безумец.

Суть истории в том, что язычники Мекки решили выбрать по одному человеку от каждого племени и послать их всех вместе убить Пророка Мухаммада (ДБАР), чтобы племя Бани Хашим не могло им отомстить за его кровь. Они полагали, что таким образом они станут свободными от призыва Пророка (ДБАР). Однако Посланник Аллаха (ДБАР) вовремя узнал об этом преступном заговоре. Вот тогда-то Али ибн Аби Талиб (ДБМ) и проявил готовность занять место Пророка в его постели, чтобы тот мог избежать опасности и покинуть Мекку.

Как только Али (ДБМ) лег в постель вместо Пророка (ДБАР), Господь призвал двух Своих ангелов Гавриила и Михаила и спросил, кто из них готов отдать жизнь за другого. Но ни один из них не высказал согласия сделать это. Тогда Господь велел им посмотреть, как Али ибн Аби Талиб (ДБМ) приготовился отдать свою душу во имя жизни Посланника Аллаха (ДБАР).

Подлинность этого события подтверждают многие из мусульманских богословов. Покойный алляма Амини в своей известной книге «Аль-Гадир» (т. 2, стр. 48) приводит имена этих богословов и ссылается среди прочего на «Муснад» Имама Ахмада Ханбала (т. 1, стр. 348).

В трактате «Атъяб аль-баян фи тафсир аль-Кур’ан» говорится, что в книге под названием «Гаят аль-марам» имеется 20 хадисов, девять из которых приводятся в передаче суннитских богословов, а одиннадцать – шиитских, где говорится, что этот аят был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба (ДБМ) в Лайлат аль-мабит, то есть в ночь, когда он занял место в постели Пророка (ДБАР), а тот тем временем перебрался в Медину.[251]

Одна из книг, датируемая третьим веком хиджры, озаглавленная «Тарих-и Табари» (т. 2, стр. 373), содержит описание событий Лайлат аль-мабит – ночи, когда Али (ДБМ) лег в постель Пророка (ДБАР) вместо него. Такое же описание имеется и в книге «Тарих-и Якуби» (т. 2, стр. 39).

Ибн Абульхадид в своей книге «Шарх Нахдж аль-балага» (т. 4, стр. 73) пишет, что Муавийя заплатил людям четыре тысячи дирхамов, чтобы они говорили, что этот аят был ниспослан в честь Ибн Мулджама.

Ниже приводятся названия некоторых из суннитских и шиитских источников, где убедительно доказывается, что этот аят был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба (ДБМ).

Газали, «Ихья улюм ад-дин» (т. 3, стр. 238); Сибт ибн Джузи Ханафи, «Тазкират аль-хавас»; Ибн Хишам, «Ас-сират ан-набавийя» (т. 2, стр. 291); Халаби, «Ас-сират аль-халабийя» (т. 2, стр. 29), изд-во аль-мактабат ат-тиджарийя аль-кубра, Египет; Ибн Саббаг Малики «Аль-фусул аль-мухимма».

Пояснение

1. Иногда случается так, что дурной человек произносит слова, которые кое у кого вызывают восхищение: «Среди людей есть такой, речи которого … вызывают восхищение» (2:204); но истинно верующий порой может совершить поступок, который заставит восхищаться все человечество: «Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу…»

2. Самая выгодная сделка это та, в которой человек продает самое дорогое, что у него есть – его собственную душу - своему Создателю, Аллаху. Эта сделка совершается не ради райских садов и не во имя спасения от пламени ада, но просто для того, чтобы заслужить Его расположение.

…желая заслужить благоволение Аллаха

3. Очень важно, чтобы верующий был готов во имя Аллаха рискнуть собственной жизнью, подвергнуть опасности саму свою душу, идя навстречу этой опасности без колебания и страха и не задумываясь о том, столкнется он с ней лицом к лицу, или она его обойдет стороной. Учитывая обстоятельства ниспослания аята, можно сказать, что он одобряет того, кто во имя Аллаха подвергает угрозе свою душу, даже если все заканчивается миром.

4. Любовь и благорасположение Аллаха – это лучшая награда верующему. В большинстве случаев Господь определяет в Коране конкретное вознаграждение за каждый поступок, но в этом аяте вместо подробного описания воздаяния просто говорится, что Аллах Милостив:

А Аллах – Благоволящий к рабам

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аяты: 208-209

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ ادْخُلُواْ فِي السِّلْمِ كَآفَّةً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ ﴿208﴾ فَإِن زَلَلْتُمْ مِّن بَعْدِ مَا جَاءتْكُمُ الْبَيِّنَاتُ فَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ ﴿209﴾

208. О вы, которые уверовали! Будьте покорны Аллаху всецело и не следуйте по стопам Шайтана, ибо он, воистину, - явный враг вам.

209. А если вы, после того, как явились вам ясные знамения, впадете в заблуждение, то знайте, что Аллах – Велик, Мудр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: