Hачиная разговор об основных течениях в антивоенном движении, хотелось бы отметить следующее: даже учитывая присущую пацифизму доминанту ненасильственной альтернативы, это идейно-политическое течение не было единым, насчитывая к нашему времени до полутора десятков направлений. Тем не менее, можно выделить две главные концепции, известные со времен античности, и различающиеся отношением к методам построения ненасильственного мира. Первое отвергает любое вооруженное и политическое насилие, отрицая войну как таковую. В центре доктрины - элемент персональной ответственности, предусматривающий моральное решение на индивидуально-этическом уровне. Второе направление выступает не против войны вообще, а против агрессивной, или какой-било конкретной войны. В центре идеологических позиций стоит международная политика, направленная на устранение определенной войны ненасильственными методами.
Весьма перспективно исследование концепций мира, предложенное американским исследователем Ч.Четфилдом, который рассматривает три основные течения в пацифизме:
- юридическое
- этико-социальное
- этико-религиозное
Однако в истории второе и третье течение зачастую совпадали. Этико-социальное направление в пацифизме уходит своими корнями в седую древность, проявляясь различными ликами в религиозно-философских концепциях мировых религий: индуизма, буддизма, конфуцианства, раннего христианства. Развитие этико-социальной идеи в трактатах о вечном мире мыслителей XVIII столетия шло по восходящей линии, отражая мечты о ненасильственной альтернативе войнам и насилию.
Идейно-политическая платформа другого, международно-правового направления в пацифизме, элементы которой можно проследить в античности, в трудах мыслителей времен возрождения, отчетливо развилась в эпоху просвещения, когда свободные от вековых конфликтов мыслители и идеологи этого времени поставили проблему избавления общества от разрушительных войн и выдвинули ненасильственную альтернативу развития человечества как единственно соответствующую природе человека.
Заметим, также, что можно выделить три основных пути pax facio:
- Экономический - всеобщее равенство
- Морально-этические - все люди братья
- Политические - система международного права
Бурный рост милитаризма в конце XIX века и вместе с тем громадное расширение возможностей парламентской борьбы, начало политики социального реформаторства вызвали к жизни бурный рост пацифистского потенциала. Борьба пацифистов за создание международно-правовых организаций, начатая со второй половины XIX столетия, продолжалась вплоть до конца первой мировой войны.
Первые организации антивоенного толка возникли еще в начале XIX, вскоре после наполеоновских войн, в Англии и США, в 1831 году в Брюсселе состоялся первый конгресс активистов, выступающих за мир. Первые партии гуманистов носили довольно четкие и лаконичные названия: "Приверженцы мира", "Активиста мира" и т.д. В 1896 году в Париже был проведен Международный конгресс мира "Друзей мира", в созыве которого выдающуюся роль играл Виктор Гюго. По его предложению на конгрессе была принята резолюция, призывавшая к роспуску всех армий, к решению споров между государствами путем переговоров или в международных третейских судах. В 1901 году Э.Арно, французский публицист и политик, на X Всеобщем конгрессе мира назвал его участников пацифистами, решив, что именно этим словом и можно охарактеризовать участников антивоенного движения. В 1910 году Э.Фоге опубликовал книгу "Пацифизм", в которой он попытался заложить основные постулаты нового движения. Все это успешно способствовало тому, что уже в начале XX столетия слово "пацифизм" становиться знаменем ряда движений мира, заявивших о себе на рубеже XIX и XX веков.
В центре идеологических позиций была национальная и международная политика, направленная на устранение определенной агрессивной войны, или сведение ее к минимуму. Этот "официальный" пацифизм выдвигал на передний план ненасильственные методы разрешения международных конфликтов и предотвращения войны.
Если рассматривать пацифизм как определенное мировоззрение, то при всех корректировках и уточнениях его сердцевиной остаются социальная философия ненасилия и политическая практика ненасильственных акций.
Обозначим основные этапы формирования и развития пацифистского движения.
- 1831-1910 гг. В данный период времени, благодаря историческим предпосылкам и научным трудам великих гуманистов, таких как Л.H.Толстой и др., практически оформляется наука о ненасилии, возникают первые пропацифистские партии, например "приверженцы мира", "активисты мира" и др., проходят первые пять всеобщих конгрессов мира.
- 1915-1935 гг. Hамеренное подавление нарастающего антивоенного движения такими структурами, как II Интернационал, конгресс Коминтерна, и т.д.Широко распространены уголовные наказания за участие в различных антивоенных демонстрациях.
- 1939-1949гг. Активизация миротворческих организаций США и Англии, проведение первых крупных антивоенных акций, таких, как "Первый Всемирный конгресс сторонников мира. Париж-Прага. 20-25 апреля 1949года".
- 1955-1982гг. Серьезные антимилитаристские акции во многих европейских странах. Мощные политические выступления, направленные на запрет различных видов оружия, такие как выступления о прекращении войны в Корее 1950-1953 годов, Олдермастонский антивоенный поход 1960 года, компании по предотвращению войны во Вьетнаме 1967 года.
- 1982-: В основном активные антиядерные забастовки, пикеты и проч. Участие в урегулировании международных конфликтах: Балканский кризис, Ближневосточный конфликт, Чечня. Разработка и принятие различных социальных и политических программ, направленных на упрочнение мирной обстановки. Ядерное оружие обозначило пределы насилия в целом.
Проблема ненасильственных действий в мире, основанном на насилии, достаточно парадоксальна: "Реки крови могут пролиться прежде, чем мы добьемся свободы, но это должна быть наша кровь" (М.Ганди). Идея ненасильственной борьбы не является утопией в перспективе, хотя бы потому, что в психоанализе показано (Э.Фролем), что человек - это единственный представитель приматов, который без экономических и биологических причин мучает и убивает своих единомышленников, хотя эта "злокачественная агрессивность" генетически не обусловлена.
Денис Давыдов.