РЕЧЕВАЯ КАРТА
_____________________
_____________________
______________________
(сроки коррекционной работы)
учитель-логопед
Васильева В.В.
Анкетные данные
Фамилия имя ребенка _____________________________________________________
Дата рождения, возраст ___________________________________________________
Домашний адрес, телефон _________________________________________________
Откуда поступил _________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) _____________________
________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст) _____________________________________
________________________________________________________________________
дата заполнения речевой карты _____________________________________________
Решение МППК _________________________________________________________
________________________________________________________________________
Анамнез
1. Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания) _____________________________________________________________
2. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные) ______________________________________________________________
3. Стимуляция ___________________________________________________________
4. Когда закричал ребенок _________________________________________________
5. Наблюдалась ли асфиксия _______________________________________________
6. Как взял грудь _________________________________________________________
7. Как сосал (срыгивания, поперхивания) _____________________________________
8. Срок выписки из роддома (если задержались, то почему) _____________________
________________________________________________________________________
9. Раннее психомоторное развитие
голову держит с ______________________________________________________
сидит с ______________________________________________________________
ползает с ____________________________________________________________
стоит с ______________________________________________________________
ходит с _____________________________________________________________
10. Перенесенные заболевания
до года ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
после года ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
1. Гуление ______________________________________________________________
2. Лепет ________________________________________________________________
3. Первые слова __________________________________________________________
4. Первые фразы _________________________________________________________
5. Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________
________________________________________________________________________
6. Использование жестов __________________________________________________
7. Отношение членов семьи к речевому дефекту ______________________________
________________________________________________________________________
8. Заключение невропатолога ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование артикуляционного аппарата
1. Губы (норма, толстые, очень узкие, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы) ________________________________________________
2. Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные)
3. Прикус (норма, прогения, прогнатия, боковой, открытый, передний)
4. Язык (норма, массивный, толстый, маленький, длинный, узкий, распластанный, напряженный) ___________________________________________________________
5. Подъязычная уздечка (норма, короткая, натянутая, приращенная) ____________
6. Маленький язычок (норма, отсутствует, укорочен, сдвоен?, свисает неподвижно, отклоняется в сторону) _______________________________________
7. Нёбо (норма, плоское, низкое, высокое, чрезмерно узкое, готическое, расселина твердого, мягкого нёба, расщепление альвиолярного отростка, сумбурная расщелина) ______________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Обследование моторики артикуляционного аппарата
1. Движения губ
4 года (улыбка, трубочка, поцелуй) ______________________________________
5 лет (улыбка-трубочка) _______________________________________________
6 лет (улыбка, трубочка, улыбка-трубочка) ______________________________
2. Движения челюсти (упражнение «Страшилка» – движения нижней челюсти вправо-влево)
4 года ______________________________________________________________
5 лет _______________________________________________________________
6 лет _______________________________________________________________
3. Движения языка (упражнения «Лошадка», «Вкусное варенье», «Чашка», «Качели»)
4 года _______________________________________________________________
5 лет _______________________________________________________________
6 лет _______________________________________________________________
4. Движения мягкого нёба (открыть рот и произнести звук «А» на твердой атаке)
4 года _______________________________________________________________
5 лет _______________________________________________________________
6 лет _______________________________________________________________
Вывод (нужное подчеркнуть): движения выполняются правильно, в полном объеме; в неполном объеме, в замедленном темпе; с проявлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; выражен период включения в движение, наблюдается истощаемость движений; удержание позы не удается; движения не выполняются.
Обследование мимической мускулатуры
Пробы - «Сердитое лицо», «Грусть», «Удивление», «Радость». В 4 года - выполнение по показу, 5 лет - по инструкции, 6 лет - по инструкции:
«Сердитое лицо» _____________________________________________________
«Грусть» ____________________________________________________________
«Удивление» _________________________________________________________
«Радость» ___________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Функциональные пробы по дизартрии
1 проба – наличие слежения глаз за движущимся предметом с высунутым языком – да / нет: ________________________________________________________________
2 проба – проявление синкенизий, гиперкинезов и соливации при выполнении артикуляционных упражнений - да / нет: _____________________________________
3 проба – наличие носогубных складок при выполнении артикуляционных упражнений - да / нет: ____________________________________________________
Обследование общей и мелкой моторики
1. Общая моторика (см. таблицу психомоторного развития)
Вывод:
4 года _______________________________________________________________
5 лет _______________________________________________________________
6 лет _______________________________________________________________
2. Мелкая моторика
4 года (упражнения «Колечки», «Пальчики здороваются») ___________________
5 лет (упражнения «Заячьи ушки», «Игра на рояле», проба «Кулак-ребро-ладонь» одной рукой) __________________________________________________
6 лет (проба «Кулак-ребро-ладонь» двумя руками, упражнения «Ушки», «Рожки») ____________________________________________________________
3. Ведущая рука: _________________________________________________________
Вывод (точность, темп, синхронность, координация движений, переключаемость при выполнении упражнений): ______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Обследование интеллекта
1. Упражнение «Собери пирамидку» (указать способ действия)
3-4 года – из 4-х колец - ______________________________________________
____________________________________________________________________
5-6 лет – высокая пирамидка (10-12 колец) - _____________________________
____________________________________________________________________
2. Упражнение «Почтовый ящик» (указать способ действия) ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Упражнение «Разрезная картинка» (указать способ действия)
3-4 года – 2-4 части - _________________________________________________
___________________________________________________________________
5-6 лет - 6-8 частей - _______________________________________________
___________________________________________________________________
4. Знание формы, размера, цвета
3-4 года – умение соотносить цвета: красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый; формы: круг, квадрат, треугольник; размер: большой – маленький - __________________________________________________________
____________________________________________________________________
5-6 лет – знание основных цветов и их оттенков; форма: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; размер: большой и маленький - __________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Классификация:
5 лет – упражнение «Четвертый лишний» на темах «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Мебель»; умение обобщить эти понятия - _____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6 лет – а) упражнение «Четвертый лишний» по темам «Бытовая техника», «Насекомые», «Птицы»; умение обобщить эти понятия. – __________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) Игра «Чем отличаются» - выявить сходство и различие предметов: кукла и девочка, яблоко и мяч, кошка и белка - _____________________________________
______________________________________________________________________
6. Зрительно-пространственный гнозис и праксис
3-4 года – показать предметы вверху, внизу - ______________________________
5 лет – показать предметы в пространстве вверху, внизу, справа, слева - ______
______________________________________________________________________
6 лет – а). показать предметы на листе бумаги (3-й год обучения) вверху, внизу, в центре, слева, справа - ________________________________________________
б) Игра «Зрительный диктант» - ________________________________________
______________________________________________________________________
7. Ориентировка во времени – игра «Когда это бывает?»
4 года – понимание день-ночь, лето-зима __________________________________.
5 лет – части суток, времена года _______________________________________
6 лет – дни недели, месяцы года __________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
(просодическая сторона речи)
1. Голос (тихий, крикливый, нормальный, назализированный)
2. Сила голоса
3-4 года – (упражнения «Далеко-близко», «Скажи громко, тихо») на гласный звук У и слог АУ _____________________________________________________
5 лет – на автоматизированных слоговых рядах:
па -па-па - ___________________________________________________________
па- па- па - ____________________________________________________________
па-па- па - ___________________________________________________________
6 лет – на числовом ряду – «Изобрази голосом: 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9» - _____
3. Высота голоса
3-4 года – звукоподражание (кошка-котенок, собака-щенок) ________________
5-6 лет – чтение стихотворения или фразы из сказки «Три медведя» ____________________________________________________________________
4. Темп (нормальный, ускоренный, замедленный - нужное подчеркнуть)
5. Дыхание (упражнение в сдувании предметов) – (нормальное, укороченный выдох; сильная, слабая или боковая струя; надувает ли щеки) _________________________
6. Мелодико-интонационная сторона речи
3-4 года – упражнение «Звери здороваются с колобком» ___________________
5-6 лет – задание «Прочитай потешку грустно, удивленно, радостно» ______
Вывод (нужное подчеркнуть): речь выразительная, маловыразительная; неразборчивая, монотонная ________________________________________________
________________________________________________________________________
Обследование звукопроизношения (4 года)
Звуки | Начало года | Середина года | Конец года | ||||
Изолир. | В слове | Изолиров. | В слове | Изолир | В слове | ||
Б | |||||||
П | |||||||
М | |||||||
В | |||||||
Ф | |||||||
Д | |||||||
Т | |||||||
Н | |||||||
Г | |||||||
К | |||||||
Х | |||||||
С | |||||||
З | |||||||
Ц | |||||||
СЬ | |||||||
ЗЬ | |||||||
Ш | |||||||
Ж | |||||||
Ч | |||||||
Щ | |||||||