Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 3 глава




Экономически значимый успех достигнут в ряде стран по внедре­нию альтернативных источников энергии. В 1990-х гг. началось мас­совое строительство ветровых электростанций в Германии, во Франции и Испа­нии. Активно внедряются ресурсосберегающие технологии. С од­ной стороны, развитые страны вообще и западноевропейские в част­ности — главные потребители мировых природных ресурсов. У нас с советского времени этот факт используется для обвинения их в «бес­стыдном расхищении природных богатств планеты». С другой сторо­ны, некорректно выносить за скобки тот факт, что КПД, или экономическая эффективность использования ресурсов, в развитых странах значительно выше, чем в странах третьего мира. Ресурсоемкость и энергоемкость единицы продукции в США примерно в 2,5 раза ниже, чем в России. Европейские страны стали не просто «главными расхи­тителями» природных ресурсов Земли и «главными загрязнителями», но и полигонами по внедрению передового опыта ресурсосбережения и экологизации производства.

Растущий «спрос на экологию» рождает предложение. Появился экологический рынок. Среди новых производств, бурно развивающих­ся в последнее десятилетие, достойное место занимает экологическая индустрия: производство очистных сооружений, фильтров, фабрик по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов и т.д. В Германии создана мощная индустрия экооборудования, которое выпускают несколько тысяч предприятий. Оборот экологического бизнеса в 1990-х гг. здесь оценивался миллиардами немецких марок в год. Стремительно развивается рынок экологических технологий, консалтинговых, аудиторских и других услуг. Ежегодно в Германии, Франции, Испании и других европейских странах проводятся все­мирные ярмарки экологических технологий и оборудования, на кото­рых совершаются сделки на сотни миллионов долларов. Планомерно растет сеть охраняемых территорий. Благодаря государственным про­граммам в Дании особый природоохранный режим имеет треть терри­тории, в Германии и Австрии — четверть.

Сельское хозяйство в развитых странах вступило в новый этап: не­уклонно сокращаются площади пашни и других сельскохозяйствен­ных угодий; на смену механизации и химизации сельскохозяйствен­ного производства приходит его экологизация. Повышение спроса на экологически чистые продукты питания стимулирует развитие сель­скохозяйственного производства без использования пестицидов, фунгицидов и минеральных удобрений. Наиболее активно этот про­цесс идет в Швейцарии и во Франции, где на реализацию программ По экологизации сельскохозяйственного производства направляется До трети инвестиций, предназначенных аграрному сектору. В рамках Евросоюза после Маастрихских соглашений производство экологи­чески чистой продукции стало одним из важнейших условий выжива­ния сельхозпроизводителей в усилившейся конкурентной борьбе на Продовольственном рынке. В Великобритании уже четверть продава­емых продуктов питания — так называемые экопродукты, выращен­ные «дедовскими» методами.

Как уже отмечалось, в постиндустриальную эпоху туризм превра­тился в один из ведущих секторов экономики. В связи с этим его часто рассматривают как новый фактор возрастающего антропогенно­го давления на природные экосистемы. Однако есть и вторая сторо­на медали. Туризм несет не только увеличение рекреационной на­грузки, но и одновременно становится одним из локомотивов экологизации жизни. Очевидно, что число путешествующих растет прямо пропорционально росту благосостояния людей. Большинство ныне путешествующих — жители благополучных стран с высокими экологическими притязаниями. Это стимулирует вложение огром­ных государственных и частных финансовых средств в экологизацию рекреационных зон стран, где туризм — отрасль специализации. В Испании, принимающей до 60 млн туристов в год, реализуются комплексные программы по обустройству побережий. Пляжи, полу­чающие голубые флаги ЕС (высший знак экологического благополу­чия), позволяют значительно увеличить доходы эксплуатирующим их организациям. Поэтому неудивительно, что средиземноморские пляжи, где отдыхающих в десятки раз больше, причем практически круглый год, намного чище, чем летние пляжи Черноморского побе­режья Кавказа, заваленные тоннами мусора.

Как на побережье, так и во внутренних районах формируются об­ширные зоны, где экологические требования являются приоритетны­ми при организации хозяйственной жизни. При этом усиливается роль пейзажной составляющей: решения по размещению производст­венных объектов принимаются с учетом их эстетических характерис­тик. Грязные производства и крупные промышленные предприятия, нарушающие визуальные панорамы, становятся изгоями, их функци­онирование и тем более новое строительство встречают все большее сопротивление со стороны экологических организаций, лоббирую­щих интересы туристских фирм.

По мере повышения качества жизни происходит переоценка цен­ностей и ориентиров, в частности географических. Еще 20 лет назад полюсами притяжения населения были столичные регионы, промы­шленные районы и крупные города. Главными ориентирами служили возможность получить образование, большие шансы найти работу и более высокие доходы. Экологическому качеству территории прида­валось третьестепенное значение. В настоящее время, согласно про­водимым в ЕС анкетированиям, житель Союза предпочитает жить в радиусе получаса езды от города, рядом с морем, в живописном мес­те. Высококвалифицированные специалисты с соответствующим уровнем материальной обеспеченности (доход выше 40-50 тыс. долларов в год) предпочитают наиболее дорогие и экологически комфортные районы (в Германии — Баварию, во Франции — Средиземноморское побережье). Не последнюю роль в размещении современных пред­приятий играет экологический имидж городов, провинций, регионов страны. Эта тенденция, по-видимому, еще больше усилится с внедре­нием современных средств связи и информационных систем. Уже не город, а пригород и даже деревня воплощают в себе все, что связано с успехом и стилем жизни преуспевающего человека.

Примечательно, что в решении экологических проблем в Зарубеж­ной Европе сегодня активно участвуют профессиональные географы. Специалистов готовят лучшие европейские университеты и научные институты: Институты географии в Монпелье и Нанте (Франция), Институты географии Мюнхенского и Штутгартского университетов, университета г. Галле (Германия). Географ здесь — одна из самых пре­стижных профессий. Это закономерно. Начиная с 1980-х гг. в ЕС идет процесс становления единой политики в области экологической оп­тимизации размещения хозяйства и населения. Концепция «Органи­зации территории», официально принятая для стран ЕЭС еще 1986 г, преследует следующие главные цели:

¾ рациональное использование природных ресурсов отдельных территорий;

¾ уменьшение территориальных диспропорций на разном уровне путем оптимизации использования различных территорий;

¾ экологическая оптимизация размещения производства;

¾ улучшение и выравнивание качества жизни населения различ­ных территорий.

В Европейском союзе эта политика осуществляется на четырех уровнях: общеевропейском, национальном, региональном и локаль­ном. Географы разрабатывают планы экологически оптимального размещения грязных производств, рекреационных зон, охраняемых территорий. Их работа уже приносит реальные плоды. Например, до неузнаваемости изменился некогда самый экологически грязный район Германии — Рур, где теперь на месте угольных терриконов разместились рукотворные лесопарковые зоны. Образцовыми по эко­логическим параметрам территориальной организации можно на­звать многие из европейских технополисов, в проектировании и раз­витии которых также весомую роль сыграли географы. Это Оксфорд и его окрестности в Англии, София-Антиполис на юге Франции, Изар-Велли в Баварии.

Многие европейские аналитики считают, что на фоне роста обще­го материального благосостояния населения Европы и изменения его социальной структуры экологическая составляющая выйдет на перед­ний план при оценке качества жизни.


Раздел II.

Страны

Глава 6. ВЕДУЩИЕ ГОСУДАРСТВА

§ 6.1. Германия

Федеративная Республика Германия — экономический лидер Европейского союза. Площадь около 360 тыс. км2. Численность населения около 83 млн человек. Плотность населения более чем в два раза выше среднеевропейской: 220 чел./км2. Столица — Берлин (4,5 млн чел.). Глава государства — президент, но вся полнота исполнительной власти принадлежит федеральному канцлеру (председателю правительства). В состав Германии входит 13 федеральных земель и 3 города федерального значения.

Немецкий народ внес огромный вклад в развитие мировой циви­лизации Нового времени. Немецкое мировосприятие, явившее миру великую культуру, удивительным и редким образом сочетает в себе строгую логику с глубокой чувственностью. А немецкое трудолюбие и аккуратность давно уже стали нарицательными понятиями.

. Германия — страна великой философии. Это родина И. Канта, Г. Ге­геля, Л. Фейербаха, Ф. Ницше, К. Маркса и Ф. Энгельса. Именно $десь нашли пристанище крупнейшие российские философы, выдво­ренные из страны после Октябрьской революции. С философией в Германии всегда неразрывно была связана литература, что сближает немецкую и русскую культурные традиции. Здесь писали свои худо­жественно-философские произведения И. Гете, Г. Гейне, И. Шиллер,

Фейхтвангер, Т Манн, Э.-М. Ремарк, Г. Бель.

Германия — страна великой музыкальной культуры. В Лейпциге со­здавал свои бессмертные творения И.-С, Бах, Ф, Мендельсон-Бер- Тольди основал в Берлине первую в Германии консерваторию, в Ман­гейме учились Й. Гайдн, В. Моцарт, К. Глюки Л. Бетховен, в Дрездене писал свои оперы Р. Вагнер, в Мюнхене сочинял К. Орф.

Германия — страна великой науки. Еще в XIX в. она занимала пер­вое место в мире по числу издаваемых научных журналов, особенно в


области химии и медицины. Со Средних веков действуют университе­ты в Кёльне, Лейпциге, Ростоке, Майнце. В Берлине работал матема­тик Г.В. Лейбниц. В Фрайбурге в 1765 г. была открыта первая в мире Горная академия, где трудился К. Гаусс. Государственный физико-тех­нический институт в Берлине был основан Г. Гельмгольцем, сформу­лировавшим первый закон термодинамики. В Аугсбурге Р. Дизель со­здал двигатель внутреннего сгорания на тяжелом топливе. В. Рентген в 1901 г. стал первым Нобелевским лауреатом в области физики.

В Германии сложилась одна из ведущих географических школ мира. Здесь работали Ф. Ратцель, К. Риттер. Одним из основателей учения о ландшафтах стал А. Гетнер. В 1901 г. в Кенигсберге (ныне г. Кали­нинград) кайзер Вильгельм II основал первый в мире институт миро­вой экономики.

Германия на карте мира и Европы
в прошлом и настоящем

Германия расположена в центре Зарубежной Европы. На севере она граничит с Данией, на западе с Нидерландами, Бельгией, Люк­сембургом и Францией, на юге со Швейцарией и Австрией, на восто­ке с Чехией и Польшей. Северная низменная ее часть выходит к Се­верному и Балтийскому морям. К югу территория постепенно повышается, достигая снежных вершин Восточных Альп.

Путь Германии на европейский «геополитический Олимп» был драматичным. Развитие страны тормозила многовековая раздроблен­ность, «самостийность» немецких земель, исторически сложившаяся со времен распада «Священной Римской империи германской нации» Фридриха I Барбароссы еще в XII в. Инициаторами возрождения пан­германского государства в разное время выступали Пруссия и Авст­рия. Одним из наиболее последовательных проводников пангерман­ской идеи был прусский король Фридрих II Великий (XVIII в.). В итоге верх взяла Пруссия, однако завершилось объединение гер­манских земель только при короле Вильгельме I во второй половине XIX в. Отцом-основателем объединенной Германии по праву считает­ся прусский «железный канцлер» — глава правительства Отто фон Би­смарк, выходец из померанской аристократической семьи. Благодаря несгибаемой воле, жесткому характеру и дипломатическому таланту он сумел реализовать идею объединения германских народов, несмо­тря на активное сопротивление соседей, особенно Франции. 18 янва­ря 1871 г., после ее разгрома в франко-прусской войне 1870—1871 гг., в Версале, пригороде осажденного Парижа, Бисмарк торжественно провозгласил образование Германской империи. Берлин — столица (Прусского королевства — стал столицей Германии.

Запоздалое объединение Германии послужило побудительным мо­тивом стремления наверстать упущенное время. Весь мир уже столетия назад был поделен на сферы влияния между могущественными коло­ниальными империями: английской, французской, испанской, рос­сийской. Выходы на мировые рынки блокировались экономическими, политическими и военными методами. Одним из теоретиков герман­ской внешней экспансии стал выдающийся географ-антрополог 1;ф. Ратцель, выдвинувший идею «жизненного пространства народа».

В процессе быстрого и интенсивного развития промышленности и науки страна столкнулась с серьезными проблемами. С началом «эпо­да двигателя внутреннего сгорания» в Германии стал ощущаться ост­рый дефицит горючего. Попытка выйти к месторождениям нефти в Персидском заливе (концессия «Дойче Банка» на строительство Баг­дадской железной дороги в начале 1900-х гг.) вызвала активное сопро­тивление Англии и России, что резко обострило и без того натянутые отношения между ключевыми европейскими державами. Германия перешла от дипломатических и экономических методов реализации своей геополитической доктрины к военным.

Первая мировая война (1914—1918), спровоцированная отчаян­ной попыткой Германии изменить свое незавидное геополитическое положение на карте мира, окончилась катастрофой не только для нее -самой, но и для всей Европы. Рухнули три империи: Германская, Австро-Венгерская и Российская. По Европе прокатилась волна рево­люций. Германия лишилась всех своих колоний, к Франции отошли ^Эльзас и Лотарингия. В 1923 г. в Рур были введены франко-бельгий­ские оккупационные войска. На страну были наложены колоссаль­ные репарации (выплата ущерба странам-победительницам). Миро­вой кризис 1929—1933 гг. свел на нет слабые тенденции нового экономического подъема и привел к глубочайшему хозяйственному <М политическому кризису в государстве. Резко обострился как ульт­ралевый, так и ультраправый экстремизм. В 1933 г. после выборов в рейхстаг (германский парламент) к власти пришел Адольф Гитлер — лидер Национал-социалистической рабочей партии. В своих экс­прессивных речах новый рейхсканцлер призывал немцев не только «встать с колен», но и выполнить предначертанную историей миссию установления «нового мирового порядка». Решающим шагом Герма­нии в этом направлении должно было стать объединение Европы под знаменем нацизма.

На волне раздуваемого национал-социалистами псевдопатриотиз­ма начались поиск и уничтожение «виновных во всех немецких несча­стьях», прежде всего евреев и главных политических соперников — коммунистов. Огромный энтузиазм и выдающиеся трудовые сверше­ния немецкого народа в 1930-х гг. в период строительства Третьего рейха сопровождались массовыми арестами тех, кто был не согласен с идеалами нацизма и неограниченной личной властью Гитлера. Во имя борьбы за «новый мировой порядок» страна превратилась в военный лагерь.

Новая попытка германского реванша обернулась самой страшной трагедией в истории человечества — Второй мировой войной, а для России (тогда СССР) — Великой отечественной войной (1941—1945), унесшей жизни десятков миллионов людей. Кровь лилась не только в ходе жестоких сражений. В период войны миллионы мирных жителей Германии и оккупированных нацистами стран были расстреляны и сожжены в концентрационных лагерях. В мае 1945 г. силы антигитле­ровской коалиции (СССР, Великобритания, США, Франция и др.) в тяжелейшей войне с германской армией одержали победу.

На Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. были приняты решения о новом устройстве послевоенной Европы. Поверженная Германия понесла большие людские (более 10 млн человек) и терри­ториальные потери. Она лишилась Восточной Пруссии и Кенигсбер­га — одного из главных исторических центров собирания германских земель в единое государство. Более 100 тыс. немцев были депортиро­ваны в центральногерманские земли, большая часть Восточной Прус­сии отошла к СССР, став Калининградской областью (г. Калинин­град — бывший Кенигсберг). Новая граница между Польшей и Германией прошла по линии Одер — Западная Нейсе. Польше были возвращены Восточная Силезия, Познань, а также переданы Запад­ная (Польская) Пруссия, часть Восточной Пруссии и Померания. Че­хословакия получила Судетскую область, до 1918 г. входившую в со­став Австро-Венгрии, и оттуда было депортировано все немецкое население. Франция в очередной раз присоединила к себе Эльзас и Лотарингию, а также Саар, который после местного референдума 1955 г. вошел в состав ФРГ (1959). Послевоенная политическая кон­фронтация между странами-победительницами привела к разделу ос­тавшейся части Германии.

С 1949-го по 1990 г. на карте Европы было два германских государ­ства — Федеративная Республика Германия, созданная после оконча­ния войны в зоне оккупации союзных французских, английских и американских войск, и Германская Демократическая Республика, объединившая восточную часть страны. Первая, со столицей в Бонне, продолжила капиталистическое развитие. Вторая, входившая в зону советской оккупации, вступила на путь строительства социализма. Берлин был разделен на Западный и Восточный. Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западный — получил особый статус.

Послевоенные десятилетия показали явные политические и эко­номические преимущества западной модели развития. Начавшаяся массовая эмиграция немцев из восточногерманских земель в запад­ные через Западный Берлин в конце 1950-х гг, вынудила власти ГДР ввести жесткий пограничный режим. В 1961 г за одну ночь вокруг За­падного Берлина была возведена бетонная стена, ставшая символом социалистического тоталитаризма.

Огромный поток инвестиций из США и стран-победительниц по плану Маршалла в сочетании с немецким трудолюбием и организо­ванностью преобразили ФРГ Всего за четверть века она не только до­гнала по экономическим показателям Францию и Великобританию, но и обогнала их. Идеологом и организатором немецкого «экономи­ческого чуда» стал будущий председатель правительства Людвиг Эр­хард (канцлер ФРГ в 1963—1969 гг), Хотя, по его словам, ни о каком чуде речи не было, а впечатляющие успехи достигнуты в результате «честных усилий всего народа, который на основе принципов свобо­ды вновь получил возможность использовать инициативу и энергию людей».

Развал социалистического лагеря привел к мирной революции в ГДР, падению здесь коммунистического режима и присоединению восточногерманских земель к ФРГ Решение непростых социально- экономических проблем территорий бывшей ГДР вызвало серьезное финансовое (а частью и политическое) напряжение в стране. Преоб­разование социалистической ГДР в часть современного рыночного государства оказалось сложнее, чем многие предполагали.

Последовательное расширение ЕЭС (ЕС), создание единого об­щеевропейского интеграционного пространства позволили Герма­нии разрешить проблему Саара, Эльзаса и Лотарингии, где теперь одинаково комфортно себя чувствуют как французы, так и немцы. Вступление Польши в Евросоюз даст возможность многим немцам вернуться на историческую родину — в Померанию, Силезию и За­падную Пруссию, жить и работать здесь вместе с поляками, как это было веками.

В новое столетие объединенная Германия вступила как общеприз­нанный экономический лидер Европейского союза, в рамках которо­го она наиболее тесно связана с Францией. Несмотря на немалыетрудности хозяйственного и социального развития, порожденные присоединением восточных земель, усложнением общего положения в Европейском союзе в связи с его очередным расширением, эконо­мические и геополитические позиции Германии в мире неуклонно ук­репляются.

Отрасли специализации и территориальная организация

хозяйства

По совокупной экономической мощи Германия — четвертая страна в мире (после США, Китая и Японии) и первая в Европе, а по доле в мировой торговле — вторая (после США). Более трети производимой продукции поступает на мировой рынок. ВВП (по ППС) стра­ны в конце второго десятилетия XXI в. превысил 4,3 трлн долл. ВВП на душу населения (по ППС) — 48 тыс. долл.

В целом отраслевая структура современной Германии отличается сложностью и многообразием. Оценивая номенклатуру выпускаемой продукции, по которой у Германии нет равных в Европе, так и хочет­ся произнести крылатую фразу из «Свадьбы» А.П. Чехова «В Греции все есть!», только заменив Грецию на Германию. И этим будет сказано главное.

Наибольшую долю ВВП страны формируют отрасли нематериаль­ного производства. Наряду с этим Германия по-прежнему остается од­ним из крупнейших в мире производителей разнообразнейшей про­дукции обрабатывающей промышленности. Создание в 1949 г. двух германских государств привело к дублированию многих хозяйствен­ных структур при послевоенном восстановлении экономики. После воссоединения Германии пол века спустя огромная часть предприятий на территории бывшей ГДР, в большинстве своем неконкурентоспо­собных, оказалась в тяжелейшем положении. Многие были привати­зированы (нередко за символическую, но экономически вполне оп­равданную цену — одну марку), часть из них реконструирована. Остро встала проблема безработицы.

Несмотря на малую долю в общем ВВП страны, сельское хозяйство Германии высокопродуктивно и отечественные производители зани­мают устойчивые позиции на внутреннем рынке даже после полного отказа от протекционизма в пределах национальных границ и снятия всех таможенных барьеров после Маастрихтского соглашения 1992 г.

 

 

Основные производители — семейные фермы площадью в среднем

около 20 га. Главенствующее положение занимает животноводство, которое дает 2/3 товарной продукции, что типично для северной поло­вины Зарубежной Европы. На приальпийских и приморских лугах развито скотоводство мясомолочного направления. Свино­водство распространено повсеместно, но особенно в районах возде­лывания кормовых корнеплодов. На базе разведения скота работает мощная пищевая промышленность: молочные, колбасные заводы.

Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды жи­вотноводства: везде возделывают картофель, кормовую свеклу, яч­мень. Германия — главный производитель в ЕС ржи, которая засева­ется в более северных районах. На юге выращивают особые сорта ячменя, идущие вместе с хмелем на производство немецкого нацио­нального напитка — пива. Главный центр пивоварения — Бавария. Ежегодно в Мюнхене проходит всемирно известный праздник пива «октоберфест», на который приезжают десятки тысяч туристов из многих стран, даже самых отдаленных, например, из Австралии. Ста­ринное немецкое виноделие после снятия таможенных барьеров со странами Средиземноморья оказалось в тяжелейшем положении. В последние 10 лет ушедшего века виноделам пришлось приложить титанические усилия, чтобы удержаться на плаву. Им удалось сохра­нить наиболее ценные виноградники по верховьям Рейна, в долине Мозеля, где производятся элитные сорта вин. Чтобы поддержать оте­чественное производство, по примеру «октоберфеста» в главных цен­трах виноделия регулярно проводятся «винные» праздники, также привлекающие множество туристов.

Базовые отрасли промышленности, игравшие ключевую роль в пе­риод индустриализации страны в XIX — первой половине XX в., за последнюю четверть века окончательно ушли в тень, поэтому понятие «базовый» теперь скорее дань истории, чем оценка значимости для национального хозяйства. Например, доля горнодобывающей про­мышленности западных земель в условно-чистой продукции не пре­вышает 2%, восточных — 9%. Угольная промышленность, некогда со­ставлявшая основу энергетики страны, почти свернута, поскольку оказалось выгоднее импортировать уголь, чем добывать самим. Те­перь коксующийся уголь ввозится из США, ЮАР, Австралии и Поль­ши. Как уже отмечалось, в знаменитом Рурском бассейне, где нахо­дятся богатейшие в Европе месторождения каменного угля, с 1960-х гг. добыча упала более чем в 10 раз, так как импорт значительно де­шевле. В крупнейшем городе Рурской области Эссене последняя угольная шахта была закрыта еще в 1980-х гг. Несколько лучше дело обстоит с разработкой буроугольных бассейнов, где добыча угля пока ещё рентабельна (например, в Кельнском буроугольном бассейне). Однако экологические издержки, связанные со сжи­ганием бурого угля (выбросы СО2, серного ангидрида), заставляют постепенно закрывать ТЭС на буром угле, заменяя его полностью или частично газом, мазутом, а также стимулируют развитие альтерна­тивной энергетики, в частности строительство ветряных электростан­ций и производство биотоплива.

Глубокий кризис испытывает и черная металлургия. Во времена Третьего рейха металлургические заводы «стальных магнатов» Тиссе- на и Манессмана служили главной базой форсированного развития военно-промышленного комплекса перед Второй мировой войной. Крупные заводы, построенные в Дуйсбурге, Дортмунде, Зальцгште- ре, до сих пор вместе дают больше стали, чем вся Великобритания. Еще в предвоенное время стал остро ощущаться дефицит качествен­ных железных руд, которые тогда поставлялись в основном из Шве­ции, а позже из Либерии и Бразилии. После войны Германия вошла в Европейское объединение угля и стали, постоянно модернизировала технологические циклы, что позволило ей остаться крупнейшим про­изводителем чугуна и стали в Европе и по сей день. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным или электроплавильным способом. В бывшей ГДР после войны был построен крупный метал­лургический комбинат «Ост» в Айзенхюттенштадте, работавший на польском угле и советской руде.

В лучшем положении находится цветная металлургия, теперь так­же работающая в основном на импортном сырье. Наибольшее разви­тие получила алюминиевая промышленность, обслуживающая не­мецкое автомобиле- и авиастроение. По берегам Рейна и Эльбы размещены десятки заводов по выплавке первичного алюминия, осо­бенно их много в земле Северный Рейн-Вестфалия (Эссен и др.). По производству алюминия в Зарубежной Европе Германия уступает только Норвегии.

Германия — один из мировых центров химической промышленнос­ти. Большая часть выпускаемой в стране разнообразнейшей продук­ции неорганической и органической химии, тонкого органического синтеза поступает на мировой рынок. В Западной Германии крупней­шие центры химической и фармацевтической промышленности — Леверкузен, где расположено головное предприятие концерна «Бай­ер», Франкфурт-на-Майне, где находится компания «Хохст», и, ко­нечно, «город химии» Людвигсхафен — столица концерна «БАСФ», ныне переименованного в «ЭМТЕС».

Несмотря на почти полное отсутствие своей нефти, в Германии со­зданы большие мощности по глубокой нефтепереработке и нефтехи­мии, в основном в портовых городах на севере страны: в Вильгелмсхафене, Гамбурге, а также в Бохуме.

В социалистический период в ГДР крупные предприятия химиче­ской промышленности были построены в районе Галле—Лейпцига. Их продукция пользовалась большим спросом во всех странах СЭВ, в том числе в СССР. После объединения Германии большинство пред­приятий отрасли оказались неконкурентоспособными и были закры­ты или выкуплены западногерманскими компаниями.

«Сердцевина» современной индустриальной мощи Германии — многопрофильное машиностроение, образующее основу вторичного сектора экономики. Оно обеспечивает более половины товарного экс­порта страны. Здесь расположены мощнейшие заводы тяжелого, транспортного машиностроения, приборостроения. Современное не­мецкое машиностроение формировалось после войны как конверси­онное. В результате конверсии многочисленные военные заводы были переориентированы на производство продукции гражданского маши­ностроения.

Дуйсбург и Дюссельдорф стали центрами производства горно­шахтного оборудования, военные заводы Круппа в Эссене перешли на выпуск промышленных станков, строительных кранов и другого строительного оборудования. В бывшей ГДР мощные заводы тяжело­го машиностроения работали в Магдебурге, Лейпциге, завод химиче­ского машиностроения — в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц).

Гордость Германии — автомобилестроение. По выпуску автомоби­лей она занимает 4-е место в мире и 1-е в Европе. В начале нынешнего века об­щий выпуск автомобилей превысил 5 млн в год. В ГДР производились добротные грузовики (г. Людвигсфельд), курсирующие до сих пор по России. Производство легковых автомобилей было незначительным.

Заводы по производству автомобильного оборудования и сбороч­ные цеха разбросаны по всей стране. К тому же большинство автомо­бильных компаний ФРГ в послевоенный период стали транснацио­нальными и наладили производство своих автомобилей в десятках других стран. Лидерами германского автомобилестроения являются всемирно известные компании «Фольксваген» (штаб-квартира и го­ловное предприятие в Вольфсбурге), «Мерседес-Бенц» (Штутгарт), «БМВ» (Мюнхен) и «Опель» (Рюссельсхайм). После объединения Германии западногерманские компании стали строить свои филиалы и в восточных землях, например, «Форд» — в Цвиккау, «Опель» — в Айзенахе.

В наследство от Третьего рейха Германии остались мощные, час­тично военные судостроительные верфи в Киле, Гамбурге, Бремене, Эмдене, но в последние десятилетия германское судостроение, как и европейское в целом, находится в глубоком кризисе. Лучше обстоит дело с другим наследием — авиастроением. В 1959 г. в Германию из эмиграции вернулся знаменитый В. Мессершмитг, авиаконструктор и промышленник, ставший сразу почетным председателем концерна «Мессершмитг-Булков-Блем». Немецкие авиастроители вместе с французами и англичанами участвуют в грандиозном проекте созда­ния серии европейских аэробусов. Авиационные и ракетные двигате­ли строят в Мюнхене и Фридрихсхафене.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: