Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 7 глава




После войны вокруг Лондона были построены восемь новых горо­дов-спутников так называемого Лондонского кольца, которые сокра­тили жилищную нагрузку, но одновременно усилили давление на транспортную инфраструктуру столицы.

Второй по численности город Великобритании Бирмингем — центр Западно-Мидлендской конурбации (более 2,5 млн человек). Это класси­ческая промышленно-городская агломерация, рождение и «золотой век» которой приходится на эпоху «угля и стали».

В последние десятилетия правительство принимало меры, регули­рующие начавшийся процесс упадка старопромышленных городских агломеравций, связанный, прежде всего, с нарастанием постиндустриаль­ных тенденций в экономике. Эти меры позволили несколько ослабить остроту социальных проблем, порожденных массовыми внутренними миграциями населения и отмиранием сотен населённых пунктов.

Очень интересное явление в Великобритании — новые города. Эго го­рода, которые начали создаваться «с колышка» но специальным генераль­ным планам еще в конце XIX в. Их закладывали как города будущего: на­учно обоснованная оптимальная планировка, создание разветвленной инфраструктуры, максимальный учет экологических параметров качества жизни. Сейчас таких городов в Великобритании около сотни. Многие из них стали центрами НИОКР, ядрами технополисов.

По ключевым показателям качества жизни Великобритания стоит в ряду высокоразвитых стран, хотя, по мнению экспертов ООН, инте­гральная оценка за 2010-е гг. не блестящая — 15-17-е место в мире в зависимости от года, позади таких стран, как Испания и Словения. Связано это, в частности, с ростом «индекса бедности» и с непростой экологической обстановкой. Тем не менее, такой пока­затель качества жизни, как фактическое потребление домашних хозяйств в 2010-е гг. существенно вырос и составлил в 2018 г. около 1500 фунтов стерлингов. Почасовая оплата труда здесь выше, чем в США (9,6 фун­та стерлингов в 2018 г.). Важно и то, что практически стерты различия в уровне жизни между городом и деревней.

В Великобритании проявляются географические различия в уров­не и качестве жизни. Наиболее высоки показатели доходов населения в графствах юга и юго-востока Англии и Южной Шотландии. Жить в тихом провинциальном городке или деревне не только комфортнее, но и престижнее, чем в суетном Лондоне. Традиционно беднее насе­ление Уэльса и Ольстера (Северной Ирландии), что усугубляется кри­зисом ряда ключевых отраслей хозяйства, в особенности угольной промышленности и судостроения. Здесь самый высокий в Велико­британии уровень безработицы и относительно низкие доходы насе­ления (на треть ниже, чем в среднем по Великобритании).

 

§ 6.4. Италия

Италия, наряду с Германией, Францией и Великобританией, входит в четвер­ку ведущих стран Европейского союза и в «большую восьмерку». Площадь — 301 тыс. км2 — больше, чем Великобритании, но меньше, чем Франции и Герма­нии. Население около 59 млн человек. Плотность населения в два раза выше средней в ЕС — около 200 чел./км2. Столица — Рим (3,5 млн человек). Парламентская республика, глава государст­ва — президент. В состав страны входит 20 областей, которые делятся на про­винции, а те, как и во Франции, — на коммуны.

Ни в коей мере не умаляя выдающихся достижений Италии Ново­го времени, нужно признать, что всемирную славу стране принесла эпоха двухтысячелетней давности — эпоха Древнего Рима. Именно на этой земле, как и на земле современной Греции, родилась античная, греко-римская культура — корень будущей европейской цивилизации. Даже после упадка, падения и разграбления Римской империи, ее ду­ховное наследие превозмогло время и варварство. Синтез античности и христианства дал миру величайшие произведения искусства. Здесь Леонардо да Винчи написал «Джоконду», Рафаэль «Сикстинскую ма­донну», Боттичелли — «Рождение Венеры», а Микеланджело изваял «Давида». Шедевры итальянской архитектуры римского, романского и более поздних периодов входят в список Всемирного культурного на­следия и ежегодно привлекают в страну миллионы туристов.

Итальянцы создали великую музыкальную культуру. Итальянские народные песни и арии из опер Россини, Беллини, Верди больше сто­летия звучат на сценах музыкальных театров всего мира.

Есть у Италии и особая слава — знаменитая сицилийская мафия. По иронии судьбы, эта мафия выросла в стране, где две тысячи лет на­зад было создано не менее знаменитое римское право — фундамент юридических систем всех демократических государств.

Италия на карте Европы и мира в прошлом и настоящем

Первый очаг цивилизации на Апеннинском полуострове создали латины, племя из группы италиков. Придя сюда в I тысячелетии до н.э., они в VIII в. до н.э. основали Рим, подчинили себе другие племе­на, жившие на полуострове, и в V в. до н.э. создали Римскую респуб­лику, ставшую позднее империей. В период наибольшего территори­ального расширения Римская империя простиралась от современной Шотландии до Египта, от Португалии до Армении. В течение не­скольких столетий это было самое могущественное государство древ­него мира, и о его истории написаны горы книг.

После разграбления Рима в V в. вестготами, а затем вандалами Италия переживала нелегкие времена, ее многократно завоевывали и дробили. В XII—XIV вв. северная часть Италии и Рим входили в со­став Священной Римской империи германцев. Густая сеть городов, оставшаяся в наследство от древнеримского периода, выгодное поло­жение в Средиземноморье на перекрестке морских путей, благопри­ятные климатические условия — все это способствовало процветанию ремесленничества и торговли, развитию товарно-денежных отноше­ний в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.). С другой стороны, наличие большого числа самостоятельных городов-государств, княжеств, гер­цогств, республик привело к территориальной раздробленности Ита­лии, схожей с германской, что очень ослабляло ее геополитические позиции в Европе. Этим пользовались более сильные соседи, и с XV по XVIII в. Италию многократно делили между собой Франция, Ис­пания, затем Австрия.

Как единое государство Италия существует на карте мира только с 1870 г. (напомним, Германия — с 1871 г). Вождем Рисорджименто (борьба за освобождение и объединение Италии) стал герой австро­-итало-французской войны и итальянской революции 1859—1860 гг. ге­нерал Джузеппе Гарибальди. Его повстанческие отряды сыграли реша­ющую роль не только в освобождении территории страны от оккупан­тов, но и в ее объединении. Объединенная Италия развивалась значительно медленнее, чем объединенная Германия времен Бисмарка, и к началу Первой мировой войны она значительно уступала по своему экономическому потенциалу ведущим странам Зарубежной Европы. Особенно разителен был контраст между промышленным Севером и аграрным Югом. Тем не менее Италия активно вела колониальные вой­ны в Северной Африке и Передней Азии, захватила Сомали и Эритрею, после войны с Турцией в 1911—1912 гг. завоевала Ливию.

Италия позже других вступила в Первую мировую войну (на сторо­не Антанты), и к 1918 г. потеряла 700 тыс. человек убитыми, свыше 1 млн стали калеками. Страну сотрясали народные волнения. После победы Октябрьской революции 1917 п в России массовые забастовки из экономических переросли в политические. Однако в отличие от России, революционной ситуацией в Италии воспользовались не ком­мунисты, а фашисты (итальянское слово «fascismo» означает «пучок», «связка»). Первые фашистские организации появились в 1919 г. в виде полувоенных дружин. Они состояли в основном из националистиче­ски настроенной молодежи, вернувшейся с фронта и не нашедшей ра­боты, так как страна находилась в глубоком экономическом кризисе. Возглавил движение «дуче» Бенито Муссолини, проповедовавший идею возрождения «Великой Италии», преемницы «Великого Рима», на основе национального сплочения, социализма и жесткой диктату­ры. После грандиозного «похода на Рим», организованного фашиста­ми в октябре 1922 г., он стал премьер-министром страны. Это произо­шло на 10 лет раньше прихода к власти в Германии А. Гитлера.

Муссолини проводил политику создания «корпоративного государ­ства» на основе «сотрудничества классов» и экономической независи­мости (автаркии). Учрежденные государственные монополии активно выкачивали финансовые ресурсы из бюджета страны на сомнительные «стройки века», проекты которых разрабатывались Институтом про­мышленной реконструкции (ИРИ), В 1936 г. Муссолини провозгласил Италию империей.

Во Вторую мировую войну, как и в Первую, страна вступила с опоз­данием на два года, но уже на стороне Германии. Во время Великой оте­чественной войны на стороне немцев сражалась и итальянская армия, которая была вчистую разгромлена Красной армией зимой 1943 г. на До­ну Терпя одно поражение за другим, Италия потеряла и все свои коло­нии в Африке. Когда после поражения немцев под Сталинградом (1943)

Произошел ключевой перелом в Великой отечественной войне, италь­янская элита добилась смещения Муссолини с поста премьер-минист­ра, он был арестован, а новый премьер быстро подписал с англо-амери­канским командованием все условия безоговорочной капитуляции. В апреле 1945 г бежавший из-под ареста Муссолини был пойман и казнен итальянскими партизанами, участвовавшими вместе с англо-американ­скими войсками в освобождении страны от фашистской диктатуры.

В послевоенный период Италия развивалась противоречиво. С од­ной стороны, она добилась выдающихся успехов в индустриализации, создании инфраструктуры, догнала и даже перегнала по ключевым экономическим показателям Великобританию. Одним из важнейших факторов развития в этот период стала относительная дешевизна ра­бочей силы в сочетании с европейскими навыками труда. Италия шла в фарватере европейской интеграции, и именно в Риме был подписан договор 1957 г. об образовании Европейского экономического сооб­щества. С другой стороны, Италия не смогла решить проблему «двух Италий» (Севера и Юга), экономическая политика государства оказа­лась в зависимости от корпоративных интересов мафиозных структур. Ожесточенная, по-итальянски экспрессивная борьба правых и мощ­ных левых сил обернулась хронической политической и экономиче­ской нестабильностью. Во второй половине XX в. национальная ва­люта Италии — лира — была одной из самых слабых в Европе. Только последовательная целеустремленная политика интеграции в Единую Европу, ставшая государственной доктриной Италии в последние де­сятилетия ушедшего века, вывела ее в четверку европейских лидеров и десятку ведущих стран мира.

Отрасли специализации и территориальная
организация хозяйства

Общий ВВП превысил 2 трлн евро. Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в. составил 36 тыс. евро в год.

Набор отраслей специализации мирового и европейского масшта­ба у Италии значительно меньший, чем у Германии, Франции или Ве­ликобритании. Однако большинство из них технически современны, эффективны и высокорентабельны.

Доли секторов экономики и набор ключевых отраслей хозяйства говорят о том, что Италия прошла индустриализацию и вполне может быть отнесена к странам постиндустриального типа. Так, доля третичного сектора в ВВП превышает 60%. Но есть и свои особенности: вы­сокая степень зависимости хозяйства от импорта энергоносителей и сырья, резкие территориальные контрасты в развитии хозяйства и уровне доходов населения (богатый Север и бедный Юг), отставание В развитии наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Сельское хозяйство Италии по составу типично для Средиземномо­рья, но по продуктивности отстает от многих стран ЕС. 80% сельхоз­продукции даёт растениеводство. Треть сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен — зерновые культуры. Со времен Древнего Рима основу растениеводства образует «средиземноморская триада»; пшеница, виноград, оливки. Эталонная область традицион­ного средиземноморского растениеводства — италийский «каблук» Апулия.

«Житница» Италии — Паданская низменность. Пшеничные поля, расположенные в плодородной пойме р. По, дают богатые урожаи зерна. На юге — в Апулии и на Сицилии — они ниже, но зато здесь выращивают сорта твердой пшеницы, которые идут на изготовление знаменитых спагетти — итальянского национального блюда.

Виноградарство имеет многотысячелетнюю историю. Виноградни­ки — один из главных элементов итальянского сельского пейзажа. Здесь выращивается более 250 сортов винограда. Сбор превышает 10 млн тонн в год. По производству вин Италия входит в тройку глав­ных мировых производителей, наряду с Францией и Испанией.

Оливковые рощи также неотъемлемый элемент ландшафта стра­ны, особенно на юге. По сбору оливок Италия занимает 2-е место в мире после Испании (3 млн тонн в год). Почти столько же выращива­ют цитрусовых. Посадки апельсинов, мандаринов, грейпфрутов, лимо­нов сконцентрированы преимущественно в двух южных областях — в Калабрии и на Сицилии. Здесь же выращивают грецкий орех, мин­даль, фундук, собирают бергамот и табак. Обширны плантации цветов.

 

 

 

 

Среди важных отраслей итальянского растениеводства можно на­звать рисоводство и овощеводство. Рис возделывают в пойме р. По, ис­пользуется он для приготовления национального блюда ризотто, а также экспортируется в страны ЕС. Овощеводство разнообразнейшее: на небольших частных огородах в открытом грунте или теплицах вы­ращивают томаты, салаты, лук, артишоки, спаржу, что типично для средиземноморской страны.

Животноводство занимает подчиненное положение из-за ограни­ченной кормовой базы, но, как и растениеводство, имеет древнейшие корни. Главный сдерживающий фактор развития сегодня — жесткая конкуренция в условиях общеевропейского рынка со стороны более рентабельных производителей, которых теперь немало в Европей­ском союзе. Главный овцеводческий район — о. Сардиния. Мясомо­лочное животноводство развито на альпийских лугах Северной Ита­лии. Птицеводческие фермы размещаются вокруг крупных городов.

В Италии создана мощная современная индустрия. Базовые отрас­ли промышленности имеют особые черты. 70% электропотребления обеспечивают нефть и газ, хотя своих месторождений в стране почти нет. Большинство ТЭС работает на мазуте. По объемам импорта неф­ти в Зарубежной Европе Италия уступает только Германии. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов самая большая в Зару­бежной Европе — 100 млн тонн в год. Значительная часть нефтепро­дуктов экспортируется в страны ЕС. Самый крупный завод мощно­стью 16 млн тонн в год находится в г. Саррок на о. Сардиния. Гидроэлектростанции, сооруженные в Альпах, обслуживают не толь­ко север и северо-восток страны, но и соседей: электроэнергию про­дают в Швейцарию и Австрию.

Острый дефицит собственных традиционных энергоресурсов сти­мулировал поиски новых. Еще в 1905 г. в центральной части страны, в Лардерелло, были построены первые в мире гидротермальные элект­ростанции на подземных горячих источниках. Италия первой в Евро­пе начала строить атомные электростанции, но после Чернобыльской аварии 1987 г. под давлением общественности все они были закрыты, а новые проекты заморожены. В настоящее время энергетическая по­литика правительства направлена на уменьшение зависимости эконо­мики от нефти. Успешно внедряется газификация хозяйства. Уже каж­дый четвертый автомобиль в Италии ездит на газе.

Среди базовых отраслей выделяется металлургия. Черная металлургия — важная отрасль специализации Италии на общеевропейском рынке. Как и нефтепереработка, она живет в основном на импортном сырье и топливе, что, впрочем, не помешало ей стать одной из самых мощных в Зарубежной Европе. Этому способствовало создание еще в начале 1950-х гг. единого общеевропейского рынка стали, на котором Италия заняла выгодные позиции благодаря относительно более де­шевой рабочей силе.

Потенциально итальянские металлургические комбинаты способны выплавлять свыше 20 млн тонн стали и выдавать миллионы тонн прока­та. Италия производит высококачественные тонкую холоднокатаную сталь и трубы. При этом активно используется металлолом, который специально покупается не только в самой Италии, но и во многих стра­нах ЕС. Однако из-за непростой конъюнктуры на мировом и европей­ском рынках металлургические предприятия работают не в полную мощность. Импортная зависимость объясняет приморское размещение предприятий. Самый крупный и современный металлургический ком­бинат полного цикла расположен на юге страны в г. Таранто. Комбина­ты полного цикла есть также в Генуе и в Баньоли около Неаполя.

Цветная металлургия традиционно базировалась на местных ру­дах: Сардиния, Сицилия и Апеннинский полуостров богаты место­рождениями свинца, цинка, ртути, бокситов. Сегодня большинство предприятий отрасли имеют смешанное, внутреннее и импортное сы­рьевое обеспечение. Выплавка цинка размещена около крупных эле­ктростанций в Порто-Маргере, Монтепони, Кротоне. Свинцовопла­вильные заводы находятся в основном на о. Сардиния. Мощная алюминиевая промышленность теперь переориентировалась преиму­щественно на импорт бокситов, в частности из Балканских стран, и обслуживает прежде всего автомобилестроение. Самый мощный алю­миниевый комбинат по производству первичного алюминия располо­жен в Больцано в Альпах. Заводы, производящие вторичный алюми­ний, разбросаны по всей стране, самый крупный расположен в Падерно-Дуньяно близ Милана. В Тоскане находится одно из самых старых месторождений ртути в Европе. Несколько десятилетий назад Италия и Испания были крупнейшими поставщиками ртути на миро­вой рынок. Теперь это очень грязное производство в обеих странах за­крыли, в частности по экологическим причинам, а мировое первенст­во по производству ртути перешло к Китаю.

Среди отраслей базового сектора в Италии выделяются добыча мрамора и производство цемента. Итальянские мраморы получили всемирную известность многие столетия назад.

Ключевая отрасль промышленности Италии — транспортное машиностроение. Оно дает четверть всей промышленной продукции страны и почти половину экспорта. Италия производит плюс минус 1 млн автомобилей в год, что не очень много по сравнению с ведущими европейскими автопроизводителями. Автомобилизация Италии началась с производства мотоциклов и мо­тороллеров в г. Понтедера. Полвека назад на автомобили у большинства итальянцев денег не было, но позволить себе колесить по стране на мо­тоциклах могли многие. У молодежи особенно популярны были мото­роллеры, а у торговцев — мотоциклы с прицепом для перевозки грузов. Страсть к быстрой езде стала главным мотивом создания великолепных гоночных машин, получивших всемирную славу. Марки «Феррари» и «Мазерати» известны сегодня любому подростку. Но главная компания страны — это автогигант концерн «ФИАТ» (Fabrica Italiana Automobili Torino). Его основал Джованни Аньели, один из самых влиятельных олигархов и политиков в истории Италии. Созданное им «государство в государстве» со столицей в Турине стало символом итальянского «олигархически-мафиозного» монополизированного капитализма. В после­военный период мощные автомобильные заводы помимо Турина были построены близ Милана, под Неаполем и в Термини-Имерезе на Сици­лии. ФИАТ подчинил себе компании «Альфа-Ромео» и «Ланча». Поми­мо производства легковых автомобилей «Фиат», «империя» Ангели, скончавшегося в 2003 г., включает строительные компании, торговые комплексы, обширную сеть гостиниц, ей принадлежит одна из самых популярных газет в стране «Ла Стампа».

Италия — родина гусеничного трактора, изобретенного для усло­вий сильнопересеченного рельефа. Главный производитель сельско­хозяйственной техники — компания «Ломбардини».

Значительная часть судостроения, одной из старинных отраслей хозяйства Италии, теперь также принадлежит «ФИАТ». Самые круп­ные судоверфи находятся в Монфальконе (на границе со Словенией), в Триесте (военные суда) и в Порто-Маргере около Венеции. На Ли­гурийском побережье продолжают работать старинные верфи в Генуе, Ливорно и Специи, на юге страны — в Палермо (малые рыболовецкие суда и спортивные яхты).

Известна Италия в мире и своей электротехникой. Она входит в пятерку мировых лидеров по производству холодильников и стираль­ных машин (марка «Индезит»). Конторское оборудование — специа­лизация известной фирмы «Оливетти». Столица «Оливетти» — г. Ив- реа на севере страны.

Химическая индустрия, так же как и автомобилестроение, сильно монополизирована. Здесь господствуют две компании — «Монтэди- сон» и государственное объединение ЭНИ. Они производят большой ассортимент пластмасс, химических волокон, лаков и красок. Дина­мично развивается в последние десятилетия фармацевтика. Самый старый район химических предприятий — Милан и его окрестности. Нефтехимическое производство расположено в основном по побере­жью. На севере это Равенна, на юге — Джела на Сицилии и Кальяри на Сардинии. Резинотехнические изделия выпускает фирма «Пирелли».

Текстильная промышленность, как и в большинстве других стран Зарубежной Европы, — наследие периода ранней индустриализации. Традиционно Италия славилась бархатом и шелком. На выращивании тутового шелкопряда и производстве шелковых тканей специализи­руется Кампания. Исторический центр шерстяной промышленно­сти — г. Прато в Тоскане. Сегодня в Италии производятся хлопчато­бумажные, шерстяные, шелковые, льняные, а также разнообразные искусственные и смешанные ткани*

По производству трикотажа Италия лидирует в Европе. Особен­но много трикотажных фабрик в области Эмилия-Романья. По экс­порту одежды она занимает одно из первых мест в мире. Италия, как и Франция, — признанный законодатель моды. Один из лучших по­диумов мира находится в Турине.

Италия вместе с Китаем и Индией входит в тройку крупнейших в мире производителей обуви. В стране бо­лее 7,5 тыс, небольших обувных предприятий. Особенно их много в центральных областях Тоскана и Марке. Недалеко от Падовы нахо­дятся предприятия фирмы «Хадсон» — одного из мировых законода­телей обувной моды.

Есть у Италии особые отрасли специализации. Одна из таких — древнее стекольное производство. На фабриках в Мурано близ Вене­ции, построенных в эпоху Возрождения, до сих пор выдувают художе­ственное стекло, известное в мире как «венецианское». Несколько со­тен стекольных заводов, разбросанных по стране, выпускают особо прочное стекло для автомобилей и стекло для оптических приборов. Флоренция — один из старейших в мире центров ювелирного дела. Итальянские ювелирные изделия отличаются большим разнообрази­ем, умеренными ценами и пользуются популярностью у туристов. Еще одна специализация Италии, хорошо известная в России, — про­изводство сантехнического оборудования.

Несмотря на то что Италия страна относительно поздней индустриа­лизации, здесь уже ярко проявляются признаки постиндустриального развития. Более половины работающих занято в третичном секторе.

Туризм — одна из главных отраслей специализации Италии.

Ежегод­но её посещают около 60 млн человек (пятое место в мире и третье в Европе), главным образом из Германии, Франции, США, Японии и Китая. Доля в ВВП составляет более 10 %. По числу гостиниц (более 30 тыс.) и гостинич­ных мест (около 2 млн) она занимает одно из первых мест в мире. Туризм очень разнообразный — от пляжного до горного. Но, конечно, главный фактор притягательности — колоссальное культурное наследие страны. На территории Италии 53 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (2018 г.). Самые посещаемые туристические места — Рим с Ватика­ном, Венеция и Флоренция. На территории Италии находится микрого­сударство — Республика Сан-Марино, живущее за счет туризма.

В силу особенностей географического положения и конфигурации страны транспорт всегда играл исключительную роль как в организа­ции внутреннего пространства, так и в связях с внешним миром. Клю­чевой вид транспорта — автомобильный. Он обеспечивает 90% пасса­жироперевозок и 80% грузоперевозок. Главная транспортная магистраль страны — «Автострада Солнца», идущая от границы с Францией на юг через Турин, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрию. Особенно густая сеть автодорог на севере страны.

Для развития инфраструктуры туризма параллельно с «Автостра­дой Солнца» построена современная скоростная железная дорога.

Морской транспорт прежде всего обслуживает внешнюю торгов­лю. Треть итальянских судов — танкеры, перевозящие нефть. В стра­не более 140 портов, самые крупные на севере — Генуя с грузооборо­том 50 млн тонн, Триест (35 млн тонн), на юге — Неаполь, главный каботажный порт страны.

Самая яркая черта общей территориальной структуры хозяйства Италии — ее дуализм, те. контраст между «развитым Севером» и «от­сталым Югом». Две пятых промышленного производства сосредото­чено на Северо-Западе в треугольнике Турин—Милан—Генуя. Связа­но это прежде всего с близостью общеевропейского пространства. Несколько менее развит Северо-Восток страны. Его главный центр — «город на воде» Венеция.

Центральная часть Италии не так насыщена производством и ин­фраструктурой, но здесь находится столица Италии — Рим. Южная Италия сильно отстает от Северной и Центральной по ключевым по­казателям экономического развития (четверть ВВП, средние доходы населения почти в два раза ниже, чем на Севере). Главный город — Неаполь, столица Кампании (более 2 млн человек). Наиболее отста­лые области Италии — Сицилия и Сардиния.

Население и качество жизни

Подавляющее большинство (98%) населения Италии — итальянцы. Нация формировалась в результате длительного смешения древних ро­манизированных племен италиков с германцами: вестготами, вандала­ми, остготами и др. Впоследствии происходило массовое смешение италийского населения с завоевателями: византийцами, франками, арабами, норманнами. Главным фактором консолидации жителей Италии в единый народ стал латинский язык, унаследованный от Рим­ской империи. Тосканский диалект латыни лег в основу современного итальянского языка. Как следствие длительной раздробленности стра­ны до сих пор сохраняются ярко выраженные региональные диалекты.

В течение одного — двух послевоенных поколений итальянцы со­вершили удивительно быстрый переход от традиционных многодет­ных к малодетным и бездетным семьям. В результате в 1990-х гг. в стране был отрицательный естественный прирост населения. Демо­графическую ситуацию усугубило и то7 что в отличие от Германии, франции и Великобритании во второй половине XX в. в Италии эми­грация преобладала над иммиграцией. Более 10 млн итальянцев уеха­ли в поисках лучшей доли в США, Германию, Францию.

Размещение населения по территории страны очень неравномерно. При средней плотности около 200 человек на 1 км2, на севере она пре­вышает 300 человек на 1 км2. Две трети населения проживает в горо­дах. Роль столицы страны Рима намного скромней, чем Парижа или Лондона, и по показателям численности населения (3,5 млн человек), и по значению для экономики страны. Но Рим остается Римом. Это один из мировых центров культуры. Миллионы туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы подышать воздухом «вечного города», сфото­графироваться на фоне Колизея. В границах Рима находится Вати­кан — «город в городе», резиденция главы Католической церкви папы римского (подробнее см. гл. 7, § 2).

Равный Риму по численности населения город Милан (также око­ло 3,5 млн человек) — столица Ломбардии. В центре находится Ми­ланский кафедральный собор, который строился около 600 лет. Непо­далеку расположен самый знаменитый оперный театр — «Ла Скала». Город окружен десятками промышленных предприятий. Известен он и одной из сильнейших в мире футбольных команд.

Вместе с Турином и Генуей Милан образует главный «промышлен­ный треугольник» севера Италии. На юге страны есть только один го­род-миллионер — Неаполь.

В последние десятилетия наблюдался активный отток населения из крупных в средние и малые города, что характерно для большинст­ва развитых стран Зарубежной Европы. Например, за 1980-е гг. Милан потерял 15% населения. Параллельно быстро росла численность пе­риферийных городов, особенно на побережье, что связано с измене­нием конъюнктуры рынка труда (развитием туризма и сферы услуг), падением привлекательности промышленных городов и ростом пре­стижности экологически чистых городов, особенно приморских.

На отсталом Юге до сих пор сохранилось много старинных городков. Большинство работающих здесь трудятся на соседних с городом полях, выращивая овощи, оливы, перцы и другие сельскохозяйственные куль­туры. Доля чисто сельского населения в стране по европейским меркам велика — в среднем 10%, а в южных областях еще в несколько раз выше.

По качеству жизни Италия до 1990-х гг. существенно отставала от тройки ведущих стран Европы. Но к началу XXI столетия по многим ключевым показателям она догнала Великобританию. Например, обе страны поравнялись по такому интегральному показателю, как ВВП на душу населения, что отражает постепен­ное выравнивание показателей общего благосостояния населения. Вместе с тем, как и в хозяйстве, все еще сохраняются очень сильные территориальные контрасты в разрезе «Север — Юг». По материаль­ным показателям уровня жизни наиболее благополучны провинции Ломбардия (центр — Милан), Пьемонт (Турин), Лигурия (Генуя) и Венето (Венеция) и Тоскана (Флоренция). Даже Рим по уровню жизни отстает от северных провинций. Наиболее низкие показатели в облас­тях Калабрия и Сицилия. Уровень доходов населения здесь почти вдвое ниже, чем на севере страны. Здесь же традиционно самый высо­кий уровень безработицы. По показателям комфортности среды наи­более благоприятными для жизни считаются район г. Сан-Ремо у гра­ницы с Францией и побережье Салернского залива в области Кампания.

 

 

Глава 7. МАЛЫЕ СТРАНЫИ
МИКРОГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: