СОЗДАНИЕ ПОРЯДКА ИЗ ХАОСА, НЕ ДОПУСКАЯ ОШИБОК. ЛЮДИ, СТРАДАЮЩИЕ АУТИЗМОМ, ПЫТАЮТСЯ ОСМЫСЛИТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР




В главе 3 мы видели, что эхолалия (которая одно время считалась искаженным прояв-лением речи и подлежала устранению) может иметь смысл для страдающих аутизмом: эхола-лия может быть средством общения для человека, который считает наш язык слишком слож-ным — он говорит так, как умеет. Подобным же образом можно интерпретировать многие стереотипы и формы поведения. Если выразить эту мысль в компьютерной терминологии, то можно сказать: если на входе чего-то не достает, то и результат на выходе не может быть пол-ным.

Подобно тому, как мы расцениваем вспышки гнева и другие аномалии поведения как проявления предкоммуникативного поведения, точно так же мы можем оценивать и имитаци-онное поведение. Если кто-то не понимает целого, его действия могут иметь фрагментарный характер. Понимание того, что люди с аутизмом воспринимают мир по-другому (имеют иной стиль познания), помогает нам поместить некое «странное» или необычное поведение в кон-текст: это их реакция на жизнь, которая для них является слишком сложной. А их неспособ-ность гибко мыслить помогает нам понять некоторые из их «нелогичных» страхов.

Почему Стивен так боится сидеть на «зеленой траве»? Даже когда мать берет его на ру-ки и несет его через лужайку, он устраивает скандал. Не является ли это еще одним «выви-хом» аутизма? Что касается Стивена, заметим: его мать знает, что, когда ему было 3 года, его укусила оса в зеленой траве. Для свидетелей случившегося это событие не показалось очень важным. Стивен закричал, и яд от укуса удалили. Бедняга Стивен толком не понял, что с ним случилось. Он просто почувствовал резкую, ужасную боль, неизвестно почему. Он понял только то, что он сидел тогда на зеленой траве. Таким образом, он связал эту боль с восприя-тием цвета, поскольку он не понял настоящей причины резкой боли. Это и осталось в его па-мяти: зеленое означает опасность, зеленое означает боль. Теперь он проявляет беспокойство даже тогда, когда мать надевает на него зеленый джемпер.

В этом мы можем видеть некоторой сходство с определенными проявлениями эхола-лии. Во-первых, одна деталь превалирует над целым; во-вторых, первоначальная «ситуация обучения» приобретает постоянный характер. Мы можем добавить к этому еще целый ряд примеров: например, почему стакан следует заполнять на высоту двух сантиметров? Почему каждый стул в доме должен занимать определенное место и не сдвигаться? В фильме «Чело-век Дождя»: почему герой настаивал на том, чтобы кленовый сироп подавался к столу до блинчиков, но не после? Почему понедельник всегда был днем спагетти? Почему его кровать должна была стоять под окном, а туфли должны были быть перед кроватью? Почему книга на книжной полке должна была находиться всегда на одном и том же месте?

Те, кто не находят соотносительных опор в понимании, пытаются найти какие-то опоры в восприятии. Поэтому есть все основания допустить, что из-за недостатка понимания многие люди, страдающие аутизмом, познают мир «сердцем», а постоянное открытие предсказуемого мира придает им чувство безопасности: порядок сохраняется. Если взглянуть на мир их глаза-ми, многие эксцентричные проявления в поведении предстанут перед нами не столь уж безум-ными. Если порядок вещей в нашем мире слишком сложен для понимания, они создадут свой собственный порядок. Эти люди являются по-своему ярыми сторонниками максимального со-вершенства и в их мире все должно быть абсолютно правильным.


Группе молодых людей с высоким уровнем интеллектуальных способностей, страдаю-щих аутизмом, предложили составить список того, чем они любили и не любили заниматься в детстве. В список нелюбимых занятий один юноша включил: «разгадывание головоломок». Это противоречит общепринятому стандарту об интересах людей с аутизмом. Поэтому кто-то спросил его, почему ему не нравилось разгадывать головоломки. Ответ прояснил ситуацию: «Потому что потерялась одна из деталей». Все предметы должны быть на месте и в порядке. Если порядок нарушен, возникают трудности. Поскольку люди с аутизмом не понимают, ка-ким образом создать действительный порядок, нам придется создать некий порядок в их вос-приятии, чтобы они могли «увидеть» (почувствовать) этот порядок. В одной семье родители сняли в доме все двери, так как «наш сын не может справиться с ними». Если мальчик бросал мяч, отец бежал за мячом и приносил домой, потому что иначе «наш сын закатил бы истери-ку». У их любимого сына были свои, определенные понятия о «правильной» жизни, и вся се-мья стала жертвой этих представлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: