Механизмы обеспечения занятости населения в Саратовской области




В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизации системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области в 2008 году Министерством разработана областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы.

Программа состоит из трех подпрограмм – «Содействие занятости населения области», «Развитие кадрового потенциала области», «Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики области».

Дата утверждения и наименование региональной программы содействия занятости населения, действующей в 2011 году.

Областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы утверждена Законом Саратовской области от 4 декабря 2008 года № 30-ЗСО.

В рамках программы выделено несколько направлений[8]:

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. В том числе опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

6. Содействие трудоустройству инвалидов.

На мероприятия по активной политике занятости населения на 2011 год предусмотрено 88,7 млн. рублей.

За 1 полугодие поступило финансирование в сумме 35,3 млн. рублей (39,8% от предусмотренных средств)[9].

Всего на программы по активной политики занятости населения израсходовано в 1 полугодии 2011 года – 27,9 млн. рублей (79,0 % от поступивших средств).

Данные средства по мероприятиям активной политики занятости населения распределены и израсходованы следующим образом:

1. Организация общественных работ – предусмотрено на год 10,3 млн.рублей, профинансировано - 5,0 млн.рублей, израсходовано – 3,1 млн.рублей (62,0% от финансирования);

2. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время – предусмотрено на год 9,2 млн.рублей, профинансировано – 3,8 млн.рублей, израсходовано – 1,9 млн.рублей (50,0% от финансирования);

3. Профессиональное обучение безработных граждан – предусмотрено на год 56,8 млн.рублей, профинансировано – 20,4 млн.рублей, израсходовано – 18,5 млн.рублей (90,6% от финансирования);

4. Содействие самозанятости безработных граждан - предусмотрено на год 6,0 млн.рублей, профинансировано – 3,0 млн.рублей, израсходовано – 2,6 млн.рублей (86,6% от финансирования);

5. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - предусмотрено на год 2,0 млн.рублей, профинансировано – 0,8 млн.рублей, израсходовано – 0,5 млн.рублей (62,5% от финансирования);

6. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда Саратовской области - предусмотрено на год 1,6 млн.рублей, профинансировано – 0,8 млн.рублей, израсходовано – 0,6 млн.рублей (75,0% от финансирования);

7. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - предусмотрено на год 1,0 млн.рублей, профинансировано – 0,5 млн.рублей, израсходовано – 0,5 млн.рублей (100 % от финансирования).

1) Опережающее профессиональное обучение работников. Это направление программы предусмотрено:

- для работников, находящихся под риском увольнения (на предприятии установлено неполное рабочее время, временная приостановка работ, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность.

Участниками программы могут быть занятые граждане, находящиеся под риском увольнения. Формы обучения: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Продолжительность обучения работников устанавливается профессиональными образовательными программами и не превышает 6 месяцев. Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.

Обучение может проводиться по месту жительства и в другой местности. Обучение работников может проводиться на учебно-производственной базе учебных заведений, предприятий, а также на рабочих (учебных) местах самих организаций в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

2) Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан. Мероприятия по организации общественных работ осуществляются в следующих целях:

- сохранение на предприятиях и в организациях рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения (на предприятии идут сокращения, введен неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска);

- создание временных рабочих мест для граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в центр занятости населения и зарегистрированных в качестве ищущих работу и безработных граждан (незанятых);

- удовлетворение потребностей муниципальных образований, предприятий, организаций в выполнении сезонных работ и работ временного характера;

- осуществления мер социальной поддержки граждан, ищущих работу и безработных, а также граждан, находящихся под риском увольнения[10].

При организации общественных работ в организациях, работники которых находятся под угрозой увольнения виды работ должны определяться приказами их руководителей об организации общественных работ. Общественные работы организуются на основании договора между центром занятости населения и организацией, работники которой находятся под угрозой увольнения, или организацией, создающей временные рабочие места для проведения общественных работ. В случае сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на том же предприятии – граждане участвуют на условиях действующего трудового договора между работником и работодателем с внесением соответствующих дополнений.

3) Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Стажировка в целях приобретения опыта работы организуется для выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, а также освоения новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.

Стажировка в целях приобретения опыта работы осуществляется на основании договора между центром занятости населения и работодателем, предоставляющим рабочие места для стажировки выпускников в целях приобретения опыта работы.

4) Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест

Получателями адресной поддержки для переезда в другую местность для трудоустройства являются граждане, проживающие на территории Саратовской области и соответствующие заявленному профессионально-квалификационному составу.

5) Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

6) Содействие трудоустройству инвалидов. Программой предусматривается создание (оснащение) специальных рабочих мест на условиях возмещения затрат работодателя на приобретение, монтаж и установку оборудования рабочего места.

Кроме того, предусмотрены следующие программы.

1) Досрочный выход на пенсию. Если возраст близок к пенсионному, и человек зарегистрирован в качестве безработного и не может найти подходящую работу, то, по предложению службы занятости населения, при одновременном соблюдении ряда условий, может быть с его согласия назначена досрочная пенсия.

2) Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет. Одна из главных проблем для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (в возрасте до 3-х лет) - длительный перерыв в работе, который часто приводит к потере квалификации. Хорошо, если будущая мама уходила в декрет с рабочего места, где ее ждут, где после выхода на работу она сможет постепенно восстановить свои профессиональные знания. Бывают и другие ситуации, когда выходить некуда, а предприятия не торопятся брать на работу молодую маму, у которой дома малыш и которая не способна конкурировать с теми, кто постоянно пополнял свой «профессиональный багаж». Чтобы помочь этим женщинам найти работу, служба занятости предлагает свою программу по профессиональному обучению за счет средств федерального бюджета.

Принять участие в программе могут безработные граждане, имеющие детей в возрасте до трех лет.

3) Особо важная социальная проблема – это занятость молодежи. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости поэтому требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области регулирования рынка труда в Концепции обозначено обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, в т.ч. путем реализации следующих мер[11]:

1. Разработка целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

2. Организация информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий в целях информирования общества о ситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, а также повышения профессиональной ориентированности молодежи.

Актуализация данной работы подтверждается практикой. В структуре граждан, обращающихся в органы службы занятости Саратовской области, молодежь составляет свыше 50%. При этом наблюдается тенденция роста количества обращения молодых людей в органы службы занятости, в т.ч. несовершеннолетних и лиц с низким уровнем образования. К тому же год от года снижается возрастной порог выходящих на рынок труда молодых людей. В общей численности безработных граждан области молодежь составляет в среднем около 35%[12].

Функционирование рынка труда во многом зависит от функционирования рынка образовательных услуг. В свою очередь их взаимосвязь изначально определяется образовательными потребностями населения.

Большую роль в их формировании играет профессиональная ориентация молодежи. Социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися и выпускниками общеобразовательных школ области, проводимые по заказу службы занятости, показывают, что около 40% имеют существенные затруднения с выбором будущего вида деятельности и профессионального обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости активизации работы по целенаправленному формированию профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда. Именно в этом направлении видится наиболее оптимальное решение в профилактике молодежной безработицы. Для выполнения данных задач служба занятости Саратовской области инициировала ряд проектов, которые были поддержаны другими профильными структурами:

1.Проведение массовых профориентационных акций для молодежи.

2.Разработка и реализация долгосрочного комплексного межведомственного плана профориентационных мероприятий молодежи области.

3.Внедрение в общеобразовательных школах области профориентационного курса «Азбука XXI века».

4.Волонтерское движение по профориентации подростков «Твои горизонты».

5.Использование Интернет-технологий для формирования профориентационной культуры у молодежи.

Рассматривая вопрос о соответствии содержания профессионального образования требованиям рынка труда, следует иметь в виду два аспекта. С одной стороны – это востребованность выпускников учебных заведений по каждой конкретной специальности, по которой проводилась подготовка. С другой – качество подготовки молодых специалистов, соответствие учебной программы современным требованиям производства. Наряду с объективными трудностями при трудоустройстве (высокая конкуренция на рынке труда, дефицит рабочих мест по специальности, отсутствие опыта работы), свое влияние оказывают и субъективные причины, имеющие социальный и личностный характер. Достаточно важным фактором, влияющим на сроки трудоустройства безработных, является их уровень активности на рынке труда. Большая часть выпускников (более 80%) не осознает значимости поиска работы во время учебы.

Только совместные усилия работодателей, органов образования и занятости населения помогут достичь поставленной цели. Можно сделать вывод о необходимости активизации работы по целенаправленному формированию профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда. Именно в этом направлении видится наиболее оптимальное решение в профилактике безработицы вообще, и молодежной в частности.

 

 

 

 

Заключение

В результате реализации областных целевых программ «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы и программы дополнительных мероприятий, уровень регистрируемой безработицы на рынке труда области по состоянию на 1 июля 2011 года составил 1,3 % от численности экономически активного населения и по отношению к началу 2011 года снизился на 0,1 п.п. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 0,4 п.п.); коэффициент напряженности составил 0,9 незанятых на 1 вакансию (на 1.01.2011 г. – 1,1; на 1.07.2010 г. – 1,5).

В целях дальнейшего развития повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства необходимо использовать как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:

- развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства органов службы занятости населения, органов власти, образовательных учреждений, работодателей;

- повышение статуса профессионального обучения, как инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;

- обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;

- внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: