Пример оформления результатов распределения выборки представлен в табл. П1.
Таблица П1
Распределение выборки учащихся по группам адаптации
(методика МЛО А.Г. Маклакова)
Уровень адаптивных способностей | Стены | Адаптивные способности | Нервно-психическая устойчивость | Коммуникативные особенности | Моральная нормативность | ||||
Кол-во чел. | Процент | Кол-во чел. | Процент | Кол-во чел. | Процент | Кол-во чел. | Процент | ||
Группы высокой и нормальной адаптации | 5 – 10 | ||||||||
Группа удовлетворительной адаптации | 3 – 4 | ||||||||
Группа низкой адаптации | 1 – 2 |
Рис. 2. Степень выраженности показателей адаптивности в выборке
испытуемых: АС (ЛАП) – адаптивные способности (личностный
адаптационный потенциал); НПУ – нервно-психическая устойчивость;
КО – коммуникативные особенности; МН – моральная нормативность
Пример оформления таблицы с данными по каждому испытуемому представлен в табл. 2.
Таблица 2
Показатели адаптивности по методике «Многоуровневый личностный опросник»
А.Г. Маклакова
№ п/п | ФИО | Адаптивные способности | Нервно-психическая устойчивость | Коммуникатив ные особенности | Моральная нормативность | ||||
Сырые баллы | Стены | Сырые баллы | Стены | Сырые баллы | Стены | Сырые баллы | Стены | ||
К. К. О. | |||||||||
З. Е. М. | |||||||||
Н. К. А. | |||||||||
Х. С. О. | |||||||||
С. Л. С. | |||||||||
и т.д. | |||||||||
Среднее | 57,8 | 2 - 3 | 35,77 | 13,83 | 3 - 4 | 7,94 |
Оформление коррекционно-развивающей программы, разработанной в ходе формирующего эксперимента
Описание коррекционно-развивающей программы включает в себя пояснительную записку и разработку занятий по этапам.
В пояснительной записке определяются актуальность программы, ее методологическая основа, цель, задачи, структура, методы и этапы реализации.
Реализация коррекционно-развивающей программы включает несколько основных этапов:
1-й э т а п – ориентировочный – направлен на установление эмоциональных контактов и доверительных отношений с участниками формирующего эксперимента. Этап длится одно-два занятия и предполагает использование объединяющих игровых процедур, направленных на создание атмосферы принятия и доверия.
2-й э т а п – объективирование трудностей развития или жизнедеятельности, проблемных ситуаций и конфликтов – решает диагностические задачи, в связи с чем предполагает актуализацию и реконструкцию конфликтных ситуаций и объективирование негативных состояний и трудностей участников эксперимента. Длительность этапа составляет два-три занятия.
3-й э т а п – конструктивно-формирующий – направлен на решение основных задач формирования, развития или коррекции. Этап длится десять-двенадцать занятий и занимает 2/3 всего времени.
4-й э т а п – обобщающе-закрепляющий – решает задачу обобщения сформированных у участника способов деятельности, их закрепления и переносов на практику реальной жизни. В связи с этим к работе могут привлекаться родители и ближайшее социальное окружение, которое может принимать реальное участие в занятиях, в выполнении домашних заданий.
Пример содержания тренинговой программы
«Развитие конфликтологической компетентности педагогов »
Пояснительная записка
Актуальность развития конфликтологической компетентности обусловлена значительным увеличением числа межличностных, групповых, педагогических конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими – важнейшая характеристика профессионала, работающего в социальной сфере. Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности, позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов.
Конфликтологическая компетентность предполагает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения и деятельности оппонентов, применяемых стратегий конфликтного противоборства, а также сформированные умения воздействовать, влиять на оценки, суждения, мотивы противоборства, умения управлять конфликтом и разрешать его.
Методологической основой для разработки тренинговой программы послужили труды в области конфликтологии и психологии тренинга Н.В. Гришиной, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, Н.В. Клюевой, Н.Ф. Вишняковой, Н.Н. Васильева, В.Г. Ромека.
В рамках программы решались задачи переосмысления представлений о конфликте, стратегиях конфликтного поведения, корректировались стереотипные представления об окружающих людях и мотивах их поведения, развивалась эмоциональная культура, отрабатывались индивидуальные тактики эффективного, гибкого конструктивного общения.
Программа рассчитана на 16 часов тренинговых занятий.
Структура программы
Содержание программы реализуется в три этапа: подготовительный, основной и завершающий.
Подготовительный этап
Цель этапа – вхождение в пространство тренинга, настрой на работу, проживание «встречи» друг с другом, с ведущим, повышение мотивации на работу. Технически это достигается следующими методами: установлением зрительного контакта участников, обращением по именам, созданием семантических полей в контексте предстоящего занятия, разогревающими (разминочными) упражнениями. Второй важной задачей этапа является «погружение в тему» – работа над совместным определением конфликта и создание его чувственного образа. От качественной работы на этом этапе может зависеть темп и глубина всей программы в целом. Продолжительность этапа – 4 часа.
Основной этап
Цель этапа – разворачивание основного тезиса программы, создание значимых противоречий, встреча с внутренними установками, приближение к индивидуальной рефлексии «А как это у меня?». На этом этапе происходит контакт с собой в контексте темы занятия, осознание новых возможностей и расширения индивидуального поля опыта, отработка конкретного навыка. Длительность этапа 8 часов.
Завершающий этап
Цель этапа – рефлексия происходившего в тренинге с целью подведения итогов, обобщения и закрепления полученного опыта через его номинализацию. Усиление полученных результатов за счет опыта группы. Участники имеют возможность сравнить свою работу с работой других участников, получить обратную связь от группы, задать вопросы, поделиться своими переживаниями.
В конце этапа происходит психологический выход из пространства тренинга, озвучивание домашнего задания в виде размышления над тезисом или отработка элемента поведения в реальной жизни. Вывод из тренинга преследует цель мотивации на дальнейшую самостоятельную работу.
Программа тренинга