Размер пособия по временной нетрудоспособности




 

Основания к выплате пособия по временной нетрудоспособности <*> Размер пособия по временной нетрудоспособности
Утрата трудоспособности застрахованным лицом вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях Определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: - при страховом стаже 8 и более лет - 100% среднего заработка; - при страховом стаже от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка; - при страховом стаже до 5 лет - 60% среднего заработка
Уход за больным ребенком:  
- при лечении ребенка в амбулаторных условиях За первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50% среднего заработка
- при лечении ребенка в стационарных условиях Определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: - при страховом стаже 8 и более лет - 100% среднего заработка; - при страховом стаже от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка; - при страховом стаже до 5 лет - 60% среднего заработка
Уход за больным членом семьи при его лечении в амбулаторных условиях, за исключением случаев ухода за больным ребенком Определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: - при страховом стаже 8 и более лет - 100% среднего заработка; - при страховом стаже от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка; - при страховом стаже до 5 лет - 60% среднего заработка
Утрата трудоспособности застрахованным лицом до периода простоя и продолжающейся в период простоя За период простоя в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам

--------------------------------

<*> При страховом стаже застрахованного лица менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих районных коэффициентов.

Приложение Б

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2013 г. по делу N А55-26411/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,

при участии представителей:

заявителя - Фомичевой О.В. по доверенности от 03.09.2013,

в отсутствие:

ответчика - извещен надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)

по делу N А55-26411/2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Дедал-С", г. Самара (ИНН 6319114571, ОГРН 1056319027170) к государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9, г. Самара, о признании незаконным решения,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Дедал-С" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - ответчик, фонд) с заявлением о признании незаконным решения от 08.06.2012 N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных Обществом, обязании возместить Обществу расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538,62 рублей.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение фонда от 08.06.2012 N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных Обществом. На ответчика возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возмещения Обществу расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538,62 рублей.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 решение арбитражного суда Самарской области от 13.02.2013 оставлено без изменения.

Фонд не согласился с вышеуказанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в жалобе.

Заявитель отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, и просит оставить судебные акты без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2010 по 31.12.2011.

По результатам проверки составлен акт от 04.05.2012 N 19 с/с, согласно которому не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538,62 рублей.

Ответчиком 08.06.2012 принято решение N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37 538,62 рублей, в том числе 33 538,62 рублей - расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, 4000 рублей - расходы по выплате пособия на погребение.

Основанием непринятия расходов к зачету в размере 33 538,62 рублей послужил вывод ответчика о том, что заявитель в нарушение статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" расчет среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности произвел из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанные рабочие дни, в то время как следует расчет производить за фактически отработанные календарные дни.

Также ответчиком не принята к зачету сумма в размере 4000 рублей, выплаченная Обществом на погребение матери умершего работника Козлова К.А., в связи с не представлением справки о смерти формы N 33, выданной органами ЗАГСа.

Заявитель не согласился с решением фонда и обратился в суд.

Суд первой инстанции, отменяя решения фонда, и суд апелляционной инстанции, оставляя решения суда первой инстанции без изменения, исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выплата социального пособия осуществляется в день обращения на основании справки о смерти.

Суды предыдущих инстанций установили, что факт смерти Козлова Е.А. подтверждается свидетельством о смерти. Доказательств обратного суду не представлено.

Довод ответчика о неправомерности выплаты социального пособия, поскольку на момент обращения не была предоставлена справка о смерти, обоснованно отклонен судами, в связи с тем, что основанием для выплаты пособия является наступление страхового случая - смерти.

Определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти.

Справка является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия. Ответчиком не представлено доказательств того, что пособие было выплачено неоднократно.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что основания для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату пособия на погребение умершего родственника работника, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", отсутствуют.

В части непринятия расходов к зачету в размере 33 538,62 рублей суды исходили из следующего.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действующей в проверяемый период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Таким образом, расчет среднего заработка должен производиться из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанное время в календарных днях.

Применяя вышеуказанную норму, суды ссылаются на необходимость применения в расчете среднего заработка календарные дни. При этом, отклоняя доводы фонда о том, что заявитель в расчете использовал рабочие дни, ссылаются на то, что фонд принял оспариваемое решение без учета табеля учета рабочего времени и приказов о предоставлении отпусков, факт начисления заработной платы за фактически отработанные рабочие дни ответчиком не подтвержден. Соответственно, суды признали незаконным решение по данному эпизоду.

Однако судебная коллегия находит вывод судов преждевременным и сделанным, без оценки всех представленных ответчиком доказательств и доводов.

Так, судами не было принято во внимание, что возражения на акт проверки и дополнительно представленные документы, в том числе табель учета рабочего времени и приказы, были рассмотрены ответчиком, о чем последний зафиксировал в протоколе, приобщенном к материалам дела.

В приложении к акту проверки и в протоколе рассмотрения возражений также имеется расчет ответчика не принятых к расходу сумм с указанием оснований непринятия.

Данным документам и доводам ответчика судами оценка не дана.

От результатов оценки представленных документов может зависеть и вывод суда по делу о правомерности расчета среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В связи с изложенным судебные акты в части признания незаконным решения от 08.06.2012 N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, проанализировать расчет пособий по временной нетрудоспособности заявителя и расчет пособий фонда, дать оценку всем представленным доказательствам как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, определив правомерность расчета пособий, принять законное решение.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по делу А55-26411/2012 в части признания незаконным решения от 08.06.2012 N 19 осс "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения" в части не принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности отменить.

В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

В остальной части судебные акты оставить без изменений.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

 

Судьи

М.В.ЕГОРОВА

Ф.Г.ГАРИПОВА

 

 

 

 


[1] Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.с. 147.

[2] Цветков С.Б. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Волгоград, 2009. С. 159.

[3] Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. Томск, 2006. Ч. 1. С. 46.

[4] Морозова И.С. Сущность компенсации в общетеоретическом аспекте // Право и образование. 2007. N 1. С. 101.

[5] Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: Дис.... к.ю.н. Владивосток, 2002. С. 62.

[6] Прокопьева Д.Б., Зубарева С.А., Тюрина А.В., Макалкин И.А. Трудовые отношения в вопросах и ответах: Тематический выпуск // Экономико-правовой бюллетень. 2010. N 6.

[7] Анисимов Л.Н., Петюкова О.Н. Прохорова Л.В. Правовое регулирование общественных отношений по охране материнства, отцовства и детства / Под ред. Л.Н. Анисимова. М.: ВАКО, 2013. С. 25.

[8] Законом допускается возможность замены одного или даже двух указанных календарных лет, если в эти годы предоставлялся отпуск по беременности и родам и (или) отпуск в связи с уходом за ребенком (исключаемые годы заменяются предшествовавшими им календарными годами).

[9] Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство. М., 2015. С. 86.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: