ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Правоведение»

на тему: «Общечеловеческие ценности в праве»

 

 

Выполнил: студент группы 39 - 61

Вахреев Сергей Олегович

Проверил: старший преподаватель

Минкин Марат Риналович

 

Альметьевск 2013

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Основы развития общечеловеческих ценностей

. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

. Право - как общечеловеческая ценность

Заключение

Список использованной литературы

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Идеи общечеловеческих ценностей возникли в античном мире, получили развитие в эпоху Возрождения и сохранились до наших дней. В центре прогрессивных идей каждого народа была идея признания человека высшей ценностью, уважения к его личности и достоинству, идеи добра и духовности. Жизнь, здоровье, любовь, труд, мир, красота, творчество несут в себе гуманистическое начало.

Гуманизм как система взглядов и направление общественной мысли принимает как высшие ценности человеколюбие, свободу и справедливость, достоинство, трудолюбие, равенство, братство, коллективизм, интернационализм. Существование человеческого рода в целом требует таких качеств, как готовность помогать другим людям, оказывать соучастие, уважение, проявлять заботу, удовлетворять потребности, в том числе и потребности в реализации способностей и возможностей.

Общечеловеческие ценности сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии и эпохи.

Общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения. Естественно, что они абстрактны, а иногда и декларативны. Будучи философскими, социологическими и иными идеологиями, они нередко ложатся на строгий язык правовых норм, требуют дополнительного истолкования и развития для того, чтобы их применение было обеспечено юридическими средствами.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, прежде всего, в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации и человечества в целом.

 


 

ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным, чем были его далекие предки. То есть физиологически мозг человека за последние несколько тысяч лет сложнее не стал. И в то же время несомненен успех человеческой цивилизации в общечеловеческой организации, что привело к созданию общественных структур общепланетарного масштаба.

Объединение людей в коллектив, процесс достаточно сложный, каждый из нас знает, что уже в масштабах самого маленького сообщества, объединенного близкими родственными отношениями, имеют место различные недоразумения. Любая семья - это арена, на которой происходит непрерывный процесс согласования различных интересов, поиск компромиссов, а часто дело доходит до конфликтов и насилия. С ростом числа участников эти явления обостряются, и конфликты приобретают более ожесточенную форму, - войны становятся главным элементом отношений. Расходы на оборону поглощают огромные ресурсы, но это не дает никаких гарантий безопасности. Поэтому становится понятна огромная роль морально-нравственных принципов, позволяющих мирно уживаться и сотрудничать большому числу людей. Уже в отношениях внутри одной семьи их роль огромна, и следует признать, что развитие всей цивилизации, ее перспективы, всецело определяются степенью развития отношений между людьми, их способностью согласовывать свои действия и интересы. Именно эти функции, по обеспечению добрососедских отношений между людьми, исполняют так называемые общечеловеческие ценности - свод морально-нравственных принципов, позволяющий различным людям мирно уживаться в коллективе.

Не следует думать, что общечеловеческие ценности это нечто неизменное, данное раз и навсегда. Развивая общество, они изменяются и сами. Изучение истории развития человеческого общества позволяет выделить, по крайней мере, три этапа в развитии общечеловеческих ценностей.

Особенностью исследования развития общечеловеческих ценностей следует признать то, что каждый из людей способен проверить все излагаемые принципы на примере развития собственной личности. Как в период внутриутробного развития младенец, как бы повторяет всю эволюцию вида, так и после рождения человек, развиваясь, осваивая обычаи и традиции своего народа и своей семьи, ускоренно проходит всю историю своего народа.

Самому раннему этапу развития человечества соответствует первобытнообщинный строй, когда главенствовали так называемые запреты - табу. Особенностью этого периода развития общечеловеческих ценностей является практически отсутствие у людей того, что мы понимаем под личностью, сознания в той форме, что присуща в настоящее время взрослому нормальному человеку. Человек выполняет требования запретов - табу, не задумываясь ни о причинах, ни о последствиях. У него отсутствует представление о причинно-следственных связях, нет, поэтому связного представления об окружающем мире.

Процесс накопления запретов - табу шел самым случайным образом и поэтому был весьма долгим - десятки тысяч лет. Но возникла проблема сохранения накопленных запретов - табу и их толкования. Кроме того, само количество запретов - табу становилось все больше и больше, и возникла необходимость в их систематизации. Да и сами запреты - табу утратили форму чисто запрета, превратившись в своего рода инструкцию, предписывая определенный обряд, порядок исполнения действий в самых различных сферах деятельности. К этому моменту уже возникло и представление о духах, сначала как о чем-то, что недавно существовало в реальном мире, но, исчезнув из реального мира, продолжает каким-то образом на него воздействовать.

Возникла необходимость в некой системе очевидной в своей простоте, но позволяющей описывать достаточно сложные процессы во взаимосвязи между ними. И такую систему нашли, использовав систему родственных отношений внутри племени. Прямое родство, сложная иерархия взаимоотношений, различные степени дальнего родства, все это создавало прекрасную возможность объяснять явления внешнего мира, используя в качестве модели родственные отношения, существующие внутри племени.

Возникает четкое представление о причине и следствии. Это уже второй этап развития общечеловеческих ценностей, на этом этапе человек начинает строить модель окружающего мира, и у него возникает необходимость определить собственное место в окружающем мире, выделить свой интерес, свои потребности. Возникает представление о собственной личности и ее интересах. Человек начинает моделировать мир, исходя из представления о своих приоритетах,- начинает творить своих «кумиров», выстраивая все остальные события в зависимости от этих «кумиров». Эти системы глубоко субъективны, именно они определяют способности человека, его интеллект.

Главным признаком любой языческой системы является ее цель - прежде всего удовлетворение материальных потребностей. А именно этой цели служит наука, и в тоже время в своих высших проявлениях наука начинает соприкасаться с духовной жизнью человека, предоставляя возможность перехода, при определенных условиях, к третьему уровню развития общечеловеческих ценностей.

Кроме воздействия на самого человека язычество оказало качественное воздействие и на общественное устройство - зародилось государство. Одним из факторов следующего уровня развития общечеловеческих ценностей явилась возможность моделировать окружающий мир на различную глубину, наглядным примером чего является современное представление о строении материи. Так современная наука при изучении материи в различных случаях использует несколько уровней представления о материи. Но уже из этой модели, очевидно, что при определенных условиях возможны недоразумения в первую очередь обусловленные различием в уровнях используемых моделей.

Предоставляя человеку, возможность для создания различных моделей на различную глубину постижения окружающего мира, язычество привело к возникновению проблемы критериев - оценки создаваемых моделей. Возникла насущная потребность оценивать эффективность используемых в повседневной жизни моделей.

Язычество предоставило человеку большие возможности, сделав процесс осмысления мира более сознательным, в результате язычество в истории человечества занимает меньший промежуток времени.

Стремление к счастью одно из основных свойств человеческой натуры, и присуще каждому. Поиск наиболее важных жизненных ценностей привел к критическому осмыслению эмоциональной оценки. Возникло представление о самом человеке, как о комплексе взаимоотношений между душой и плотью, сознанием и подсознанием в современной интерпретации.

Погоня за удовольствием превращает самых близких людей в конкурентов в борьбе за кусок пирога удовольствий, сея вражду, зависть и злобу. Исходя из этих ценностей, определяется и мышление человека, когда человек и поступки окружающих рассматривает исходя из собственных ценностей, подозревая окружающих в самых неблаговидных желаниях.

В общественных отношениях язычество однозначно приводит к абсолютизму - так называемой тоталитарной системе, логически это обусловлено стремлением к идеальной свободе - полному исполнению желаний и прихотей.

Третий этап развития общечеловеческих ценностей определяется желанием человека обрести свободу - выйти из зависимости от подсознания, из слуги подсознания стать его хозяином. Во многом это определено существенными противоречиями, возникшими между сознанием и подсознанием, так для подсознания важнейшим является исполнение задач стоящих перед человеком как биологическим видом, в то время как для сознания большую роль играет индивидуальная судьба личности.

Третий уровень развития общечеловеческих ценностей характеризуется стремлением сознания выделить собственные интересы, которые как оказалось не только не совпадали с интересами подсознания, но часто им и противоречили.

Общечеловеческие ценности третьего уровня включают в себя оба первых уровня развития и позволяют в одной семье вполне благополучно уживаться людям, освоившим различные уровни общечеловеческих ценностей.

Третий уровень освоения общечеловеческих ценностей приводит и общество к иному уровню отношений. Так человеку, исповедующему высшие ценности необходимы права беспрепятственно исполнять, прежде всего, свой долг по развитию собственной личности.

Общественные отношения приобретают подчиненную роль: функцией общества становится обеспечение возможности каждому человеку исполнять свой долг перед Богом. Что декларируется в преамбуле общественного договора - Конституции страны.

Конституция выступает в данном случае связующим элементом между морально-нравственными законами и государственными законами. Конституция гарантирует, что власть не заставит людей нарушать морально-нравственные законы.

Следствием этого является пристальный контроль за морально-нравственным обликом людей, стремящихся к управлению демократическим обществом. Очевидно, что на эту роль могут претендовать только люди, освоившие третий уровень развития общечеловеческих ценностей, свидетельством этого является строжайшее исполнение ими морально-нравственных законов.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: