ПРАВО - КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ




 

Слово «ценность» известно всем. Это определенные блага: автомашина - ценность, магнитофон - ценность, фирменная куртка - ценность и т.д. Увы, в наших представлениях на этом круг ценностей нередко замыкается.

А так ли это? Есть и великие духовные ценности, создаваемые человеческой мыслью и чувствами: литература, музыка, живопись, замечательные научные открытия. К ним можно отнести мораль и право.

Мораль, или нравственность, - это сложившиеся в обществе духовные начала (они выражены в известных общих правилах) справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются прежде всего моральными нормами, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. Мораль в нашем обществе выражает общечеловеческие стремления к созданию разумного государственного строя, к социальной справедливости. В.И. Ленин в 1920 г. На III съезде РКСМ говорил: «Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда». Сейчас в наше бурное время, мы подчеркиваем, что наша мораль несет в себе гуманные, общечеловеческие нравственные принципы: неприкосновенность человеческой жизни, стремление к миру, заботу общества о детях и т.д.

Самой большой ценностью в обществе является право, то есть система общеобязательных норм, выраженных в законах и других юридических документах, обязательных для всех и для каждого. Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д.

В жизни, к сожалению, еще бывает так, что нормы права бездействуют, то есть фактически не работают: преступник уклоняется от ответственности, но все и не во всем соблюдают требования закона. Но в принципе право, закон не могут, не должны молчать, бездействовать: все люди обязаны строго соблюдать юридические нормы, а преступники должны обезвреживаться и нести уголовную ответственность.

А в данном случае, когда работники правоохранительных органов сами передали преступникам оружие, валюту, позволив им улететь за рубеж? Здесь как раз такая ситуация, когда проявляются высшие духовные ценности, выраженные и в морали, и в праве, - все то, что должно обеспечить неприкосновенность жизни людей, тем более детей.

Обратим внимание на такой момент. Во время долгих переговоров с бандитами работники милиции предлагали в заложники себя, конечно, без оружия, вместо детей (насильники, понимая, что при такой замене заложников ситуация резко изменится, не пошли а это).

Поэтому пришлось пойти на временные уступки террористам во имя высших ценностей общества. Но, обратим внимание, пойти временно. Ведь требования неукоснительного соблюдения закона, права постепенно становятся общими во всем мире. И террористы, приземлившиеся на самолете в Израиле, были сразу же задержаны и на следующий день доставлены в нашу страну.

Восторжествовали общечеловеческая мораль и закон даже в этой необычной ситуации! Преступники в конечном счете были привлечены к уголовной ответственности.

Итак, право и мораль - большие ценности нашего общества, в них выражаются требования справедливости, человеческой мудрости, идеалы правового государства.

Но есть в этом обществе и еще одно большое достоинство, которое обеспечивается правом и моралью, в особенности законом. Это высокая организованность жизни людей.

Общество, для того чтобы нормально существовать, развиваться, должно быть организованным сообществом людей, единым организмом. А это значит, что существующие в нем отношения между людьми нуждаются в упорядочении - иными словами, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения людей и целых коллективов называется регулированием общества или социальным регулированием. Оно осуществляется главным образом при помощи общих правил, имеющих значение образцов поведения, распространяющихся на неопределенный круг случаев, то есть при помощи социальных норм, и называется нормативным социальным регулированием. Его значение в том, что оно позволяет установить в жизни людей единый, общий для всех, непрерывно действующий порядок.

Социальные нормы различны по своему содержанию и характеру, то есть по тому, как они регулируют поведение людей.

Главное место среди социальных норм занимают право и мораль.

Вместе с тем надо иметь в виду, что существуют и другие нормы, например обычаи - сложившиеся, устоявшиеся правила, вошедшие в привычку: здороваться со старшими, пожимать руку друзьям, уступать место женщине и т.д.

В нашем обществе на основе морали строится право, то есть юридические нормы, законы.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек - это природное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знаниями, чувствами, существо мыслящее и переживающее, любящее и страдающее.

В ходе исторического события были созданы культурные ценности, многообразные как по форме, так и по содержанию. Передаваясь из поколения в поколение, они накапливались, переосмысливались человечеством. Культурные ценности и духовные богатства, запечатленные в произведениях искусства, науки и творчества, могут порождать живой непосредственный отклик в душах людей. Все эти плоды развития человеческой цивилизации включены в сложную систему, объединенную общим понятием «культура».

В центре культуры стоит человек, находящийся в тесной связи с внешним миром, природой, где он живет, с обществом, в котором он действует и реализует себя как личность, и той духовной средой, которая его питает и которую он, в свою очередь, творит.

Для нас общечеловеческие ценности и нравственные принципы являются высшими культурными достижениями человеческой цивилизации. Отсюда и «право может быть интерпретировано как особая форма общественного сознания, как оценочное духовное освоение мира».

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М.:Проспект, 2008. - 588с.

. Гуревич П.С. Культурология - М.: Гардарики, 2008. - 282с.

. Малько А.В. Правоведение - М.: КНОРУС, 2010. - 400с.

. Шумилов В.М. Правоведение - М.: Проспект, 2011. - 272с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: