Защитник и представитель




 

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

Защитник и представитель уполномочены отстаивать законные интересы соответственно лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, оказывать юридическую помощь в осуществлении их прав. Возможность пользоваться юридической помощью защитника и представителя является важной, определенной ст. 48 Конституции РФ, гарантией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего[20]. Защищая интересы этих лиц, действуя на основании полученных от них полномочий, защитник и представитель вместе с тем как участники производства по делу наделяются определенной самостоятельностью, обладают соответствующими правами и обязанностями[21].

В качестве защитника, к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, но и любое иное лицо. Представителем также может быть как адвокат, так и любое иное лицо. Таким образом, защитник и представитель как участники производства по делу об административном правонарушении - это обобщенные понятия, включающие адвоката и любое другое лицо.

Адвокат - понятие более узкое, это профессиональный защитник (представитель), член коллегии адвокатов. Независимо от того, оказывает ли юридическую помощь своему доверителю адвокат или иное лицо, они обладают одинаковыми процессуальными правами и имеют одни и те же процессуальные обязанности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией[22].

Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, выданной лицом, обратившимся к нему за юридической помощью. Порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия и другие обстоятельства должны отвечать требованиям законодательства. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела[23].

Защитник и представитель обязаны в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к ним за юридической помощью. Защитник и представитель обязаны немедленно доводить до сведения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, об обстоятельствах, говорящих в пользу своих доверителей, о нарушениях их прав с тем, чтобы эти нарушения своевременно были устранены. При этом защитник и представитель призваны защищать и отстаивать не всякие интересы лиц, которым они оказывают юридическую помощь, а только законные интересы и только законными средствами и способами.

Защитник самостоятельно, по внутреннему убеждению, основанному на всесторонней оценке материалов дела, определяет свою процессуальную позицию. При этом он руководствуется законом и своим правосознанием. Разумеется, защитник советуется с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, учитывает его доводы и соображения, но окончательное решение принимает самостоятельно и полностью несет ответственность за него. Несмотря на процессуальную самостоятельность, положение защитника характеризуется односторонним характером его деятельности: он обязан выявлять только обстоятельства, оправдывающие лицо, в отношении которого ведется производство по делу, или смягчающие его ответственность.

Однако защитник не должен идти на поводу у своего доверителя, отрицая его причастность к совершению правонарушения, если пришел к выводу о доказанности этого факта. О намеченной линии защиты защитник обязан поставить в известность лицо, в отношении которого ведется производство по делу. Долг защитника - убедить своего доверителя в необходимости дать правдивые показания, разъяснить ему, что раскаяние является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Защитник должен также разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его право на приглашение другого защитника или на отказ от защитника совсем.

Защитник и представитель допускаются к участию, в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе:

- знакомиться со всеми материалами дела;

- представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;

- участвовать в рассмотрении дела, присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делу;

- с разрешения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых дело находится, задавать вопросы лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту;

- обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами[24].

В частности, они вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта, и др.

При этом заявлять ходатайства защитник и представитель могут с момента их допуска, к участию в производстве по делу об административном правонарушении, т. е. уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела.

В случае если физическое лицо подвергнуто административному задержанию в связи с административным правонарушением до составления протокола о правонарушении, защитник может заявлять ходатайства с момента административного задержания. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Важным правом, предоставленным защитнику и представителю, является право заявлять отводы. При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ и исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, защитник и представитель вправе подавать судье, органу, должностному лицу, в производстве которых дело находится, заявление об отводе указанных лиц. Рассмотрев заявление об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении[25].

 

Свидетель и понятой

 

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Показания свидетелей являются источником доказательств по делу об административном правонарушении. Для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств совершения правонарушения наличие свидетельских показаний в ряде случаев бывает крайне необходимым, их отсутствие восполнить никакими другими доказательствами невозможно.

Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, мелким хищением, нарушениями Правил дорожного движения (особенно в случаях причинения материального ущерба или легкого вреда здоровью потерпевшего), неповиновением законному распоряжению сотрудника милиции, и некоторым другим делам[26].

Положение ст. 25.6 КоАП РФ о том, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ это конституционное положение, законодатель определил в примечании к данной статье круг близких родственников. Ими являются: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Таким образом, свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков.

Статьей 51 Конституции РФ установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В ст. 25.6 КоАП РФ в круг лиц, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания, не включены опекуны и попечители. Они наряду с родителями и усыновителями правомочны в качестве законных представителей выступать в защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, которые либо являются недееспособными или ограниченно дееспособными, либо, будучи дееспособными, в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности[27].

Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. К обстоятельствам, подлежащим установлению по конкретному делу об административном правонарушении, относятся фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, имеющие значение для правильного разрешения дела; к числу иных - данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др. Лицо может быть вызвано в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля может быть также знание им существенных для дела сведений, полученных из рассказов других лиц, из документов.

В качестве свидетеля могут быть вызваны работники милиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, осуществляли задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства[28].

Допрос работников милиции в качестве свидетелей допустим, в частности, по вопросу об основаниях задержания и о том, обращались ли к ним другие лица с сообщениями о противоправных действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела об административном правонарушении. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего[29].

Законодатель не устанавливает возраста, по достижении которого лицо может выступать в качестве свидетеля. Способность правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит от условий воспитания, степени развития, характера воспринимаемых фактов. Поэтому в необходимых случаях свидетелями могут быть несовершеннолетние лица, а в исключительных случаях и малолетние (моложе 14 лет). При этом, однако, должны быть выяснены степень их развития, состояние органов чувств и другие данные, необходимые для правильной оценки их показаний. Для этого могут быть опрошены родители и воспитатели, а в необходимых случаях — назначена психологическая экспертиза. Малолетних свидетелей рекомендуется опрашивать в привычной для них обстановке, делая частые перерывы. При опросе свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос производится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля[30].

Статьей 25.6 КоАП РФ не установлен запрет на привлечение в качестве свидетеля лиц, имеющих психические заболевания или расстройства. Само по себе наличие у лица психических заболеваний не является препятствием для получения от него свидетельских показаний. Вопрос о возможности правильного восприятия им конкретных обстоятельств и дачи о них адекватных показаний в случае необходимости решается с помощью психиатрической экспертизы[31].

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний[32].

Свидетель вправе давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, пользоваться бесплатной помощью переводчика. В этой связи свидетелю, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, бесплатно предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого.

Свидетель вправе делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол и должен удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения этих показаний. Это в принципе относится как к протоколу об административном правонарушении (если свидетельские показания туда заносятся), так и к протоколу рассмотрения дела коллегиальным органом. Однако в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей (если они имеются), однако, к сожалению, статья не содержит требования о подписании свидетелями этого протокола. Свидетельские показания могут быть также оформлены отдельно от указанных протоколов, подписаны свидетелем и приобщены к делу[33].

Свидетель вызывается повесткой, в которой указывается, куда, когда и к кому он должен явиться для дачи свидетельских показаний. Повестка вручается ему под расписку, а в случае его отсутствия — членам его семьи, администрации по месту жительства, работы, учебы либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Вызов лиц, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется через их родителей или иных законных представителей.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Такая ответственность наступает по ст. 17.9 КоАП РФ.

За отказ или уклонение от исполнения обязанностей свидетеля, предусмотренных ст. 25.6 КоАП РФ, свидетель несет административную ответственность в соответствии со ст. 17.7 этого Кодекса. Заявление свидетеля о том, что он ничего не знает об обстоятельствах рассматриваемого дела, не может расцениваться как отказ или уклонение от дачи показаний[34].

От свидетелей следует отличать понятых. В случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно при осуществлении таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), так же, как правило, производятся в присутствии понятых.

Об участии понятых при осуществлении мер обеспечения производства по делу в КоАП РФ говорится либо прямо (например, в ст. 27.8, регламентирующей порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов). Либо косвенно путем указания на то, что протокол о применении данной меры составляется в присутствии понятых (так, в ст. 27.13 установлено, что в присутствии понятых составляется протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие его водителя).

Перед осуществлением меры обеспечения производства по делу понятым должны быть разъяснены их права и обязанности. Понятые присутствуют в течение всего времени осуществления соответствующих действий, от начала и до конца. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе об осуществлении соответствующей меры обеспечения производства по делу (если он составляется самостоятельно) либо в том протоколе, в котором отражаются данные о производстве этой меры, например в протоколе, об административном правонарушении. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля, например, об обстоятельствах осуществленной в его присутствии меры обеспечения производства по делу в связи с пробелами в соответствующем протоколе[35].

 

Специалист

 

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист может привлекаться на любой стадии производства по делу.

По смыслу ст. 25.8 КоАП РФ, определяющей статус специалиста как участника производства по делам об административных правонарушениях, специалиста может привлекать любой орган или должностное лицо, в производстве которого находится дело[36]. Среди них имеются как те субъекты административной юрисдикции, которые не обязаны обладать специальными познаниями, так и те, которые по своему статусу такими познаниями должны обладать. К первой группе субъектов следует отнести судей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ. При рассмотрении дел об административных правонарушениях эти субъекты нередко нуждаются в использовании специальных познаний, которыми они, как правило, не обладают.

Однако по большинству составов административных правонарушений лица, уполномоченные составлять протокол и иные материалы по делу, осуществлять меры обеспечения производства, рассматривать такие дела, обладают специальными познаниями и владеют соответствующими научно-техническими средствами, т. е. сами являются в данной области специалистами. Это объясняется спецификой большинства административных правонарушений: выявить признаки их состава, обнаружить, закрепить и изъять доказательства возможно только в ходе реализации такими должностными лицами своих правоохранительных, надзорных полномочий.

Специалист обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Кроме того, за отказ или уклонение от исполнения обязанностей специалиста лицо несет административную ответственность[37].

Установление административной ответственности за отказ от исполнения обязанностей специалиста в производстве по делу противоречит не только положениям ст. 37 Конституции РФ о недопустимости принудительного труда, но и ст. 4 ТК РФ, согласно которой принудительный труд (т. е. выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания) запрещен.

Тем более, что многие современные методики обнаружения, закрепления и изъятия доказательств основаны на методах и средствах, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека (пожаро- и взрывоопасность, токсичность, радиоактивное и рентгеновское излучение и др.).

Специалист вправе: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, органа, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

Привлечение специалиста к участию в производстве по делу — право, а не обязанность судьи, органа и должностного лица (за исключением случаев медицинского освидетельствования на состояние опьянения). Закон не оговаривает права других участников производства привлекать специалиста, однако лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник и представитель вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста[38].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: