Участники производства по делам об административных правонарушениях: эксперт, переводчик, прокурор




Эксперт

 

От специалиста как участника производства по делам об административных правонарушениях следует отличать эксперта.

Экспертиза является основной процессуальной формой использования специальных познаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Если судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, для установления фактов и обстоятельств дела необходимо провести исследования с использованием специальных познаний, назначается экспертиза.

Судья, орган, должностное лицо вправе собирать, оценивать и использовать доказательства, но не могут создавать новые доказательства. Эксперт же, имея дело с уже собранными доказательствами, в результате их изучения получает ранее неизвестные судье, органу, должностному лицу, назначившему экспертизу, новые фактические данные, которые не могут быть отражены ни в каком ином документе, кроме заключения эксперта[39].

О назначении экспертизы судья, орган, должностное лицо выносят определение, в котором указываются: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта (или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза); вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть определенными и конкретными, а предоставленные в его распоряжение материалы и объекты — пригодными для экспертного исследования[40].

По результатам проведенного исследования эксперт дает в письменной форме заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении, об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Закон не требует, чтобы экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками государственных (или иной формы собственности) экспертных организаций, в качестве эксперта может быть привлечено любое лицо, отвечающее указанным требованиям[41].

Дело в том, что значительное число экспертиз производится в настоящее время по уголовным делам. С этим связаны профиль и загрузка работы подавляющего числа государственных экспертных учреждений, которые ориентированы в основном на выполнение экспертиз, наиболее распространенных в практике расследования уголовных дел (трасологических, почерковедческих, баллистических, фоноскопических, экспертиз наркотических и ядовитых веществ и др.). Несмотря на то что в последние годы создаются многие экспертные учреждения, ориентированные в том числе и на производство экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях (например, экологической, финансово-кредитной, экономической, экспертиз, осуществляемых по правонарушениям в области таможенного дела, и др.), в условиях роста потребности в производстве экспертиз по данной категории дел, появления новых классов и родов назначаемых по таким делам экспертиз неизбежно значительная часть их все равно будет производиться вне экспертных учреждений. В этой связи не случайно, что многие положения Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» распространены также на экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами.

Эксперт обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. За отказ или уклонение от исполнения этих обязанностей эксперт несет административную ответственность[42].

Думается, что ответственность за отказ явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, точно так же, как и для специалиста, оправдана лишь в отношении сотрудников специализированных учреждений, для которых производство экспертиз входит в их служебные обязанности. Любые иные специалисты не должны привлекаться к производству экспертиз без их согласия. В этой связи в ст. 25.9 КоАП РФ, определяющей права и обязанности эксперта, было бы целесообразно сформулировать право эксперта, не являющегося сотрудником специализированного учреждения, на отказ от производства экспертизы и дачи заключения.

Эксперт наделен определенными правами, позволяющими ему наилучшим образом содействовать всестороннему, полному и объективному производству по делу об административном правонарушении[43].

Эксперт вправе: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, председательствующего в заседании коллегиального органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; указывать в своем заключении на имеющие значение для дела обстоятельства, установленные им при проведении экспертизы, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Кроме того, эксперт в отличие от специалиста может отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения[44].

Право эксперта знакомиться с материалами дела законодатель ограничил предметом экспертизы, т. е. оно распространяется на ознакомление с объектами исследования, данными об их обнаружении, изъятии, хранении, данными об условиях протекания определенного процесса, совершения определенных действий, возникновения определенных следов и т. п. Вне этих пределов ознакомление эксперта с материалами дела может привести к возникновению сомнений в объективности его заключения.

Ходатайство о предоставлении дополнительных материалов эксперт может заявлять как в момент объявления определения о назначении экспертизы, так и в ходе ее производства. Необходимо, чтобы в своем ходатайстве эксперт указал, какие именно и для производства каких исследований ему нужны дополнительные материалы. При отказе в удовлетворении ходатайства эксперт должен продолжать исследование, а при невозможности дать заключение — сообщить об этом. Сообщение судье, органу или должностному лицу, вынесшему определение о назначении экспертизы, о невозможности дать заключение должно содержать доводы и сведения, обосновывающие позицию эксперта[45].

Переводчик

Участие переводчика в процессе производства по делу об административном правонарушении отражает как положение ст. 26 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, так и ст. 24.2 КоАП РФ о том, что лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Законодатель не ограничивает круг лиц, участвующих в производстве по делу, которые могут пользоваться услугами переводчика. Следовательно, помимо лица, привлекаемого к ответственности, выступать на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика могут потерпевшие, свидетели, адвокат, эксперт и другие участники производства по делу (если они не владеют языком, на котором ведется производство). Это дает возможность лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, и потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела[46].

Не владеющими языком, на котором ведется производство, признаются лица, которые не понимают или плохо понимают разговорную речь, не могут свободно изъясняться или читать на данном языке, испытывают затруднения в понимании тех или иных терминов. Немые и глухие участники производства по делу нуждаются в переводчике, владеющем навыками сурдоперевода, т. е. понимающем знаки немого или глухого. Если лицо, участвующее в производстве по делу, обращается с ходатайством к судье, председательствующему на заседании коллегиального органа, должностному лицу, в производстве которых оно находится, о привлечении переводчика, так как не знает язык, на котором ведется производство, необходимо выяснить, какими языками это лицо владеет и на каком языке желает давать показания, и в зависимости от его ответа решать вопрос о вызове переводчика.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками либо понимающее знаки немого или глухого и способное осуществлять перевод (сурдоперевод) при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. При этом недопустимо, чтобы какой-либо участник производства по делу (судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство, потерпевший, адвокат, эксперт и др.) одновременно исполнял функции переводчика. Если обнаружится, что переводчик затрудняется выполнить полно и точно порученный перевод, он должен сообщить об этом назначавшему его судье, лицу, председательствующему на заседании коллегиального органа, должностному лицу с тем, чтобы в качестве переводчика было назначено другое лицо[47].

Вызов переводчика осуществляется официальным образом повесткой, телеграммой, телефонограммой или иным способом. При этом указываются дело, по которому нужно осуществлять перевод, время и место его рассмотрения. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и выполнить полно и точно порученный ему перевод, удостоверить верность перевода своей подписью. При этом переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода[48].

Такая ответственность предусмотрена ст. 17.9 КоАП РФ.

За отказ или за уклонение от выполнения перевода переводчик также несет административную ответственность. Однако с учетом того, что говорилось выше о недопустимости установления подобной ответственности для специалиста и эксперта, ответственность за отказ от выполнения перевода допустима лишь для тех лиц, обязательность участия которых в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве переводчика предусмотрена их служебными обязанностями или каким-либо другим актом (например, договором между данным органом и переводчиком)[49].

Прокурор

 

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать это дело. Таким образом, осуществляя надзор, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как КоАП РФ, так и законом субъекта РФ об установлении административной ответственности[50].

Однако в КоАП РФ указаны случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором. Это, в частности, правонарушения, связанные с нарушением права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40); нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24) и др. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматривается в ст. 28.4.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое в течение суток с момента его составления (а в случаях, если правонарушение влечет административный арест — немедленно) направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об этом правонарушении. В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ, определяющей статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях, он извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, любого дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Прокурор также вправе участвовать в рассмотрении любого дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия[51].


Заключение

Всех участников производства по делу об административном правонарушении можно объединить в четыре группы по признаку заинтересованности в деле, имеющейся у этих лиц:

1) участники производства, выступающие в защиту личных интересов (лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший);

2) участники производства, выступающие в защиту личных интересов представляемых лиц (законные представители; защитник; представитель);

3) участники производства, выступающие в защиту публичных интересов (прокурор);

4) участники производства, содействующие его осуществлению (свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик).

Лицо, в отношении которого ведется производство - участник производства вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Потерпевшему обязательно вручается копия протокола об административном правонарушении.

Законные представители физического лица осуществляет защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Законные представители юридического лица осуществляет защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении, с момента составления протокола об административном правонарушении. Указанные участники вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

В случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В качестве специалиста, для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.. Он предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела и т.д.


Список литературы и источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. - № 1. – ст. 1, ст. 2

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. - № 30. – ст. 4006

3. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Зерцало-М, 2008. – 608 с.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 816 с.

5. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и особенная часть. Курс лекций – СПб.: ГУАП, 2009. – 432 с.

6. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов – М.: Гарант, 2008. – 587 с.

7. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-методический комплекс – М.: ЕАОИ, 2008. – 371 с.

8. Звоненко Д.П. Административное право. Учебник – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с.

9. Козлов Ю.М. Административное право. Учебник – М.: Юристъ, 2008. – 320 с.

10. Макарейко Н.В. Административное право. Курс лекций – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 189 с.

11. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Консультант Плюс, 2009. – 617 с.

12. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ / Под ред. Л.Л. Попова. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 467 с.

13. Административное право. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2007 год – 703 с.

14. Смоленский М.Б. Административное право. Учебник – Ростов-н/Д: Феникс, 2007 год – 346 с.

15. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право российской Федерации. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 347 с.

16. Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008 год – 512 с.

17. Ярош Г.Ф. Административное право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие – М.: МЭСИ, 2007. – 159 с.

 


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. - № 1. – ст. 1, ст. 2

[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. - № 30. – ст. 4006

[3] Звоненко Д.П. Административное право. Учебник – М.: Юстицинформ, 2007. – с. 163

[4] Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право российской Федерации. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 347 – с. 154

[5] Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Зерцало-М, 2008. – с. 195

[6] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – с. 626

[7] Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов – М.: Гарант, 2008. – с. 218

[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. - № 30. – ст. 4006

[9] Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и особенная часть. Курс лекций – СПб.: ГУАП, 2009. – с. 205

[10] Козлов Ю.М. Административное право. Учебник – М.: Юристъ, 2008. – с. 150

[11] Смоленский М.Б. Административное право. Учебник – Ростов-н/Д: Феникс, 2007 год – с. 164

[12] Козлов Ю.М. Административное право. Учебник – М.: Юристъ, 2008. – с. 153

[13] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. - № 30. – ст. 4006

[14] Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Зерцало-М, 2008. – с. 199

[15] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. - № 30. – ст. 4006

[16] Звоненко Д.П. Административное право. Учебник – М.: Юстицинформ, 2007. – с. 167

[17] Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ / Под ред. Л.Л. Попова. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 211

[18] Макарейко Н.В. Административное право. Курс лекций – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – с. 100

 

[20] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. - № 1. – ст. 1, ст. 2

[21] Административное право. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2007 год – с. 376

 

[22] Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Консультант Плюс, 2009. – с. 271

[23] Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008 год – с. 250

[24] Козлов Ю.М. Административное право. Учебник – М.: Юристъ, 2008. – с. 157

[25] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – с.

[26] Ярош Г.Ф. Административное право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие – М.: МЭСИ, 2007. – 80 с.

 

[27] Звоненко Д.П. Административное право. Учебник – М.: Юстицинформ, 2007. – с. 169

[28] Макарейко Н.В. Административное право. Курс лекций – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – с. 105

[29] Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008 год - с. 255

[30] Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов – М.: Гарант, 2008. – с. 225

[31] Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008 год – с. 257

[32] Административное право. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2007. – с. 380

[33] Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право российской Федерации. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – с. 160

[34] Козлов Ю.М. Административное право. Учебник – М.: Юристъ, 2008. – с. 160

[35] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – с. 635

[36] Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – с. 260

[37] Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ / Под ред. Л.Л. Попова. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008 – с. 218

[38] Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-методический комплекс – М.: ЕАОИ, 2008. – с. 158

[39] Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право российской Федерации. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – с. 163

[40] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – с. 640

[41] Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Зерцало-М, 2008. – с. 203

[42] Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Консультант Плюс, 2009. – с. 275

[43] Смоленский М.Б. Административное право. Учебник – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – с. 170

[44] Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и особенная часть. Курс лекций – СПб.: ГУАП, 2009. – с. 209

[45] А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Зерцало-М, 2008. - с. 207

[46] Макарейко Н.В. Административное право. Курс лекций – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – с. 107

[47] Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ / Под ред. Л.Л. Попова. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 220

[48] Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник – М.: Зерцало-М, 2008.- с. 209

[49] Ярош Г.Ф. Административное право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие – М.: МЭСИ, 2007. – с. 83

[50] Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ / Под ред. Л.Л. Попова. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 225

[51] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – с. 643



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: