Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




Раздел I

К теме 1

1. Предмет психологии труда как отрасли науки. Взаимосвязь психологии труда с другими науками, изучающими человека в труде и с другими психологическими дисциплинами.

2. Когда возникла психология труда (и ее аналоги — индустриальная психология, хозяйственная психотехника, организационная психология) как научная дисциплина в России и за рубежом?

3. Почему были свернуты исследования в области индустриальной психотехники в СССР в 1936 г.?

К теме 2

1. Дайте определение объекта, предмета и продукта трудовой деятельности; каковы типологии предметов и продуктов труда?

2. Что такое «эргатическая система» и «эргатические функции»? Как соотносятся понятия «эргатическая функция», «трудовое действие»,«производственная операция»? Какие эргатические функции осуществляют профессионалы: бухгалтер, учитель в школе, судья?

3. Каковы разновидности целей трудовых действий? Какие типологии профессиональных задач и трудовых действий вам известны?

4. Дайте характеристику внешних и внутренних средств труда в конкретных профессиях.

5. Дайте характеристику основных компонентов производственной среды (витальной, или санитарно-гигиенической, информационной, социально-контактной, организационно-экономической) в конкретных видах труда.

К теме 3

1. Как соотносятся понятия: «субъект труда», «личность», «индивидуальность»? На каких уровнях изучают субъекта труда в психологии труда?

2. Что может выступать в роли внутренних условий, средств и психических регуляторов деятельности профессионала? Назовите возможные психические регуляторы труда в профессии электросварщика, продавца хлеба, менеджера по персоналу?

3. В чем своеобразие психологических признаков сознания субъекта трудовой деятельности в отличие от других видов деятельности (игры, учения)?

Самостоятельная работа: оцените степень сформированности, выраженности психологических признаков сознания субъекта учебно-трудовой деятельности, профессионала на основе экспертной оценки текстовых описаний конкретных ситуаций (см. Климов Е.А., 1986).

К теме 4

1. Чем отличается применение метода эксперимента в психологии труда от его использования в общей психологии?

2. Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в психологии труда? Каков арсенал методов эмпирических исследований в психологии труда?

3. Назовите преобразующие, или конструктивные, методы, используемые в психологии труда.

4. Каковы трудности метода экспертных оценок, как их преодолевают?

Раздел II

К теме 5

1. Что такое профессиограмма и психограмма? По каким схемам (программам) проводится психологическое изучение профессий? Как фиксируют результаты анализа труда?

2. Для каких целей проводят психологическое изучение профессий? Каковы разновидности профеесиограмм7

3. Перечислите методы профессиографирования. В чем сущность, преимущества и ограничения их применения?

4. Как и для чего применяется в психологии труда метод операционно-структурного (алгоритмического) описания профессионального поведения, в чем его преимущества и ограничения?

5. В чем сущность модульного подхода в профессиографии?

6. Почему не рекомендуется изучать новые профессии на основе метода заочного анкетирования (например, с помощью опросного листа Отто Липмана)?

7. Для решения каких задач необходимо использовать классификации профессий? Какие типологии профессий разработаны в психологии труда, в других науках?

Самостоятельные задания:

а) разработайте программу изучения конкретной профессии методом анализа продуктов труда;

б) выделите трудовые действия (сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинитивные, логические, интерперсональные, действия контроля и самоконтроля), используемые субъектом труда при выполнении конкретных профессиональных задач на основе их текстовых описаний или просмотра фрагментов видеофильма;

в) составьте формулу конкретных профессий по классификации, составленной в целях профориентации молодежи (см. Климов Е.А., 1990, с.110);

г) составьте профессиограмму конкретного вида труда в определенной организации в целях профессиональной ориентации желающих занять возможную вакансию по данному виду труда.

К теме 6

1. Что изучали психологи в рамках хоторнского эксперимента, каковы его итоги и значение для индустриальной психологии?

2. Дайте характеристику сущности концепций трудовой мотивацииА.Маслоу, Ф.Герцберга, Д.Мак-Клелланда, Дж.Аткинсона, В.Врума. В чем преимущества и ограничения этих концепций в практике работы с персоналом?

Самостоятельные задания:

а) попытайтесь на основе интервью со студентом-старшекурсником выявить значимые для него мотивационные ожидания при выборе вуза, факультета и специальности (предлагается использовать группировку мотивационных ожиданий по статье А.И.Зеличенко и А.Г.Шме-лева, 1987);

б) проведите эмпирическое обследование преобладающих мотивов трудовой деятельности профессионала на основе мотивационного теста Хекхаузена (см. Собчик Л.Н., 1997, с.255-267);

в) проведите эмпирическое исследование выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи у профессионала с помощью опросника А.Мехрабиана (см. Магомед-Эминов М.Ш., 1988. с.88).

К теме 7

1. В чем состоят основные приобретения и типичные проблемы человека как субъекта труда на основных стадиях его профессионального развития?

2. Каковы цели трудового воспитания детей дошкольного возраста? Что относится к общетрудовым умениям и предпосылкам общей трудоспособности?

3. Что относят к нормативным кризисам профессионального развития личности?

4. Каковы психологические требования к обучающим программам, системе учебных упражнений, конструированию тренажеров в производственном обучении?

5. Как оценить степень эффективности методов обучения профессионала?

6. Чем отличаются автоматизм и автоматизированный навык? Что такое интерференция навыков, это полезный или вредный феномен? В чем состоят трудности переобучения, до обучения взрослых профессионалов?

7. Можно ли управлять профессиональным опытом субъекта труда?

8. Чем психолог может способствовать успешной социально-профессиональной адаптации нового работника в организации?

Самостоятельное задание: постройте ретроспективную картину профессионального пути конкретного человека зрелого возраста на основе методики психобиографии (см. Зеер Э.Ф., 1999, с. 181—182).

К теме 8

1. Какие уровни выделяет В.С.Мерлин в его концепции интегральной индивидуальности? Как соотносится индивидуальный стиль деятельности (ИСД) и уровни интегральной индивидуальности?

2. В какой мере устойчив и изменчив индивидуальный стиль трудовой деятельности? Всегда ли ИСД способствует эффективности труда?

3. Можно ли направленно формировать ИСД? Какие параметры труда способствуют (препятствуют) формированию и проявлению индивидуального стиля?

4. Дайте определение понятий: общие и профессиональные способности, интересы, склонности, профессиональная пригодность.

5. Что такое относительная и абсолютная профпригодность? В какой мере профессиональные способности могут быть развиты, сформированы, какова роль природной детерминации способностей?

6. Можно ли направленно развивать, формировать профессиональные интересы, склонности?

7. Какие факторы обычно влияют на выбор профессии?

8. В чем состоят цели, задачи и методы психологической профконсультации? Чем психологи могли бы помочь безработным?

9. В чем состоят психологические аспекты аттестации кадров?

10. Какими способами, методами можно оценить профессиональную успешность? Каковы этапы разработки системы психологического прогнозирования профессиональной успешности?

11. Как измерить степень валидности, надежности методов прогнозирования профессиональной пригодности (успешности)?

12. Каковы задачи психологов в центрах оценки персонала? Самостоятельные задания:

а) предложите свой вариант игры (при групповой или индивидуальной работе) как средства активизации позиции оптанта в профессиональном самоопределении;

б) подготовьте проект оценки профессиональной успешности для конкретного вида труда;

в) разработайте предварительный проект системы прогнозирования профессиональной пригодности для конкретной профессии с выделением желательных ПВК и возможных противопоказаний на основе просмотра видеофильмов о профессиях.

К теме 9

1. Дайте определение понятий: «функциональное состояние человека в труде», «работоспособность (актуальная и потенциальная)», «трудоспособность», «утомление», «переутомление», «усталость».

2. Какие задачи практики предполагают изучение и оценку функциональных состояний субъекта труда? Какие существуют методы диагностики функциональных состояний?

3. Назовите типичные стадии динамики работоспособности в течение рабочей смены. Как изменяются психические процессы, функции сознания, мотивация субъекта труда при утомлении?

4. Перечислите виды неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда.

5. Каковы причины развития профессионального стресса и утомления? Что такое «эмоциональное выгорание»? Каковы стратегии поведения, успешно преодолевающего стресс (копинг-стратегии)? Приведите примеры такого рода стратегий в работе врача, педагога, пожарного.

6. Назовите объективные критерии степени монотонности труда. Каковы психологические способы преодоления монотонности труда в промышленности?

7. Перечислите методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

Самостоятельное задание: соберите сведения (на основе интервью конкретного профессионала по своему выбору) о причинах снижения работоспособности к концу рабочего дня, о субъективных переживаниях усталости, о поведенческих проявлениях утомления. Какими методами можно было бы оценить динамику функционального состояния данного работника? Как можно было бы повысить его работоспособность?

К теме 10

1. Каковы цели социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов? Каковы уровни социально-трудовой реадаптации психически больных?

2. Почему труд может служить лечебным средством при психических заболеваниях? Как подбирать виды труда для трудотерапии?

3. Каковы принципы трудотерапии в процессе восстановления двигательных функций при ранениях конечностей?

К теме 11

1. Каковы задачи и предмет исследования в области современного менеджмента, психологии труда, организационной психологии, психологии управления, экономической психологии?

2. Как влияет организационная культура на поведение и менталитет субъектов труда?

3. Чем психологи могут содействовать эффективности организационных, кадровых, технологических нововведений в организациях?

4. Какими методами можно оценить социально-психологический климат в трудовом коллективе, выделить лидеров и отверженных, неформальные микрогруппы?

5. Какие вам известны формы организации труда, типы взаимодействия в труде и формы профессионального общения?

6. Какие бывают менеджеры? В чем состоят основные психологические проблемы труда менеджера?

7. Каковы основные типы конфликтов в производственных организациях, в профессиях разного рода? Конфликты в организации -это всегда плохой симптом или нормальное явление?

Самостоятельное задание: выделите на основе беседы с профессионалом (по своему выбору) конфликтные ситуации, типичные для его трудовой деятельности, организации; попытайтесь наметить возможные источники конфликтов и пути их конструктивного разрешения.

К теме 12

1. Дайте определение понятий: «ошибка», «авария», «несчастный случай», «травма», «катастрофа», «происшествие».

2. В чем положительные стороны и недостатки концепции К.Марбео личном факторе в травматизме? Каковы современные представления о причинах разной степени подверженности происшествиям?

3. Каковы методы психологического изучения несчастных случаев и аварий? Каковы психологические способы, средства профилактики производственного травматизма и аварийности?

Самостоятельное задание, предложите свою классификацию психологических причин ошибочных действий на примере конкретного вида труда (водитель автомашины, воспитатель детей, оператор ЭВМ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: