Межличностные коммуникации




Виды коммуникации

План

1. Классификации коммуникаций.

2. Межличностные коммуникации.

3. Массовые коммуникации.

1. Классификации коммуникаций. Существуют разнообразные классификации коммуникации. Они зависят от объекта и целей различных наук и исследователей. Это может быть систематизация процесса коммуникации по направленности — вертикальные и горизонтальные, по источнику информации, каналу коммуникации, виду коммуниканта, эффектам коммуникации, по содержанию, типам коммуникатора, способам коммуникации и многое другое.

Принято выделять такие типы коммуникации: внутриличностная (интраперсональная), межличностная (интерперсональная), групповая (обычно тут различают коммуникации внутри группы, между группами, индивид-группа, в малых и больших группах) и массовая коммуникации. Некоторые исследователи, кроме того, выделяют организационную (внутриорганизационную, межорганизационную и внеорганизационную) коммуникации.

По форме передачи информации выделяют устную и письменную коммуникации, по каналу передачи-восприятия — аудио, визуальную, аудиовизуальную, тактильную, по характеру функций — естественную, искусственную и естественно-искусственную коммуникации. Кроме того, часто выделяется вербальная и невербальная или визуальная (ко-

торая в свою очередь делится на первичные языки — жесты, мимика; и вторичные языки — музыка, язык глухонемых и т.п.) коммуникации.

Некоторые исследователи классифицируют информацию по каналу коммуникации, т.е. выделяют отдельно средства массовой информации (СМИ): периодическая пресса, радиовещание, телевидение, Интернет; средства массового воздействия (СМВ): кинематограф, театр, цирк, иные зрелищные представления, художественная литература; собственно технические средства (СТС): телефон, телетайп, телеграф и т.п. Последняя классификация не представляется целесообразной. В данном случае идет смешение технических средств, каналов коммуникации, причем одни каналы берутся сами по себе, иные — в зависимости от содержательного наполнения.

Г.Г.Почепцов выделяет также иерархическую (с приоритетом прямой связи) и демократическую (с приоритетом обратной) коммуникацию. Для первого типа нормой является приказ, а для второго — убеждение. Также он выделяет такие виды коммуникации как вербальная, визуальная и перформансная.

Кроме того, можно разделить коммуникацию по агрессивной и благоприятной информационной среде, сильным и слабым, активным и пассивным участникам коммуникации. Отдельно Г.Г.Почепцов рассматривал дихотомию устная/письменная коммуникация (выделяют еще печатную коммуникацию, т.к. в этом случае резко увеличивается количество реципиентов), которые могут различаться по словарю, синтаксису и т.д. Причем письменная информация не является простой фиксацией устной, т.к. между ними есть серьезные различия как в цели, так и в средствах выражения.

Также коммуникации могут быть формальными (официальными) и неформальными. Вследствие межъязыковых и межгосударственных отличий выделяются международная и межкультурная коммуникации.

Ф.И.Шарков выделяет 44 вида коммуникации. Помимо типологии коммуникации в зависимости от коммуникантов, он учитывает сферы применения, масштаб, категории населения и т. д.

Выделяя типы: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации, подчеркивает, что они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, учебной, производственной — по месту производства или в офисе компаний), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между континентами, странами, государствами, народами, территориями (межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.

 

Межличностные коммуникации

В межличностных коммуникациях как отправителем, так и получателем выступают отдельные индивиды. Межличностные коммуникации реализуются путем непосредственных контактов между субъектами общения. Для такой коммуникации характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двухстороннее сообщение.

Межличностная коммуникация актуализируется в различных формах. Это может быть беседа – непосредственная коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии других лиц) или опосредованная (через компьютерную или телефонную связь). Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.

Функции межличностной коммуникации

1) Информационная.
Информация — как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. В данном случае коммуникация играет роль посредника, и представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.
2) Социальная.
Заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.
3) Экспрессивная.
Означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров.

Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект. Проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации.
4) Прагматическая.
Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера. В ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.
5) Интерпретативная. Служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Данная функция также используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т. д.

Следует учитывать, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.
Социально-ролевой уровень межличностной коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли и невозможен без знания норм окружающей человека среды.
На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

 

На характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение. Это может быть анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива), личное или интимное общение (в группе друзей, в семье).

Многоканальность является специфической чертой межличностной коммуникации. При межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации (например, можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.)

Межличностное взаимодействие, по Э. Берну, может осуществляться в следующих формах социального поведения:

1) замкнутость и уход от общения;

2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь;

3) времяпровождение (структурирование времени) как отбор новых и полезных знакомств;

4) социальные игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение;

5) близость как форма общения, исключающая извлечение выгоды;

6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие.

Психологический аспект общения существенно обогащает процесс коммуникации. В одних случаях само участие в коммуникации имеет доминирующую ценность, в других случаях коммуникация формализована в своих проявлениях.

Ее содержание и форма определяются ролевыми функциями сторон. Такая форма коммуникации играет главную роль в формировании и социализации личности. Межличностная форма коммуникации в противовес массовым формам носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер.

Ю. Хабермас предлагал “переориентацию на субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением, — “интеракцию”, понимаемую им не просто как социальное взаимодействие, но как глубинную содержательную коммуникацию в личностно значимой ее артикуляции”.

Среди информационной, экспрессивной, прагматической и социальной функций межличностной коммуникации социально значимые функции играют наибольшую роль. Основой для теоретического обоснования межличностной коммуникации послужила теория речевой деятельности. Эту теорию Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев разработали на основе общепсихологической теории деятельности.

Ключевые факторами речевой коммуникации они определяют мотив и цель. Мотив соотносится с коммуникативной деятельностью. Мотив выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Цель почти всегда осознана, в то время как мотив может осознаваться, но может быть и неосознанным. Мотив и цель при достижении замысла могут совпадать. В процессе межличностной коммуникации важно уметь разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказываний неясен.

Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Получив какую-либо значимую для них информацию, некоторые люди проверяют ее восприятие в межличностном общении, в результате чего могут укрепиться в своем мнении или в корне изменить отношение к рекламируемому товару или политическому лидеру.

В социальной коммуникации главный принцип мотивационный. Сущность и функции межличностных взаимодействий, в рамках которых реализуется межличностная коммуникация, раскрывают мотивационные теории. Их можно разделить на мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей.

Наиболее рельефно теорию равновесия раскрывает теория Ф. Хайдера о когнитивном балансе. Одним из аспектов исследования американского ученого Ф. Хайдера (так же, как и Т. Ньюкома) было изучение влияния групповой жизни на поведение людей. Допущения этой теории основаны на общечеловеческой обреченности к совместимости и общей судьбе и на человеческой реакции, которая изменяется в рамках позитивного и негативного. Такая трехчастная модель рассматривает взаимодействие в системе “я — другой — третий”. В модели не учитываются постоянно видоизменяющиеся ситуативные условия, влияющие на создание гармонии и на возникновение конфликтов в межличностном общении.

Отдельные аспекты психоаналитических теорий изучали Л. Фестингер, Д. Креч, Р. С. Кретчфилд. Так называемая когнитивная теория диссонанса (теория Фестингера) рассматривает несогласованности когнитивных структур коммуникантов. Для согласования межличностных отношений рекомендуются специальные коммуникативные действия, направленные на локализацию или устранение конфликтной ситуации.

Американские социологи И. Гоффман, К. Берк, Х. Данкен развили направление, примыкающее к символическому интеракционизму (“управление впечатлением”) и объясняющее социальную жизнь как реализацию “драматической” метафоры. Согласно этому направлению социальные ситуации, в которых происходит общение, напоминают драматические спектакли, где есть “актеры”, “маски”, “сцена”, “сценарии”, с помощью которых люди в обществе стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Такое сравнение вызвано тем, что межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих собой нечто наподобие мини-сценария. В реальной жизни за людьми закреплены коммуникативные роли, исполняемые ими в соответствии со своим социальным статусом.

Мотивационную теорию американского социолога А. Маслоу можно отнести ко второй группе (мотивационные теории удовлетворения потребностей). По Маслоу базовые потребности человека постоянны, располагаются по принципу иерархии от низших материальных до высших духовных, а производные постоянно изменяются. Процесс возвышения потребностей протекает как замена низших потребностей высшими.

Условия повышения эффективности межличностной коммуникации: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей; б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации; в) воздействие через убеждение.

Совместимость партнеров предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как

вербальные, так и невербальные средства. Очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения, что в значительной степени облегчает речевое взаимодействие.

Наибольшую роль играет совместимость когнитивных параметров, организованных в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. Несмотря на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны и что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асимметрией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию. Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач: 1) Что я думаю о себе — кто я такой? 2) Что я думаю о партнере — кто он такой? 3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне? 4) Что думает партнер о себе? 5) Что думает партнер обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю. Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера — все, что помогает “настроиться” на межличностное общение.

Функциональный параметр также играет значительную роль в успешной актуализации функции речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением тех случаев, когда допускается грубое нарушение принятых норм социальной дифференциации и ситуативной вариативности коммуникативных средств.

Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, с которой связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

Научно-технический прогресс изменил образ жизни людей, расширив их коммуникативные возможности. Но вместе с тем нельзя не признать, что сами контакты стали более кратковременными и поверхностными. Массовая коммуникация оказалась сильным конкурентом межличностной коммуникации.

В конечном счете, успешность межличностной коммуникации определяется параметрами индивидов. Коммуникативные сферы, в которых актуализируется межличностная коммуникация, расширяются (в том числе и при помощи технических средств). Это очень динамичный тип коммуникации, ориентированный на разговорную речь, в которой индивид наиболее полно рас-крывается как коммуникативная личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: