Женская тема в романе-эпопее




Женская тема занимает важное место в романе-эпопее. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагиной, Жюли Карагиной, Анны Павловны Шерер, а на другом — искренние, великодушные, чистые душой и сердцем Наташа Ростова, княжна Марья, Софья.

Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье.

Вам уже известно, что особенности манеры изображения внутреннего мира героев Л. Н. Толстым Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней хранительницу очага, основу семьи; нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность; связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм); естественность; движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли: в салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине.

Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип «женщины в полном смысле».

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берёт жизнь так, как она есть. Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого.

Остановимся на одном образе - Особенности характера Наташи Ростовой

Особенности характера героини Как проявляются
Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.)
Народные, национальные черты в характере Наташи Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы
Ошибки, цена испытаний Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть — ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини
Наташа — воплощение любви Любовь преображает Наташу. Её взрослая любовь к князю Андрею меняет не только её внешность, но и вносит изменения в характер. Всё существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюблённости. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять своё истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру даёт герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви
На примере своей героини Толстой раскрывает одну из своих заветных идей: любовь действительная ведёт к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведёт к неправде

 

Впервые встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Наташа не красива. Толстой много раз это подчеркивает. Обаяние ее — в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой да же удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею.

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное — имение Ростовых. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Болконский был искренне убеждён: «...ему начинать ничего не надо,... он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна.

Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь.

Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни А. П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки...».

Вспомним эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «...песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное...» (сцена пляски т. II, ч. IV, гл. 7).

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни — любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи — одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», на фоне музыки эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III, гл. 16-17).

Первый бал героини стал началом любви ее и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то; что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…»

Но отец поставил жесткое условие сыну: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Зрелый человек, князь Андрей не посмел ослушаться отца. Наверное, мог бы, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе... Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.

Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной, об этом ей столько раз говорил князь Андрей!, семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.

Но вправе ли мы судить ее?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой — гениальный художник слова, таковы и его герои, которых он ведет по реке жизни.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе, то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.

Чтобы проследить дальше течение жизни Наташи, обратимся к эпизодам «У постели умирающего князя Андрея» и «После смерти князя Андрея».

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему благополучно. В ее же судьбе произошло непоправимое.

Но вот горе обрушилось на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «... Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

Наташа Ростова — это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им дает именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните ее пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поет народ». Эта девушка умела понять все, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.

Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи проявляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, ее слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким лицом она вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым! Нелегко решиться на это ее родителям. На подводах необходимо было вывезти хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но посту пить иначе граф Ростов не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.

Отношение Наташи к природе, ее простота, доброта, естественность, музыка и пение — ее символы. Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они — живые люди. Именно такова Наташа.

В задуманном романе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой. С первых страниц работы над «Войной и миром» автор знал, что они предназначены друг для друга.

Наташа Ростова много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанными. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.

Л. Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу, не все понимала она в деятельности Пьера, но он для нее — самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.

И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

Она как родник чистой воды в болоте — всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга — сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в ее судьбу, но и он обречен... Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в ее жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле нее. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки — и не смог; брат Николай любуется ее русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей ее, предполагается больше, у Николая — меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми...

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и ей окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива Пьером, поэтому идти им по жизни до конца.

 

Домашнее задание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: