Особенности олигополистического рынка




 

В качестве определяющих особенностей олигополистического


рынка знаков следует указывать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ к отрасли, стратегическое поведение фирм.

В зависимости от производимого продукта различают однородные и дифференцированные олигополии. Однородные олигополии производят стандартизированный продукт. Многие промышленные продукты - сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. - являются


стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях однородной олигополии. Но существуют и отрасли, где продукт является дифференцированным. Автомобили, станки, покрышки, моющие средства, сигареты, множество бытовых электрических изделий и т.д. - все это примеры дифференцированных олигополии. Независимо от этого, олигополистические рынки всегда характеризуются наличием значительной рыночной власти в фирмах и уменьшающейся кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность заключается в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реакции на действия друг друга) фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией их конкурентов. Поэтому, в отличие от других рыночных структур, в случае олигополии фирма ограничена в принятии решений не только с наклоном кривой спроса, но и с действиями конкурентов.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм влияет на все сферы конкуренции: цена, объем продаж, доля рынка, дифференциация продукции, стратегия продвижения товара, инновационная деятельность, услуги. В зависимости от ситуации, фирмы могут выбирать различные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков нет единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы [13].

Поскольку нет общей модели олигополии, фирмы в одной отрасли могут взаимодействовать как монополии, так и конкурирующие фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда отраслевые фирмы


координируют свои действия, имитируя стратегии ценообразования и конкуренции друг с другом (стратегия сотрудничества), цена и предложение будут иметь тенденцию монополизировать, и крайняя форма такой стратегии будет картелем. Если фирмы следуют несовместимой стратегии, т. е. проводят независимую стратегию, направленную на укрепление позиции фирмы, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайняя форма этого поведения - «ценовые войны» [9].


Модели олигополии

Модель Курно

 

Исторически первой является модель дуополии (олигополии при наличии на рынке двух фирм), которую в 1838 г. Предложил французский экономист Огюстен Курно.

Предпосылки рассматриваемой версии модели дуополии Курно сводятся к следующим допущениям:

1. На товарном рынке существуют только две фирмы-продавца, которые обслуживают множество покупателей.

2. Барьеры выхода на данный рынок являются непреодолимыми для других фирм-конкурентов.

3. Фирмы-дуополисты продают на рынке однородную продукцию.

4. Хозяйственное поведение фирм-продавцов является некооперированным (сговор между ними отсутствует).

5. Каждая из двух фирм, выбирая оптимальную величину выпуска, предполагает, что ее соперник сохранит объем реализации своей продукции на существующем уровне независимо от изменений ее собственного поведения на рынке.

6. В целях упрощения кривая общего рыночного спроса на продукцию двух фирм задана в виде линейной функции (формула 1).

 

P = P0 – kQ = P0 – k(q1+q2), (1)

где P- рыночная цена на продукцию двух фирм;

P0- резервная цена продукции, при которой потребительский спрос равен 0;

k- коэффициент чувствительности цены к динамике объема продаж, который показывает, на какую величину изменится цена продукции при изменении отраслевого объема продаж на единицу;

Q - отраслевой (суммарный) объем реализованной продукции двух фирм;

q1 и q2 - объемы продаж фирм 1 и 2.

 

7. Издержки производства у двух фирм одинаковые и заданы в виде следующих линейных функций:


TC1 = Cq1, и TC2 = Cq2 , (2)

где TC1 и TC2- величины общих издержек фирм 1 и 2;

C- величина предельных издержек каждой фирмы, равная средним издержкам.

В модели олигопольного рынка центральной предпосылкой является поведенческая характеристика фирм - их взаимозависимость. Поэтому, главным допущением модели Курно является то, что каждый дуополист рассматривает выпуск конкурента как заданную величину, которая не зависит от его собственных решений об объемах предложения своей продукции. И хотя это достаточно слабый вид взаимосвязи двух фирм, однако, даже он приводит в результате к тому, что хозяйственное поведение каждой фирмы серьезно влияет на действия ее конкурента [10].

Воспользовавшись графической моделью, проанализируем проблему выбора оптимально объема продаж для одной из фирм, например для фирмы 1. Прежде всего ей необходимо определить кривую спроса на свою продукцию. В соответствии с принятыми предпосылками фирма 1 считает, что объем выпуска фирмы 2 не зависит от принятого фирмой 1 решения и остается неизменным, в общем виде равным q2.

Тогда фирма 1 рассматривает в качестве кривой спроса на свою продукцию только ту часть кривой общего рыночного спроса, которая осталась ей от фирмы 2. С точки зрения фирмы 1, фирма 2 «захватила» первые q2 единиц продаж и соответствующую часть кривой рыночного спроса (D2, или отрезок P0A, на рис. 1), предоставив фирме 1 для работы оставшуюся часть этой кривой (D1, или отрезок AB, на рисунок 1). График D1 по этой причине часто называют кривой остаточного спроса.

 

Рисунок 1 – Рыночный спроси и кривые спроса дуополистов

 

Величина продаж конкурента (q2) по предложению фирмы 1 фиксирована. Поэтому часть общей кривой рыночного спроса P0A является кривой спроса фирмы 2. Остаточная кривая спроса (D1) для фирмы 1 получается путем смещения вертикальной оси P вправо на величину объема продаж (q2) фирмы 2. Исходя из кривой остаточного спроса (D1) фирма 1 определяет график предельного дохода MR1.

Когда фирма 2 совсем ничего не продает (q2 = 0), фирма 1 может располагать всей кривой рыночного спроса (вся прямая линия D на рис. 1). Если величина продаж q2, больше 0, фирма 1 может графически построить свою кривую спроса (D1), сместив ось ординат (P) вправо на величину продаж (q2) конкурента.

На основе своей (остаточной) кривой спроса фирма 1 может определить соответствующий ей график предельного дохода MR1, который делит отрезок q2B ровно пополам. Графические построения фирмы 1 можно дополнить алгебраическим анализом. Функцию спроса на продукцию фирмы 1, которая (в момент принятия решения о величине собственных поставок на рынок) считает объем продаж конкурента фиксированным на уровне q2, можно записать в виде уравнения:


 

P1 = (P0 – kq2) – kq1, (3)

Общий доход первой фирмы в этом случае будет равняться:

TR1 = (P0 – kq2)q1-kq12, (4)

Соответственно функция предельного дохода может быть представлена в виде:

MR1 = = P0 – kq2 – 2kq1, (5)

Как и любая фирма на рынке несовершенной конкуренции, фирма-дуополист выбирает выпуск, исходя из принципа максимизации прибыли. А именно: фирма 1 продает столько своей продукции, чтобы было обеспечено равенство предельного дохода и предельных издержек.

Предельные издержки фирмы 1 в нашем случае равны:

MC1 = = C, (6)

Поэтому выпуск фирмы 1, максимизирующий прибыль, является величиной, при которой предельный доход также равен С:

MR1 = MC1 P0 – kq2 – 2kq1 = C, (7)

Отсюда фирма 1 получает оптимальное решение:

q1 = - , (8)

Полученное выражение, которое показывает, как объем продаж фирмы 1 будет реагировать на уровень поставок, предложенный фирмой 2, называют функцией реакции для фирмы 1, которую в общем виде представляют как q1 = r1(q2).

Проведя аналогичные рассуждения относительно выбора оптимального объема продаж вторым олигополистом, получим функцию реакции фирмы 2, которая имеет точно такой же вид:


 


q2 = - , (9)

Таким образом, функция реакции - это кривая, которая показывает, какой объем продаж будет иметь один олигополист при каждом заданном объеме продукции, поставляемом на рынок другим олигополистом.

Как видно из полученных уравнений функции реакции фирм 1 и 2 графически представляют собой прямые линии (рис.2). Точка равновесия дуополистов находится в месте пересечения графиков их функций реакции (точка А на рис. 2). Координаты точки равновесия находятся из решения системы, включающей два уравнения, которые являются функциями реакции фирм 1 и 2:

Рисунок 2 – Функции реакции дуополистов

Функция реакции каждого дуополиста определяет максимизирующую прибыль величину продаж как функцию объема продаж другой фирмы. Стабильное равновесие дуополистов возникает в точке пересечения их функций реакции.

 



 
 


функция реакции фирмы 1,

(10)

функция реакции фирмы 2.

 

Уровни суммарного объема продаж двух дуополистов и цена их продукции в условиях равновесия по Курно располагаются между соответствующими параметрами равновесия на совершенно конкурентном рынке и рынке чистой монополии [9].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: