Ассиметричная дуополия (модель Штакельберга)




 

Попытку преодолеть нереалистичность допущения моделей Курно и Бертрана в 1934 году предпринял немецкий экономист Генрих фон Штакельберг, который предположил, что дуополисты ведут себя на рынке асимметрично. Поэтому он выделил среди двух фирм на рынке фирму – лидера и фирму – последователя. Фирма - последователь ведёт себя на рынке строго по модели Курно. Следовательно, она игнорирует реакцию своего конкурента при принятии решения о собственном объёме поставок на рынке.

Исходя из этого, лидеру хорошо известно, что её единственный конкурент является «наивным» дуополистом Курно. По модели Штакельберга лидер постарается установить объём реализации своей продукции с учётом влияния, которое лидер окажет на уровень производства своего конкурента (последователя) [17].

Возвращаясь к нашему первому примеру, допусти что лидером является фирма 1. Теперь фирма 1 знает, что фирма 2 в своих расчётах будет считать уровень продаж фирмы 1 заданным. Следовательно, лидеру известна функция реакции фирмы 2, которая по модели Курно определяется уравнением:

q2 = r2(q1) = , (11)

 

Для большей вероятности (и сопоставимости моделей Курно и Штакельберга) обозначим фирму-лидера символом L, фирму-последователя – p. Тогда функция реакции фирмы-последователя будет выглядеть следующим образом:

 

, (12)

Таким образом, фирма 1 представляет уровень рыночных поставок фирмы 2 и будет зависеть от собственного объёма продаж, и сможет определить уравнение своей кривой спроса, подставив функцию реакции фирмы-соперника в уравнение отраслевого спроса:

(13)

На основе полученной функции полученной функции спроса фирма 1 может определить функцию своего предельного дохода:

MC =AC = C; M , (14)

Поскольку предельные издержки и средние издержки равны C объём производства с максимальной прибылью фирмы 1, при условии MP = C, составит:


 


M = C; , (15)

Кривая спроса фирмы 1 ( и соответствующая ей кривая предельного дохода (M показаны на рис. 4 а.

При таком объёме продаж рыночная цена продукции в модели дуополии Штакельберга будет выглядеть следующим образом:

, (16)

При этом, величина рыночных поставок лидера в дуополии Штакельберга совпадает с объёмом выпуска чистой монополии:

= , (17)

Заметим, что цены на этих рынках отличаются друг от друга. Для определения большей из них вычтем из цены на дуопольном рынке ( цену чистой монополии (

, (18)

Таким образом, приходим к выводу, что .

Объём рыночных поставок фирмы – последователя в модели Штакельберга в 2 раза меньше, чем объём выпуска фирмы-лидера (и чистой монополии):

= = = = = , (19)

Для того чтобы определить как принимают решения фирма-лидер и фирма-последователь в модели Штакельберга, рассмотрим графическое изображение функций реакции двух фирм по Курно (рисунок 4 б). Оптимальным объёмом продаж для фирмы 1 (лидера) будет , при этом фирма 2 (последователь) будет реагировать на выбор фирмы 1 в соответствии с положением в точке B на своей функции реакции. Таким образом, когда фирма 1 продаёт , фирма 2 в соответствии со своей функцией ответит реализацией единиц продукции [10].

Рисунок 4а– Установление равновесия в модели Штакельберга

 

Рисунок 4б - Установление равновесия в модели Штакельберга

 

Разница между поведением фирмы 1 в моделях Курно и Штакельберга бесспорно. Если бы фирма 1 реагировала по Курно, то она считала бы, что фирма 2 остановится на уровне . Тогда оптимальным вариантом поведения для неё было бы обращение к собственной функции реакции и решение продавать количество продукции, соответствующее точке C.

Фирма 1 (лидер) понимает, что если она сократит продажи до этой величины, то это повлечёт известную ей реакцию фирмы 2 и дальнейшее


движение конъюнктуры вплоть до точки А, точки пересечения двух функций реакции. Поэтому оптимальным решением для фирмы 1 будет оставаться на уровне .

Если сопоставить хозяйственные результаты дуополистов Штакельберга, то, естественно, положение лидера предпочтительнее, чем последователя. Поскольку издержки и цены у фирм одинаковы, то прибыль фирмы-лидера, так же как и объём продаж в 2 раза больше прибыли фирмы – последователя.

Сравнивая общий объём продаж двух фирм, можно отметить, что в модели Штакельберга он выше, чем в модели Курно:

> = , (20)

Напротив, рыночная цена здесь несколько ниже, чем в модели Курно:

, (21)

Как мы уже определили выше, рыночная цена при чистой монополии больше, чем в модели Штакельберга, а объём продаж у монополиста гораздо меньше:

< , (22)

Таким образом, в модель Штакельберга цена выше, а выпуск меньше, чем при совершенной конкуренции:

, (23)

Отсюда следует, что дуополия по модели Штакельберга представлена более реалистичной, чем в моделях Курно и Бертрана, поскольку Штакельберг моделирует принятие стратегических решений для одной фирмы – лидера. Аналогичным образом может вести себя не только одна фирма

Использовать функцию реакции соперника в собственных стратегических интересах может не только фирма 1; фирма 2 со временем


будет действовать аналогично. А если обе фирмы попытаются одновременно стать лидерами, то каждая из фирм будет игнорировать собственную реакцию и продавать объём продукции. В данном случае сложившиеся цена и отраслевой объём продаж будут такими же, как и в модели Бертрана.

У фирм появится интерес вступления в сговор. Разберём еще одну модель олигополии - модель Суизи [9].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: