Глава 2. Тенденции развития НДФЛ. Перспективы развития НДФЛ




Тенденции развития НДФЛ

 

Повышение налогового бремени это долгосрочная цель минфина. Минфин связывает повышение налогового бремени с обостренностью ситуации с бюджетами регионов. Еще в докризисном 2013 году регионами были потрачены из всех своих бюджетных расходов 38% на зарплату. Из-за этого снизились затраты на инвестиции. Бюджеты регионов страдают из-за высокой доли затрат на социальные нужды. Затраты регионов достаточно сложно снижать за счет того, что основная доля расходов состоит как раз на затраты на социальные нужды. Из-за такой ситуации с региональными бюджетами многие стремятся уехать из регионов в Москву.

Некоторые экономисты считают, что повышение налоговой нагрузки неизбежно за счет снижения доходов с нефтяной отрасли. Также следует отметить, что в России стоит задача повысить инвестиционную активность, улучшить деловой климат, поэтому к сожалению, может пострадать население, так как мы можем повысить поступления в бюджет только за счет прогрессивного налогообложения физических лиц.

Пропорциональная шкала налогообложения действует в РФ с 2001 года со ставкой 13%. Повышенная 35-процентная ставка применяется исключительно для нерезидентов.

Уже много лет велись споры о том эффективна или нет пропорциональная система налогообложения. Но прогрессивную систему налогообложения не спешили вводить. В России прогрессивная ставка налогообложения может в кратковременной перспективе пополнить доходы, в долгосрочный период это будет способствовать тому, что многие предпочтут вводить деньги в оффшоры. Многие люди захотят получать серые зарплаты, с целью снижения налогового бремени.

Согласно ст. 224 гл. 23 Налогового кодекса РФ налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13 процентов. Это означает, что физическое лицо независимо от уровня своего дохода будет платить налог, составляющий 13 процентов от своего дохода. Такая ставка по плоской шкале налогообложения была введена в действие с 1 января 2001 г. Целями введения пропорциональной шкалы налогообложения было упрощение сбора налогов, легализация зарплаты, выдаваемой в конвертах, а также улучшение инвестиционного климата в России. До этого в период с 1990 по 2000 гг. производились попытки улучшения работы, существующей на тот момент прогрессивной шкалы налогообложения, однако ни замена ставок, ни замена диапазона по доходам не дала желаемого результата.

И, тем не менее, все последние десятилетия регулярно возникает вопрос о введении прогрессивной ставки подоходного налога в РФ.
Предполагается, что от такого нововведения выиграют почти все:

· В первую очередь наполнится бюджет и как минимум в большей части будет покрыт его дефицит. Однако опыт Франции говорит о том, что далеко не все так однозначно.

· Стабилизация региональных бюджетов. Многие налоги и сборы, которые ранее перечислялись полностью или частично в местную казну, в последние годы стали поступать в полном объеме в государственный бюджет (например, налог на добычу полезных ископаемых). Наметилась тенденция нехватки денег «на местах», которую позволили бы решить увеличенные налоговые поступления.

· Установление социальной справедливости.

Но есть также и существенные минусы возможного введения прогрессивной шкалы:

· произойдет обогащение местных бюджетов столицы, а также крупных городов, при этом будет наблюдаться обнищание отдаленных регионов, так как осуществление налогообложения происходит по месту, где трудоустроен налогоплательщик, а не место он проживает;

· у граждан появится необходимость самомостоятельно отчитываться о полученных доходах, что приведет к увеличению административных издержек;

· будет наблюдаться уклонение от налогов, а также многие вернутся серым зарплатам и уйдут в теневой бизнес;

· произойдет увеличение уровня безработицы, у налогоплательщиков будет мало стимулов к труду, произойдет, также, уменьшение доли инвестиций.

В этом году депутатами Госдумы было внесено предложение о введении прогрессивного подоходного налога и в России. Предлагается следующее:

· установление прежнего размера ставки в 13% для доходов, не превышающих отметку в 24 миллиона рублей за 12 месяцев;

· для доходов, превысивших эту отметку, предлагается использовать ставку в 25%;

· при «заработке» 100–200 миллионов в год ставка составит 35%;

если же доходы превысили 200 миллионов рублей, ставка будет равна 50%, то есть половине всей прибыли гражданина

По нашему мнению, если данный законопроект будет принят, то это приведет к бегству капитала из страны.

Справедливость налогообложения заключается в отсутствии дискриминации в отношении определенных групп налогоплательщиков, при условии, если такая дискриминация обусловлена исполнением данной группы своих обязанностей, установленных конституцией.

В дискриминации налогоплательщиков по уровню дохода имеются те же недостатки, как и у социальных трансфертов, существует риск, что некоторые физические лица могут получить такую налоговую выгоду, которая будет превышать их бюджетный дефицит, так как за счет искажения информации, часть налоговой выгоды может поступить не бедным гражданам.

Даже если не учитывать проблемы администрирования, сама модель прогрессивного налогообложения базируется на идеализированной модели деления людей на бедных и богатых.

На практике достаточно сложно получить информацию о том, кто действительно является нуждающимся. А также получение данной информации сопряжено с определенными издержками, а сама информация не является совершенной. Такая информация должна постоянно обновляться.

Период, в котором должны пересматриваться налоговые ставки, зависит от трех составляющих:

1) уровень инфляции в стране;

2) какую фискальную политику проводит государство;

3) уровень изменения реального уровня зарплаты, экономических показателей страны.

При прогрессивном налогообложении существуют проблемы не только администрирования, но также увеличивается сложность расчетов для самих налоговых агентов

Так как финансовые службы налоговых агентов должны своевременно отслеживать изменения соответствующих налоговым ставкам диапазонов доходов, вносить соответствующие коррективы в программные средства расчетов налоговых баз, усложняется обработка справок о доходах физических лиц и т. д.

При выборе любой шкалы налогообложения нужно иметь в виду зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок, выведенную американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно данной концепции существует оптимальный уровень налогообложения, при котором поступления налогов достигают максимума. Если мы изымаем у налогоплательщика значительную сумму налога (40-50%), то мы можем наблюдать понижение предпринимательской активности, а также у предприятий и индивидуальных предпринимателей не будет стимулов расширять производство. Происходит образование целых групп налогоплательщиков, которые заняты поисков различных методов ухода от налогообложения. Также будет наблюдаться рост концентрации финансовых ресурсов в теневом секторе экономики.

На данном этапе в России не планируется увеличивать налоговую нагрузку на население. Это связано с тем, что повышение ставок налогов может отпугнуть потенциальных инвесторов из России. В 2016-2018 годах повышение ставки налога не планируется. Создание благоприятных условий для инвестирования это необходимо для развития нашей экономики.

В современном мире все больше экономистов говорит о том, что пора перехъодить на такое же налогообложение как в других развитых странах.

Ряд экономистов считает, что Россия хоть и признана страной, в которой функционирует рыночная модель экономики, но на самом деле Россия является страной с переходной экономикой. Российской экономике присуще черты, которые присущи странам с переходной экономикой:

1) неразвитый финансовый сектор

2) высокий уровень восприимчивости к внешним воздействиям

3) в России практически не развит сектор инновационной экономики

Международная практика показывает, что страны с неразвитой рыночной экономикой имеют большие сложности с созданием эффективной системы налогообложения. Как правило проблемой, которая мешает устанавливать эффективные ставки налога - это существующая рыночная структура, второй проблемой выступает недостаточный уровень контроля над налогоплательщиком, то есть имеются сложности связанные с невозможностью, анализировать исходную информацию.

В 2016 году уже ввели изменения, которые касаются повышения контроля над налогоплательщиками. Согласно новому правилу, установленным для бизнесменов работодателей, они обязаны отчитаться по доходам воих сотрудников ежеквартально. Можно предоставить отчетность на бумажном носителе, если на вас работает менее 25 сотрудников. Благодаря данной норме у фискальных органов увеличились возможности по контролю за доходами физических лиц. По сведениям, которые поступают каждый квартал, проводят анализ по следующим формам отчетности 4-ФСС и РСВ-1. Теперь налоговые органы могут оперативнее выявлять определенные несоответствия в вышеназванных формах отчетности. В случае несоответствия налоговые органы на законных основаниях могут потребовать от налогоплательщика необходимые разъяснения. Если налоговые органы не получат в срок до 10 дней необходимые разъяснения, то они могут заблокировать расчетный счет налогоплательщика, в отношении которого есть сомнения по поводу добросовенности данного налогоплательщика.

Также для усиления контроля над налогоплательщиком ыло внесено предложение, чтобы страховые взносы собирала федеральная налоговая служба. В последнее время экономисты ведет спор о том, имеют ли или нет страховые взносы признаки налогов. Часто многие экономисты говорят, что социальные взносы имеют все признаки налогов. Андрей Макаров считает, что благодаря данной мере произойдет повышение эффективности проверок, а бизнесу поможет избавиться от слишком высокого уровняадминистративного давления. Согласно мнению, разделяемого всеми участниками комитета Госдумы по бюджету иналогам, проверки, которые проводит ПФР, не могут окупить расходы, которые тратятся на их проведение. Согласно мнению Макатова, взносы собираемые ПФР, И НДФЛ, который администрирует ФНС имеют одну и ту же базу для начисления (зарплату работников), поэтом является целесообразным дать поручение налоговым инспекторам проводить проверку страховых взносов. По мнению Макарова: средняя эффективность одной проверки ПФР составляет всего – 28 тысяч рублей, а такая же проверка проводимая ФНС - составляет больше 1 миллиона рублей.

Для того, чтобы государство имело больше данных о налогоплательщиков, было внесено предложение дать возможность самозанятым гражданам сделать уведомление налогового органа о своей профессиональной деятельности и получить налоговые каникулы сроком до 3 лет. Эта мера позволит самозанятым выйти из тени и перестать боятся, что их привлекут к ответственности за незаконную предпринимательску деятельность. Очень часто самозанятые люди сталкивались с такой проблемой: им предлагали зарегистрироваться заплатив определенную сумму денег, то есть им не оставалось другого выхода, кромы как уйти в тень, теперь новая мера решит данную проблему и самозанятые избавятся от уплаты ненужных поборов и взяток. Многие эксперты считают, что новая мера повысит уровень доверия налогоплательщика государства, а следовательно увеличатся доходы в бюджет.

В последнее время все-больше стоял вопрос о том нужно ли нам прогрессивное налогообложение или нет. Политики считают, что нам необходимо повысить возраст выхода налогоплательщика на пенсию, если этого не сделать, то придется существенно повысить налоговую нагрузку на население.

По мнению Алексея Кудрина необходимо повысить возраст выходя на пенсию и провести реструктуризацию ряда других обязательств, которые стоят перед государством. Иначе, если этого не сделать, то через несколько лет остро встанет вопрос о увеличении поддержки существующей пенсионной системы на 1 % от ВВП, что нанесет достаточно сильный удар по бизнесу в стране. Экс министр говорил, что государство и так уменьшило расходы на здравоохранение образование, что расходы больше не с чего снимать. Алексей Кудрин считает, что образование, здравоохранение – это человеческий капитал, развитие которого необходимо для обеспечения конкурентоспособности нашей страны. Как утверждает экс-министр, пенсионеры только выиграют от повышения пенсионного возраста. По мнению Кудрина в современных условиях государство должно концентрировать ресурсы на выплату пенсий.

Президент дал обещание, что налоговая нагрузка не будет повышаться. То есть налоги повышаться не будут, а про то, что не будут повышаться страховые взносы таких обещаний никто не давал. Страховые взносы по мнению экономистов не имеют признаков налоговых платежей. Митруд предложил увеличить размер ставки страхового взноса в ПФР с годового заработка, который превышает уровень 796 000 рублей, и производит повышение ставки на 2% каждый год до наступления 2021 года. Если это предложение бужет одобрено, то государство сможет индексировать пенсии, но нагрузка на работодателей, к сожалению, вырастет. Предлагается производить постепенное увеличение размеров уплачиваемых взносов за работников являющихся самыми «дорогими». Вот так предлагается осуществлять увеличение взносов с уровня 10% в 2016 году до 20% 2021. Данная мера повысит нагрузку на работодателей в 2017 году на 1 тысячу рублей в месяй с каждой уплаченной заработной платы, размером в 100 тысяч рублей.

С начала 2016 года на 25 % повысили лимит на вычеты за ребенка с 280 тысяч рублей до 350 тысяч рублей. Теперь повысили налоговый вычет на ребенка инвалида, но стоит отметить, что величина самого вычета зависит от статуса над ребенком того, кто его обеспечивает. Тот, кто является родителем, женой или мужем родителяможет получить 12 тысяч рублей, а тот кто является приемным родитем, опекуном а также женой или мужем приемного родителя могут получить 6 тысяч рублей. Раньше согласно налоговому кодексу налоговый вычет был значительно меньше и равнялся 3 тысячам рублей.

Теперь организации должны отчитываться за своих подчиненных, которые работают в обособленном подразделении, по месту учета налогоплательщика. У организации есть право встать на учет по месту где находится одно из числа обособленных подразделений. Выбрать место по которому организация встанет на учет организация определяет самостоятельно.

Теперь ндфл необходимо перечислять не позднее той даты, которая следует за днем, когда были выплачены доходы. Раньше по налогу на доходу физических лиц, компетентные органы придерживались мнения, что налог должен быть перечислен не позднее того дня, когда организация получала деньги в банке для выплаты доходов лицам, являющимся плательщиками НДФЛ.

Теперь работодатель сам должен предоставлять социальные вычеты вычеты на затраты по лечению и обучению в случае если сотрудник заявил в письменной форме о своем желании получать данные вычеты. При этом работодатель также должен получит от сотрудника уведомление, которое дает налоговый орган. В данном уведомдениt налоговый орган подтверждает тот факт, что налогоплательщик имеет право получать данные социальные вычеты.

Если работодатель не может удержать НДФЛ, в качестве примера, мы можем рассмотреть доход который получил работник в натуральной форме, соответственно денежных выплат нет, в таком случае физическое лицо должно позаботиться о самостоятельной выплате налога до 1 декабря. Этот момент, предусмотренный по новым правилам, будет действовать в 2016 году. А вот по тому доходу, который не смог исчислить работодатель по итогам 2015 года, работник должен уплатить по старым правилам до 15 июля 2016 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: