Семинарские (практические) занятия




На занятия, которые проводятся в масштабе группы выносятся проблемы, имеющие важное значение в изучении дисциплины. Они проводятся в форме тематического семинара, семинара-конференции, семинара-симпозиума, дискуссии, ролевой игры. В ходе проведения данных занятий осуществляется контроль знаний студентов, привитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Самые общие, распространенные правила подготовки к семинару требуют от студента:

· изучить рекомендованные источники, проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

· сделать краткие выписки, необходимые для участия в обсуждении проблем семинара;

· продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия (составить план выступления) при этом стремиться изучаемые явления рассматривать в процессе их развития, в динамике, выясняя их причинно-следственные связи;

· быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие (подготовить аргументы, доказательства той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него);

· при необходимости (в зависимости от плана семинарского занятия) следует подготовить информационное сообщение, доклад, реферат, презентацию.

Работа в ходе проведения семинара строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. Порядок выступлений в ходе семинара выстраивается в зависимости от логики, содержания обсуждаемой темы. На занятии любой волен выступить и высказаться по вопросам семинара. Тем не менее, следует придерживаться определенных правил. Необходимо учиться выслушивать собеседников, даже если их точка зрения вам совсем не нравится, четко формулировать вопросы по существу рассматриваемой проблемы. Следует ясно, доходчиво излагать свою мысль, корректно отстаивать свою позицию по спорным вопросам. Для аргументации своего видения вопросов семинарского занятия студенты могут использовать технические средства обучения посредством представления заранее подготовленной презентации, кинофрагментов, фотодокументов и т.д. Для выстраивания таблиц, диаграмм, схем может использоваться классная доска. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.

Согласно плану проведения, того или иного семинарского занятия заслушивается информационное сообщение на заданную тему. Темы сообщений указаны в плане занятия. Время, отводимое на информационные сообщения, доклады, рефераты оговаривается преподавателем накануне занятия в зависимости от объема выносимых на обсуждение вопросов.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать семинарские занятия для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на уровне высшего профессионального образования, каждый студент должен знать особенности каждой из форм, учитывать данную специфику при подготовке к занятиям в масштабе группы.

Тематический семинар включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов семинара, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть. Семинар может включать устное решение ситуационных задач и проведение письменных или устных опросов (тестирование). Студенты, выступающие с реферативными сообщениями или докладами, назначаются преподавателем на занятии, предшествующем семинару.

Cеминар-конференция. Такой семинар является одной из разновидностей семинара-обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучающихся (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и более грамотно формулируются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи на самостоятельную работу.

Cеминар-обсуждение письменных рефератов. На таком занятии на обсуждение выносятся, как правило, один-два письменных реферата. Желательно, чтобы все студенты учебной группы либо специально выделенные оппоненты познакомились заранее с рефератом, автор которого в течение 10-13 мин. излагает основное его содержание. После ответа на вопросы и выступлений оппонентов, развертывается дискуссия по проблемам, поднятым в работе. В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата, методику его изложения, а также выступления оппонентов и всех участников семинара.

Семинар-практикум преследует цель применить теоретические знания на практике. На семинарах-практикумах студенты обсуждают проблемные вопросы, находят решения практических ситуаций, приобретают умения и навыки практических действий в чрезвычайных ситуациях, в экстремальных условиях и условиях военной службы. Правильность же этих действий и решений оценивают преподаватель и студенты-сокурсники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: