Методические указания по работе с литературой




Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой. Это - основной метод самостоятельного овладения знаниями. При этом следует отметить, что изучение литературы - процесс сложный, который требует от обучаемого определенных навыков. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом. Поэтому с первого курса каждому студенту необходимо овладеть навыками работы с книгой. Умение работать с книгой складывается:

а) из умения быстро найти требуемый источник информации (книгу, журнал, справочник), а в нем - нужные материалы;

б) из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения. Для поиска научной литературы следует использовать:

− предметные и систематические каталоги библиотек;

− различные библиографические указатели. Например, «Новая литература по гуманитарным наукам», «Летопись журнальных статей» и т.д.

− указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год;

− электронные библиотечные системы Znanium.com, BOOK.ru, ЮРАЙТ и др.

Всю литературу, которую рекомендовано использовать разделяют на основную (рекомендуемую) литературу и дополнительную или литературу для углубленного изучения дисциплины.

Подготовку к любому семинарскому занятию рекомендуется начинать с учебника, поскольку учебник – это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными рабочей программой и требованиями дидактики. В рабочей программе по изучаемой дисциплине студентам предлагается обширный список рекомендованной дополнительной литературы. Он не является обязательным. Выбирается самостоятельно то издание, которое кажется оптимальным, интересным и доступным. Конечно, в предложенном списке представлена не вся литература по вопросам практических занятий. Следует учитывать, что самостоятельная работа предполагает и самостоятельный поиск литературы.

При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала[1].

Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе.

Выборочное – имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке проблемных, экзаменационных вопросов и заданий.

Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации.

Есть несколько приемов изучающего чтения:

Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; выходные данные (место, год издания, издательство и т.д.); основное содержание (узловые, главные идеи и положения); фактографические данные (факты, события и т.п.); новизна материла, спорные моменты, критика (материал, не совпадающий с убеждениями и знаниями читателя, альтернативность), возможность использования изучаемого материала на практике – в учебе и жизни.

Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

− медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;

− выделить ключевые слова в тексте;

− постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

Помимо перечисленных, существуют и иные приемы: реферирования, комментирования и др.

Работая с книгой, следует обращать внимание на список литературы, на который ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы.

В успешном решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в изучении дисциплины, в том числе и при подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Они могут носить следующий характер:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования исторических фактов;

б) дословные выписки мыслей автора;

в) составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

г) составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

д) написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

При составлении конспекта следует не увлекаться сплошным переписыванием текста статьи, параграфа монографии и т.д. При этом надо стремиться к тому, чтобы запись была краткой, лаконичной, преимущественно своими словами. Собственный метод конспектирования складывается годами напряженного труда, по мере накопления опыта. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский[2].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: