Спецназ «Мохеровые береты»




 

У бабы Тони абитуриенты занимаются, «мальчик» Андрюша и «девочка» Яночка, та, которая дома бахилы надевает поверх сапог. Бабушка сперва ничего понять не может, потому что Полина рассказывает и плачет, вперемешку. Баб-Тоня сперва решила, что надо Димку спасать, что он с дерева слезть не может. Абитуриенты говорят, что они справятся, и бегут вместе с Полиной. Яночка так в бахилах и выбежала. У нее с собой была брызгалка черная. Это как духи, но с газом. Андрюша телефон схватил, чтобы все на камеру заснять.

Они быстро бегают, но Полина все равно впереди. Как в сказке, где главный герой всех победит обязательно. Хотя Полина не очень верит, что она — главный герой. Герои так сильно не боятся.

Димка видит их и сразу прыгает с березы в остатки снега. Фонтан поднял — как поливальная машина. Яночка визжит, а Андрюша спрашивает:

— Ну и че случилось-то вообще?

— Он вон туда побежал! — Димка показывает на подъезд, где домоуправление: — Рванули за ним все вместе, быстро! А то он улики смоет!

А потом начинает командовать, чтобы на мобильник сняли крошки ядовитые, как они поверх хлеба лежат и в собачьих мисках. Абитуриенты не понимают, в чем дело, и Димка начал про дог-хантеров объяснять. А Полина, оказывается, так боялась, что злодейский дворник успеет Димку отравить, что снова заплакала!

Баба Тоня из дома почему-то примчалась с Бесовым поводком, на котором ошейник с шипами. Бежала и размахивала им, как ковбой — своим лассо. Прибежала, Димку отряхнула и говорит:

— Ерунды не городите! Он уже лет пять у нас во дворе живет! И никого не убил пока что!

— Он на негодяя похож. Черный и с бородой! У нас таких нету! — поясняет Димка.

— Сейчас разберемся, — обещает баба Тоня и наклоняется над мисками для бездомных собак, берет одну ядовитую крупинку прямо пальцами. Нюхает ее, а потом как засмеется:

— Пшенку никогда не видели? Я из нее кашу вам варю! Человек решил птиц покормить, а вы его в злодеи!

— Но ведь кто-то же травит собак? — говорит Яночка и убирает в карман баллончик.

— Блин, ну дети нынче рисковые… — Андрюша отключает камеру на телефоне.

— Ладно, ребятки, давайте-ка домой! Там логарифмы такие роскошные вас ждут, просто пальчики оближешь!

— Баб-Тонь, ты на меня сердишься? Мы его правда хотели поймать и в тюрьму посадить. Ты извини нас, ладно?

— Да черт бы с вами со всеми! Лучше уже перестраховаться… А то будет, как с Бесом, — и бабь-Тоня перекрестилась: — Есть же уроды на белом свете. Если бы мы вправду его поймали, я бы ему ноги бы повыдергивала! И Кира из шестого дома тоже!

— А вы так примчались классно, — говорит Димка. — И орали громче, чем сигнализация. Если бы я врагом был, я бы вам сразу сдался.

Понятное дело, что Димка не сдастся никому и никогда. Это он извиняется так.

— Да, бабуль! Ты взаправду крутая очень! — соглашается Полина.

— Прямо супервумен! — кивает Яночка.

Андрюша добавляет:

— Вы, Антонина Петровна, вообще чистый спецназ.

— Спецподразделение «Мохеровые береты»! — гордо улыбается баба Тоня и вынимает из волос золотистую заколку с фигуркой балерины. Она такая красивая, что немножко похожа на орден.

 

Полный тыр-дык

 

В апреле по вечерам так светло, что, когда лежишь на маминой постели и математику делаешь, люстру зажигать не надо. Все хорошо видно. На тетрадном листе — закорючки цифр. На доме — закорючки разных люстр и ламп, которые там зажглись. И кажется, что тетрадь и дом одинаковые. Потому что в них небо отражается.

— Вишня, ты чего в окно уставилась? Там правильный ответ написан? Решать будешь или спать на ходу?

Полина тянет тихонько «у-у-у». Чтобы было похоже на «угу» и «уже». Пусть мама сама решит, что Полина сказала. Хотя мама и за то, и за другое сердиться будет. Потому что она сегодня злая. Она пришла с очередного собеседования, сразу в постель легла, сказала, что злится, и что ее трогать нельзя. Не в монитор смотрела, а в потолок. Он сперва золотистый был, потом закатно-розовый, а теперь серый.

Вообще-то Полина бы тоже хотела так лежать и смотреть, между прочим. Но у нее уроков на завтра… Как Стаська говорит, «по самые гланды». Если бы Полина не во втором классе училась, а институт закончила, ей тоже можно было в потолок смотреть. И то хмыкать, то чертыхаться.

— Вот вырасту — тоже стану безработной, — загадывает Полина.

Мама сегодня к Полине в школу на родительское собрание не пошла. На нее из-за этого баба Тоня ругалась:

— Ты, Аньк, у нас теперь как Бродский. Уже тунеядствовать начала. Только Нобелевской премии чего-то не видно!

Мама на бабушку зашипела, как Нелька на маму раньше. А баб-Тоня губы накрасила, высокую прическу косынкой повязала и на собрание ушла. И вид у нее такой строгий был, ее не то, что Инга Сергеевна, а даже директор, наверное, должна бояться.

А Полина бабу Тоню не боится. Ей сейчас с мамой вдвоем страшнее оставаться, чем со школьной директоршей. Хоть бы папа скорее с работы пришел! Или Стаська со своих курсов. Потому что, когда мама в потолок смотрит и плачет — это хуже, если бы Полина просто оставалась в квартире одна.

В тетрадке уже совсем ничего не разберешь. А огни в соседнем доме, наоборот, стали яркими. В Москве начался вечер. А в Челябинске он почти заканчивается. Надо Димке позвонить, пока его спать не отправили! Когда Полина с Димкой разговаривает по скайпу, они как будто в одной комнате опять. И весенние каникулы не кончаются. Никогда.

— Мам, можно я твой ноут возьму? Ма-ма! Я тебя спрашиваю! Ноут! Можно?

Она не отвечает, не отвечает. А потом рявкает — даже эхо от потолка отлетело:

— Исчезни! Растворись!

Полина не поняла: это значит, что можно ноут взять, или наоборот? Полина решает, что можно. Тихонечко. Скайп гудит, потом пищит. Димки в Сети нету, он не откликается.

— Ты нарочно у меня над ухом воешь?

Полина отодвигается на край кровати, на свои тетради. Все-таки придется желание загадывать. Чтобы работа была, и чтобы мама тоже была. И еще, чтобы собак не травили. Потому что, уже когда Димка уехал, и каникулы кончились, кто-то вправду отраву разбросал по тем самым кустам во дворе. Бездомные собаки ее съели… Полина из школы шла, вместе со Стаськой и Жирафой, и от них все услышала. Они не хотели говорить, что собаки умерли, но Полина поняла. Жирафа рассказывала и плакала, а у Полины заплакать не получилось.

А сейчас она смогла. Будто у нее внутри кнопка такая, как в скайпе «вызов собеседника», для вызова слез. Ее сейчас нажали, и слезы льются из-за всего сразу. Из-за собак. Из-за того, что квартира пустая и серая. И что Димка трубку не берет — как будто его нету. Будто Полина его тоже выдумала.

Это такие слезы странные… Они только щеки щекочут, но от них икать ужасно хочется…

— Господи! Ты что? Вишня? — Мама вскакивает с кровати, спотыкается о Полинины тапки, включает люстру.

Она говорит, что надо выпрямиться, глубоко вдохнуть и поднять руки к потолку. Сама Полину за ладони хватает, тянет ее с покрывала, как репку с грядки. А потом просто обнимает. Опять называет Вишней и целует поверх слез. И говорит таким голосом, как в классе девчонки говорят, когда хотят помириться:

— Давай, показывай, что вам задали. Сейчас все добьем…

У Полины домашка осталась только по чтению: «Семейные поговорки». Надо записать в столбик выражения, которые у них дома чаще всего говорят. В тетрадке одно слово есть — «уже». В смысле «уже делаю». Еще, наверное, можно написать «ребенок». Их так папа называет, «ребенок Неля» или «ребенок Полина» (А Стаську всегда только Стасом).

Мама смотрит в тетрадку и вдруг говорит непонятое:

— Тыр-дык!

— Чего? — на всякий случай хмурится Полина. Вдруг это ругательное слово?

Но мама повторяет:

— Вишня, я вспомнила! Так и пиши. Тыр-дык! Я сейчас объясню.

Это, оказывается, в мамином детстве… Мама тогда не как Полина была, а как Нелька. А баб-Тоня — как мама сейчас. И она работала в школе математичкой, там у нее был один ученик, как его звали, мама не помнит. Баб-Тоня его к доске вызвала, теорему отвечать. Он все правильно ответил, а в конце вдруг сказал: «что и тырдык». Никто в классе ничего не понял, и баб-Тоня тоже, хотя она учительница. А мальчик сказал, что так в учебнике написано. Открыл его на нужной странице, а там…

Мама взяла свой органайзер и написала крупно: «что и тр. дк.».

— Это сокращение такое. Читается: «что и требовалось доказать». А мальчик не понял.

— Ну и чего? — отвечает скучным голосом Полина. Может, это вправду смешная история. Но ей до сих пор обидно. — Мне семейные поговорки нужны.

— У нас дома эта поговорка и была. Если что-то случалось, мы говорили. «Полный тыр-дык». «Безоговорочный». И я так говорила, и мама с папой, и Жанка…

— Ну и чего? — повторяет Полина. Она еще никогда в жизни так с мамой не разговаривала. Мама сейчас на себя не похожа, а Полина — на себя. Как будто в ней еще одну кнопку нажали, ту, которая за вредность отвечает:

— Во-первых, это не настоящее слово. Значит, его нельзя! А во-вторых, надо, чтобы сейчас говорили, а не когда-то давно, когда меня еще не было. Вот!

Если бы Полина была мамой, она от такого тона точно заплакала бы. А мама надевает папину куртку и уходит на балкон курить. Молча. Была одна обида, а стало две. Это как две двойки в один день, только хуже. Вот бы можно было время назад отмотать? Непонятно, докуда именно? Лучше всего — обратно до весенних каникул…

 

Страна Розетта

 

Димка рассказывал, что у него мама строгая и спать его загоняет ровно в десять. Он еще позавидовал: «У тебя мама добрая такая. Все тебе разрешает и не воспитывает». Зато, наверное, Димкина мама никогда не говорит ему «растворись».

— Я тебя очень люблю.

Это мама пришла мириться. Объяснять, что ей без работы плохо. Мама думала, что она важными вещами занимается, и что никто другой за нее эти вещи хорошо не сделает. Но маму уволили, а ее проект остался у других. Это как любимую игрушку отняли. Даже не игрушку, а сказку.

Дальше можно не объяснять. Про сказку Полина лучше всех поймет. Ну сказала бы мама сразу, а? Полина бы не вредничала.

От мамы сигаретами пахнет и той мазюкалкой из ванной, которой тушь смывают. И еще чем-то, совсем маминым.

— Вишня, давай блинчиков нажарим?

— Только, чтобы с медом.

— Знаешь, нам с Жанкой акварель купили однажды. На коробке было написано «медовая». Мы решили, что она со вкусом меда. Лизнули! А там обычная краска. Даже не сладкая.

— Мам, а может, вы ее просто не распробовали? В первый раз многие вещи невкусными кажутся. А потом ничего, привыкаешь, — ободряет ее Полина. Хотя твердо знает, что никогда не полюбит овощное рагу, даже если его сто тысяч раз будет пробовать.

— Может, и не распробовали. Может, и привыкну, — и мама идет к холодильнику, вынимать молоко и масло.

Тетрадка по чтению валяется там, где Полина ее бросила. Ручка тоже валяется. Совсем рядом. Можно написать слово «Тыр-дык» и сунуть домашку в рюкзак.

— Мам, я тебе могу свою акварель одолжить. Ты ее лизни, если захочешь. Только я не уверена, что она медовая… Или тебе неинтересно, раз ты одна?

Мама с кухни отвечает что-то непонятное. Неразборчивое. На «у». То ли «угу». То ли «уже». А Димка не отвечает.

— Мам, а у нас с Димкой игра есть на двоих…

Мама внимательно слушает. Даже когда ей на мобильник звонили, она на номер посмотрела и не стала вызов принимать. Дальше про игру слушала.

— Скажи, мы здорово придумали? Тебе очень понравилось?

— Да. У нас с Жанкой тоже была игра на двоих. В розеттский камень. Мы ее всю жизнь помнили, даже когда Нелька и Стас родились. А потом Жанна разбилась — и все. Я думала, что про игру не вспомню никогда.

— А что это за камень? Как «ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода?»

— Нет, настоящий камень. Его нашли в Египте двести лет назад. Пока камень не нашли, ученые не мог расшифровать египетские иероглифы. Они их не знали. А древнегреческий ученые знали. И смогли перевести надпись на камне. И выучили язык фараонов.

— А как вы в камень играли?

— Мы решили, что у нас будет своя страна. Розетта. Мы письма друг другу писали. Тоже иероглифами. Придумали шифр и пользовались им. Даже когда выросли. А теперь только я одна знаю. За нас двоих.

— А давай ты мне этот шифр расскажешь, и я с тобой в него играть буду?

Мама вздыхает. Так сильно, что Полина сразу поняла: сейчас скажет «нет».

— Вишня, я не могу. Мы пополам создавали страну. Мне одной в нее играть нечестно.

— Я только хотела, чтобы ваша страна осталась, — Полина отворачивается к кухонному окну. Оно сейчас все затуманенное, в нем соседний дом не виден. Зато Полина хорошо отражается и мама с кастрюлькой в руках. И еще как от сковородки вверх дым идет, там следующий блинчик подгорает. — Я все придумала! Давай ты напишешь, как вы играли. Как ты в блог про нас пишешь. Только про себя и про Жанку.

— Вишня, я же никогда такие вещи не писала.

— Ты же за мной сказки записывала? Ну и сейчас запиши. Ты представь, что ты мне это рассказываешь, только буквами. Это не страшно, мам! Я уже пробовала!

Димка все-таки в скайпе появился, уже совсем поздно. Оказывается, у них сегодня весь день Интернета не было. И еще электричества и тепла в батареях, но это фигня и даже здорово, потому что уроки можно не делать. А сейчас все включили. И мама ему разрешила Полине позвонить, потому что он обещал. Тут на экране кусочек Димкиной мамы появился, и она привет передала.

И они вчетвером разговаривать начали, будто снова на кухне вместе сидят. Оказывается, у Димки сегодня на ужин тоже блинчики. Димкина мама предложила, чтобы Полина к ним на каникулы приехала. Полинина мама согласилась. Сказала, что если Димкиной маме одна невестка не понравится, она всегда готова обменять на другую. Вообще, это обидная шутка, но сегодня смешная. Потому что Полина знает, что мама ее любит. И потому что Полина — не невестка, а эта… Яичница… Подсвечница… Как их тогда Ленка Песочникова обзывала? Может, Димка помнит?

Но Димка про другое запомнил:

— Польк, а помнишь, как мать твоей этой подружки от страха зассала!? Когда мы сказали, что знаем, кто собак убил?

— Ты ж на дереве сидел! Я с ней одна разговаривала!

— Мне же все слышно было! Я в засаде был по-настоящему! — гордо говорит Димка. И улыбается. Видно, что у него на месте одного выпавшего зуба уже новый растет. Зато вместо другого — новая дырка.

— Вишня, вы вообще о ком?

— О Ленкиной маме… — Полина опять не помнит, как ее зовут.

— О той тетке психанутой! — поясняет Димка.

Его мама сперва заругалась, что Димка ругается. А потом заинтересовалась. И Полинина мама тоже начинает задавать всякие вопросы. Таким голосом, которым раньше с коллегой Витечкой разговаривала. А потом мама еще папе звонит и спрашивает, когда он, наконец, на машину видеорегистратор поставит. А потом отправляет Полину спать и говорит, что, раз она пока безработная, то надо пользоваться моментом. Мама печатает текст про страну Розетту и одну мелодию немножко бурчит. Торжественную такую, как про прощание славянки. Но повеселее. Из мюзикла.

Полина засыпает и думает о том, во что она с Димкой летом играть будет.

 

Детективные улики

 

— Кто бы мог подумать! — качает головой бабушка. От ее заколки отпрыгивает солнечный зайчик и приземляется на дверцу кухонного шкафа: — Ну как она могла? У нас же девочки в одной песочнице росли! Совсем как вы с Жанкой, Ань! И ведь такая женщина приличная, по образованию фармацевт.

— Заметно, что фармацевт. — Стас морщится, будто чаем горячим обжегся. — Она в препаратах рубит по полной. Ей дозу рассчитать — как два пальца об асфальт.

Баба Тоня хочет сделать Стаське замечание, но мама перебивает:

— Славка подтвердил, анализ точный! — Мама сейчас говорила, как женщина-следователь в ее любимом сериале про убийства. — Знать бы еще, чем ей эти собаки не угодили?

— А точно она-то, Ань? Может, вы ошиблись? Мне все как-то не верится.

— Стаська, запусти ролик еще раз, пусть бабушка посмотрит. — Мама со Стасом тоже по-следовательски разговаривала. Будто он не старшеклассник, а оперативник на задании. И он себя тоже так вел. По-детективному. Потому что у них уже была настоящая засада, и нашлись настоящие улики.

Зашумели динамики на Стаськином клевом ноутбуке. На экране появилось изображение их двора: кусок стадиона и куст, где у птиц и бездомных собак столовая. Съемку делали с видеорегистратора на папиной машине. Папа его специально две ночи подряд оставлял включенным. В первый раз зря. А во второй нет.

Стаська проматывал изображение — до тех пор, пока у стадиона фигура не появилась. Полина эту запись уже смотрела, она знает. Сперва по тропинке должен дядька с пивом пройти, потом женщина с мобильником. А вот потом… Еще одна женщина, она руки в карманах пальто держит. И у нее в этом пальто пакетик с фаршем. А в фарше — отрава. Яд для бездомных собак. А сама женщина — дог-хантер.

Полина раньше думала, что собачьи убийцы — это такие монстры и зомби. А это люди. Обычные. Даже знакомые. Это мама Ленки Песочниковой. Сейчас будет видно, как она раскидывает отраву под кустами. Она ни от кого не прячется, ни озирается и даже темные очки не носит. Она кусочки фарша с ядом бросила на газоне — как конфетные фантики — и пошла обратно.

Камера это все засняла. А Лысик, который в машине прятался, вылез и фарш подобрал. Положил его в банку, как вещдок детективный, и передал папе. Папа отнес банку на работу, попросил знакомого в лаборатории проверить. И ругался на Макса, что он с ядом без перчаток работает. Ленкина мама и то перчатки надевала, хотя она преступница.

Полина — как и баба Тоня — верить в это не хочет. Может, это совсем чужая женщина (а регистратор неисправен). Просто у нее пальто, как у Ленкиной матери, и она живет в том же подъезде, где Песочниковы (а Катя-Жирафа за ней плохо кралась и неправильно подъезд запомнила). А фарш сам испортился!

А может, это случайно так вышло. Это такая данетка: мама Ленки решила покормить собак и купила для них фарш. По дороге она зашла в аптеку и купила лекарство. Пузырек с лекарством треснул, оно вытекло на фарш, и тот стал отравленным. Вот и ответ! И никто не виноват, а собак от фарша спасли Стас, Жирафа и Лысик.

— Вишня, не выдумывай сказок! — хмурится мама. — Тут дело судом пахнет.

— Ленкину маму в тюрьму теперь посадят? — шепотом спрашивает Полина.

— Черта с два! — Мама качает головой: — Тебе сказать, куда меня в полиции послали?

— Лесом. — Полина не любит, когда мама говорит неправильные слова.

— И лесом, и полем… В прокуратуру, может, написать?

— Ань, не горячись! — тоже хмурится баба Тоня: — Может, с ней по-хорошему поговорить, душевно? Все-таки не чужой человек. Может, у нее ум за разум зашел, надо разобраться.

— Да? Ну попробуй! — фыркает мама. — А мы посидим, послушаем. Только я звук на комнату пущу. Стас, диктофон!

— Уже, — говорит Стас и сперва лезет в холодильник за колбасой.

Баба Тоня набирает номер. Она сначала тихо говорит… А потом спрашивает «Тут такое дело. Мы вчера ночью видели, как вы по двору собачью отраву разбрасываете. Это вы зачем?». И Стас по маминой команде регулирует звук на базе.

— А нечего бегать, заразу разносить! Я в санэпид звонила, чтобы их перестреляли всех. Так они волынку тянут, пришлось самой…

— Зачем? — спрашивает баба Тоня своим абитуриентским голосом.

— А они зачем? Одна такая тварь моего ребенка напугала! Я, думаете, это просто так оставлю?

— Я думала, вы приличная женщина! — строго говорит баба Тоня. — А вы вообще не человек! Сами вы…

— Да у вас там целая сумасшедшая семейка! Ваша соплячка меня уже грозилась машиной задавить! Нарожали, как кошки, а за детьми не следят! По вам соцопека плачет!

— А по вам Гринпис! — Баба Тоня хочет разговор закончить, но тыкает не в ту кнопку.

Голос Ленкиной мамы прячется в трубку, Полине не слышно ничего. Она и не помнит, что такое страшное Ленкиной маме пообещала. Но она бы и сейчас тоже так сказала.

— Ну ладно! — Полинина мама хлопает ладонью по столу: — Не хотите по-хорошему, убираем вазелин. Я тысячник, или покурить вышла? Сейчас накатаю текст в блогах, устрою большой бемс! Поднимем его в топе и выйдем на СМИ.

— Мы продублируем, не вопрос! — Стас снова перематывает запись с регистратора. Уже на то место, где они отраву собрали. Там Стас с Лысиком просто перед камерой дурачатся. Играют, что Стас типа террорист, и Макс его разоружает мордой об капот. — Мам, пиши скорей, я Катьке с Дашкой ссылки кину, Катька — всей школе, а Дашка — всей конюшне.

— Ма, — вспоминает Полина, — а мне тоже надо на твой пост ссылаться?

Мама смотрит на клавиатуру внимательно, будто там вместо привычных значков шифр. Как из игры про розетский камень, о которой мама сегодня продолжение написала. — Чем больше перепостов, тем популярнее новость. Понимаешь?

— Понимаю, — вздыхает Полина. — А я с Ленкой в блогах дружу. И в жизни тоже.

Мама молчит. И Стас молчит. Только на его ноуте всякие звуки от видеозаписи слышно.

— Разное в жизни бывает, — говорит вдруг баба Тоня и поворачивается к плите. Зайчик от ее заколки больше никуда не прыгает. Он вообще исчез.

 

Стрелочка «назад»

 

Окошко для новой записи в мамин блог распахнулось на половину экрана. Можно прочесть заголовок со словом «смерть», длинную строчку кода для вставки фоток и начало маминого текста.

«В нашем дворе живет дог-хантерша. Вот, посмотрите на снимке, какое милое лицо. Эта женщина убивает собак…»

Это пока только черные буквы на белом фоне. Пост еще не отправили. Можно нажать на кнопку со стрелочкой, и буквы исчезнут. Вот бы еще так можно было сделать со словами, которые вслух говоришь, и с разными поступками.

Если бы была такая стрелочка — для Полининой жизни, то она бы обязательно нажала. И стерла бы дружбу с Ленкой Песочниковой. Или у самой Ленки стерла бы ее маму. Ну, или хотя бы всякие мысли и дела Ленкиной мамы.

Полина касается указательным пальцем «стрелочки». Но не нажимает. Может, мама все-таки передумает такое писать? Надо сейчас заклинание подобрать побыстрее. Полина же не для себя волшебства хочет, а для Ленки и для собак. Надо пожелать, чтобы мама согласилась пост не писать, и чтобы собаки не гибли, и чтобы Ленкина мама… Трудно делать чудеса так, чтобы всем от этого хорошо было.

У мамы телефон звонит, а она курит на лестнице. Придется ей туда трубку нести. А там на экране надпись — «папа». У папы дежурство сегодня, он роды принимает.

— Привет, а мама курит! Папа, ты чего звонишь?

— Не узнала меня? Ну, богатым быть, спасибо тебе, внученька! — Говорит дедушка Толя. Он сейчас из санатория звонит, а шум в трубке такой, будто дед до сих пор лежит в больнице.

Точно, ведь дед Толя — мамин папа! Мама его слушаться должна!

— У меня к тебе есть одно дело! Очень важное! Ты можешь маму перевоспитать?

— А что так? — У дедушки голос гудит, как эхо в арке дома. Это роуминг. Дедушкин санаторий далеко, под Кисловодском.

— Мне одно чудо сделать надо, а я не умею! — Полина старается говорить побыстрее, потому что мама вот-вот докурит! Хорошо, что дедушка все сразу понял.

— Дед, так честно, но не честно. Пусть мама что-нибудь другое придумает! Скажи ей!

— Скажу! — говорит дед Толя. — Зови сюда маму!

Полина маме трубку сунула, а сама забыла у дедушки спросить, когда он домой вернется!

Мама долго говорит в трубку «угу» и «ага». Сперва злым голосом, потом виноватым. Полина ничего понять не может, но ходит за мамой, ей так спокойнее. А потом замечает свое отражение в зеркале. Родинка, кажется, даже еще вишневее стала. Это потому, что желания больше не исполняются. Может, это вообще всегда были просто совпадения. Если бы Полина вправду умела делать чудеса, то собаки бы не погибли.

— Да, пап, я поняла. Нет, не бойкот. Пап, я обещаю — так делать не буду. Ну придумаю что-то другое, хорошо. Не знаю что, но придумаю!

У мамы в руках сигаретная пачка, она вытаскивает оттуда фольгу. Серебристо-зеленую. Складывает колечком. И, разговаривает, это колечко надевает себе на палец. А колечко распрямляется в полоску. В зеленую ленточку. Как та, что дали Полине на митинге.

Та ленточка на школьном рюкзаке болтается, Полина к ней привыкла и поэтому ее как будто не замечала. И никак не могла о главном догадаться!

— Ты прав, пап. Но ведь надо же что-то делать! Она же так и будет их травить!

— Мама, я знаю, что надо!

 

Для чего нужна родинка

 

Они готовятся к этому митингу, как к Нелькиной свадьбе. Мама опять пишет большой список по пунктам и вешает его на дверь холодильника. И все понемногу свои пункты оттуда вычеркивают, а мама добавляет новые и все время всех хвалит. У нее голос стал настоящий, как раньше, когда ей по работе звонили. И она улыбается, а когда есть свободное время, то играет с Полиной в слова.

Они все очень здорово придумали. И всего за три дня. Папа на работе распечатывает много листовок, а потом они все (и Стас, и Полина, и баба Тоня, и Стасовы одноклассники) их расклеивают у подъездов и раскидывают по почтовым ящикам. Там написано, что в воскресенье на стадионе митинг будет про отравление собак. С представителями управы, полиции и с журналистами. Пусть все, кто может, приходят. И своих собак с собой берут.

Мама в конце листовки свой телефон оставила, и ей теперь все время звонили. То соседи, то журналисты, то френды — они тоже хотели прийти. А Полина боялась, что вдруг мама Ленки Песочниковой позвонит. Или сама Ленка во дворе встретится. Все-таки хорошо, что они с Ленкой теперь в разных школах. Полина не знает, как с ней разговаривать.

Они сидят на кухне, и Стас маме объясняет, что надо на митинге обязательно ящик для пожертвований сделать, для их приюта. А папа в этот момент разговаривает с каким-то дядькой из префектуры. А потом баба Тоня всем котлеты разложила и говорит:

— Пускай Полинка там свои стихи про собаку прочтет. Зря, что ли, их писала?

У Полины сразу в животе что-то заурчало — как котлета на сковородке. В ней страх с радостью так смешиваются, что ее даже тошнить начинает. И у мамы голос сразу меняется с рабочего на домашний, она Полине начинает объяснять, что все будет хорошо, и что к ним на стадион мамины френды придут, они про Полину давно знают, и стихи уже хвалили, и вообще мама ею гордится.

А папа просто говорит, что Полина справится. И что она не для себя это делать будет, а для собак. Так что нечего отказываться.

У бабы Тони котлеты с одного бока подгорели, а она не замечает: вписывает в висящий на холодильнике лист еще один пункт — про стихи. Говорит, что научит Полину читать с выражением. И пусть Стаська отладит микрофон. И не спит над тарелкой.

На стадионе шумно, торжественно и бестолково. Как на школьном дворе первого сентября, только вместо букетов у многих в руках плакаты. Про собак и про людей. И даже про полицию: она тоже сюда приехала — целой машиной. Главный полицейский к папе подошел, потому что официально считается, что это папин митинг. Хотя тут больше мамины знакомые. Они к маме подходят здороваться, говорят, как кого зовут.

— Сизоненко!

— Позвольте представиться, я — Марципановый король.

— Светлана Ивановна, из первого подъезда!

— Наргиз. Но можно — Надя.

Мама всем обязательно рассказывает, что это все придумала ее дочь Полина. Хорошо еще, что сюда свои родственники тоже пришли, можно к ним убежать. Нелька приехала с огромным пузом, а Макс с ноутом, чтобы Димка через скайп видел, что тут происходит! А Стас пришел с Дашей и Катей-Жирафой. Это они с ним пришли, потому что между собой подружились. Баба Тоня держит Беса на поводке, а другой рукой телефон к уху прижимает и рассказывает дедушке Толе про то, что тут делается: он в поезде сейчас, из санатория возвращается. Дед Полине сказал, что мысленно с ней. И получается, что на стадионе сейчас на одного человека больше.

А еще к ним домой рано утром приехал незнакомый дядька с тортом (и всякими бутылками). Оказалось, что это — мамин бывший начальник Витечка. Полина всегда думала, что если его зовут так ласково, то он должен быть самым младшим в классе. В смысле, в офисе. А Витечка огроменный, у него плащ на пододеяльник похож. И ботинки размером с батон каждый. Витечка как вошел, так весь коридор собой занял. А вот голос у него и вправду писклявый, как у мультяшки. И очень добрый.

Витечка без собаки был, но с предложением. Он так и сказал: «Аня, я хочу сделать тебе предложение». И начал прямо в коридоре рассказывать, как мама может над проектами работать и в офис не приезжать. Мама очень обрадовалась и сказала Витечке «да». И они всю дорогу до стадиона разные рабочие вопросы обсуждали. А потом на них налетела теть-Кирина собака Астра. Там поводок был сильно натянут, и тетя Кира немного об этого Витечку стукнулась. И они начали смеяться.

Тетя Кира вправду на клоуна похожа. Не потому, что у нее улыбка в помаде и до ушей, а потому что имя не настоящее. Ведь Кира — это Кирилл. Это имя для мальчика. А она — девочка. В смысле — женщина. Но и девочка немножко тоже. Как артист в цирке.

Вообще, все взрослые, кто сейчас на стадион пришел, толкаются и шумят, как их второй «А» на перемене. И по трибунам бегают. И на стадионном заборе сидят. Инга Сергеевна им замечания не делает. Потому что она сюда пришла не как учитель, а чтобы защищать!

Полина не поверила, когда Ингу Сергеевну здесь увидела. Оказывается, у нее тоже есть собака. Огроменная такая. Московская сторожевая. Зовут Бася. И этот Бася весит, как десять Бесов сразу! А еще Инга Сергеевна, оказывается, в их дворе живет. В доме, где магазин «Запчасти».

Полина хотела Инге Сергеевне на ухо шепотом свое стихотворение рассказать, чтобы та проверила, правильно или нет. Но на стадионе сразу одноклассники нашлись. Вазгенчик с папой. Максим с бабушкой. Эдька с собакой. Обе Настьки. Огнева с мамой пришла, а у Кузьмичевой на куртке сидит настоящая крыса, живая. Ее тоже надо защищать. Все крысу боятся, а Полина — нет. Крыса тоже никого не боится, даже собак. С ней можно играть и гладить ее по нежному розовому хвосту.

Мама, папа, Стас, полицейский и дядька из управы залезают на стадионную скамейку. Мама вытягивает шею и говорит в микрофон:

— Полина! Если кто-нибудь видел нашу дочь Полину, пожалуйста, позовите ее сюда. У нее на щеке родинка, похожая на вишню. Вишня, мы без тебя не начнем!

Это очень удачно, когда у тебя есть родинка на щеке. Оказалось, что Полину весь стадион видел. Вот совсем только что. А она на Настькину крысу совсем немножечко отвлеклась и забыла, что ей стихи читать надо. И что она боится их читать — тоже забыла.

Полина идет по футбольному полю между людьми, Максим хлопает ее по плечу, а Вазгенчик дергает за капюшон, но не сильно, а на удачу. Инга Сергеевна зааплодировала, а за ней — обе Настьки, а потом их мамы, а потом вообще, наверное, весь стадион, где вперемешку обычные люди с именами и фамилиями, и мамины френды с прозвищами, и собаки на поводках и на плакатах. Полина уверена, что собаки тоже хлопают.

Она подходит к трибуне. Мамин Витечка ее подсаживает, а папа со Стасом выдергивают на скамейку и ставят между собой. Будто они ее охраняют или защищают.

Микрофон очень скользкий, потому что у Полины руки вспотели. Голос сквозь него странным кажется, как из мультика. Полина первую строчку прочла и удивилась, что у нее голос незнакомый, даже забыла, что дальше. Мама метнулась между папой и Стаськой и подсказала строчку. И еще велела: «Смотри не в толпу, а вверх».

Если совсем вверх — то как раз получается на окна квартиры, где Ленка Песочникова. А если вверх и в сторону, можно на березу смотреть. На ту самую, где они засаду придумали. Сейчас на березе почки набухшие и воронье гнездо. Кажется, что там в развилке опять сидит Димка…

 

Разговоры в машине

 

— Вишня, хочешь леденец? — спрашивает мама с переднего сиденья. Она их сосет все время, чтобы не курить.

Полина мотает головой и обнимает Беса покрепче, чтобы его укачивало не так сильно. Но Бес выть начал. Баба Тоня машет на него, он ей мешает говорить по телефону:

— Да все у нас хорошо, Ниночка! Стас со своим проектом второе место занял, теперь полегче поступать будет! Нельке неделя осталась, Славка сказал, на День Победы родит… Но легла уже, заранее.

Папа вчера утром на работу Нельку с собой забрал. Он будет в больнице младенцев лечить, а Нелька — ждать, когда ребеночек захочет, наконец, родиться. Нелька стояла в прихожей со своим пузом огромным и гоняла в папином планшете розовых зомби, а папа проверял, чего она с собой в сумку положила, как будто это школьный рюкзак, а Нелька — первоклассница. Мама Нельку обнимала (через Максово плечо) и плакала, как будто они на год расстаются или на десять. Мама так всхлипывала странно — будто сама себя перебивала и успокаивала.

У Полины тоже слезы по щекам побежали. А Нелька ей говорит: «Вишня, ты чего ревешь? Мы в следующий раз увидимся — я уже тощая буду». И засмеялась, хотя эта шутка вообще не смешная. Полина посмотрела, как на экране еще два зомби в кляксы превратились и, наконец, придумала, что сказать: «А это я от радости». Это глупая фраза, и Полина сама себе не верила. И еще она не верила, что у Нельки взаправду внутри ребенок. Его же еще нет. Без него тут уже столько разного в жизни произошло — и история, и у них в семье. А он родится и сперва будет думать, что весь мир только для него одного создали…

Это была очень долгая мысль была и еще — какая-то страшная. Чужая. И она все никак не кончалась. Но тут папа, наконец, сказал, что Нелька зубную пасту не положила. И мама с Полиной и Максом начали по квартире бегать и пасту искать — будто от этого что-то очень важное зависит. А потом они с мамой махали машине в окно: казалось, будто Нелька снова улетает в отпуск, и папа ее и Макса просто везет в аэропорт… Полина даже чуть не попросила магнитики.

— Ох, Нин, и смех, и грех. Она в тот раз решила, что рожает, так они с Максимкой не в больницу поехали, а к нам домой. Славка смеялся, что ему халтуру на дом подкинули. Слав, тебе от Нины привет.

— Взаимно, — отзывается папа из-за руля. А дед Толя Беса по спине чешет, чтобы тот успокоился и не мешал бабушке хвастаться.

— А мне повезло — не поверишь, Нин! Анька мне однокурсника моего в блогах нашла, а он — завкафедрой. Спросил, хочу ли я у них практические по вышке вести. Первый курс, та же абитура. А мне, Нин, веришь, и хочется, и колется, и мама не велит. Толя сказал — иди обязательно! Пообещал, что с Полинкой управится. Так что с июля выхожу, прямо на вступительные. Толя, тебе от Ниночки привет!

— Ей тоже, — говорит дедушка и поправляет темные очки, которые ему Бес лапой сбил. Дед больше не слепой. Он их просто надел, потому что сегодня день очень солнечный.

— Да нет же, Нин! Толя у нас, как огурчик. Ну что ты хочешь, такое уж наше поколение, из нас гвозди делали-делали, а мы все равно людьми остались. Анька вон курить бросила, мучается, а не сдается. Ань, Ниночка говорит, у тебя получится! Она сама бросала, знает.

— Скажи, я потом позвоню, посоветуюсь! — говорит мама и разворачивает новый фантик. И в машине сразу начинает пахнуть апельсиновым леденцом.

— А главное, Нин, это Полинка наша… Вот я все думала, она блаженная, а она знаешь, чего выдумала? Митинг провела! Настоящий! У нас же тут нашли, кто собак травил…

И Баба Тоня начинает рассказывать всю историю. Прямо с того, как Димка с березы дворника увидел. (И еще напоминает, что Полина летом к Димке поедет!).

У них уже пробка кончилась, и они в новую встали, под мостом. А баба Тоня все говорит, говорит. Про то, как в управе пообещали собак отлавливать и в приют передавать. А еще бабушка хвастается, как Полину по телеку показывали в новостях — на три секунды. Там даже было слышно, как она стихи про собаку читает — всего одну строчку. Но им всем очень понравилось.

— Да умница Полинка, что говорить, Нин. Столько денег насобирала, Стас сказал, там теперь какие-то вольеры строить можно. Он с девчонками со своими сегодня на конюшню покатил, и Киру еще с собой взяли, Ну, соседку нашу…

И баба Тоня рассказывает, как на со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: