Общая трудоемкость дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. В соответствии с учебным планом ООП данная дисциплина изучается в 1 триместре/семестре. Формой промежуточной аттестации выступает экзамен (контроль – 36 часов по очной, очно-заочной формам обучения и 9 часов по заочной форме обучения).
Для различных форм обучения основная образовательная программа предусматривает следующие тематические планы:
- очная форма обучения;
- очно-заочная форма обучения;
- заочная форма обучения.
Основными видами учебных занятий по дисциплине (модулю) «История и методология юридической науки» являются лекции, лабораторные и семинарские занятия. Важное место в образовательном процессе отводится самостоятельной (внеаудиторной) работе обучающихся, что способствует более глубокому усвоению знаний по предмету, развивает навыки самообразования.
Тематический план для очной формы обучения
№ п/п | Раздел (модуль), тема учебной дисциплины | Триместр | Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СР | |||||
1. | Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина. | Обзорная лекция по учебному курсу с использованием презентации и постановкой образователь- ных задач. Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия семинарского типа. | Собеседование/ Индивидуальные консуль- тации. Опрос, «управляемая дискус сия». | ||||
2. | Зарождение науки о праве в Древнем мире. Юриспруденция Средних веков и эпохи Возрождения. Становление юридического образования. | Работа в «малых группах». | Анализ и оценка работы в «малых группах», подведе- ние итогов занятия. | ||||
3. | История и методология юридической науки в период Нового времени. Университеты как центры юридического образования и науки. | Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия, работа с источниками. | Опрос обучаю- щихся, доклады-презентации, анализ ответов и докладов. | ||||
4. | История и методология юридической науки в период Новейшего времени. Научные исследования в области права. | Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия, работа с источниками. Дискуссия по обсуждаемой проблематике | Опрос обучаю- щихся, оценка докладов-презентаций. Анализ аргумен- тации позиций в «управляемой дискуссии». | ||||
5. | История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. | Работа в формате «круглого стола». | Дискус- сия по теме, анализ аргумен- тации позиций, подведе- ние итогов. | ||||
6. | Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридического исследования. | Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия и на основе выполненногообучающи- мися письменного практикума. | Собеседование по тематике магистер- ских диссерта- ционных исследований. | ||||
7. | Практикум по методологии юридического исследования. | Лабораторное занятие. | Доклады-презентации, контроль выполнения практикума по методологии юридического исследования. | ||||
8. | Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. | Учебно-практическая конференция обучающихся | Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции | ||||
ВСЕГО: | час | час. | час. | час. | час. |
Тематический план для очно-заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Триместр | Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СР | |||||
1. | Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина. | Обзорная лекция по учебному курсу с использова- нием презента- ции и постановкой образова- тельных задач. Обсуждение вопросов в соответ- ствии с планом занятия семинар- ского типа. | Собеседование / Индиви- дуальные консуль-тации. Опрос, «управляемая дискус- сия». | ||||
2-4. | История и методология зарубежной юридической науки. Научные исследования в области права. Становление и развитие юридического образования. | Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия, работа с источни- ками. / Работа в «малых группах», кейс-задания. | Опрос обучающихся, анализ ответов. / «Управляемая дискус- сия». Подведение итогов занятия. | ||||
5. | История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. | Работа в формате «круглого стола». | Дискус сия по теме, анализ аргумен тации позиций, подведе ние итогов. | ||||
6. | Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. | Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия и на основе выполненного обучающи- мися письменного практикума. | Собеседование по тематике магистер ских диссерта ционных исследований. | ||||
7. | Практикум по методологии юридического исследования | Лабораторное занятие. | Проверка выполнения практикума по методологии юридического исследования. | ||||
8. | Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. | Учебно-практическая конференция обучающихся | Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции. | ||||
ВСЕГО | час | час. | час. | час. | час. |
Тематический план для заочной формы обучения
Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах) | Образователь ные технологии | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СР | ||||
Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина. | Обзорная лекция по учебному курсу с использова нием презентации и постановкой образователь ных задач | Собеседо вание. / Индивидуальные консультации. | ||||
История и методология зарубежной юридической науки. Научные исследования в области права. Становление и развитие юридического образования. | Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия, работа с источниками. / Работа в «малых группах», кейс-задания | Опрос обучающихся, анализ ответов. / «Управляемая дискус- сия». Подведе ние итогов занятия. | ||||
История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. | Работа в формате «круглого стола» | Дискуссия по теме, анализ аргументации позиций, подведение итогов | ||||
Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. | Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия и на основе выполненного обучающи- мися письменного практикума | Собеседо вание по тематике магистер ских диссерта ционных исследований | ||||
Практикум по методологии юридического исследования. | Лабораторное занятие | Проверка выполне ния практику ма по истории и методоло гии юридического исследования. | ||||
Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. | Учебно-практическая конференция обучающихся: заочно-дистанционная форма проведения | Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции. | ||||
ВСЕГО | час. | час. | час. | час. | час. |
Содержание учебной дисциплины (модуля)