Ответственность участников акционерных отношений, не осуществляющих управление акционерным обществом




 

Специфика ответственности лиц, осуществляющих функции ревизора, и счетной комиссии общества, а также членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий общества

 

В специальной литературе неоднократно делалось замечание о том, что помимо органов управления в акционерном обществе имеются иные образования, подпадающие под понятие органа в теории права, административном праве, теории управления, но не являющиеся органами управления *(539).

В частности, это ревизионная, счетная и ликвидационная комиссии.

Ревизионная комиссия (ревизор).

Существует несколько точек зрения по вопросу сущности данного органа акционерного общества. Некоторые авторы полагают, что ревизионная комиссия (ревизор) представляет собой орган управления акционерного общества *(540).

Вероятно, данное предположение вызвано исторической традицией. Если обратиться к периоду временного возрождения акционерной формы в советской России, можно увидеть, что нормативные акты данного периода относили ревизионную комиссию именно к органам управления акционерного общества *(541). Кроме того, аналогичное положение о том, что ревизионная комиссия является органом управления общества, можно встретить и в уставах существовавших в рассматриваемый период обществ *(542).

Однако впоследствии в связи с принятием в 1927 г. Положения об акционерных обществах ревизионная комиссия уже не вошла в число органов управления акционерного общества, она была обозначена, как орган ревизии (ст. 72 Положения об акционерных обществах 1927 г.).

Несмотря на исторические факты, более обоснованной кажется точка зрения о том, что ревизионная комиссия (ревизор) является контрольным органом, который хотя напрямую и не участвует в решении управленческих вопросов, однако помогает работе органов управления акционерного общества *(543). В настоящее время такой подход разделяется большинством исследователей *(544).

Следует подчеркнуть, что общество вправе самостоятельно выбрать структуру этого органа - будет ли он коллегиальным (ревизионная комиссия) или единоличным (ревизор) - абз. 1 п. 1 ст. 85 Закона об АО.

В законе предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества (абз. 1 п. 1 ст. 85 Закона об АО).

В научной среде нет единогласия по поводу круга вопросов, входящих в компетенцию ревизионной комиссии (ревизора). Некоторые авторы полагают, что контроль, осуществляемый названным органом, ограничивается финансово-хозяйственной деятельностью общества *(545). Другие, напротив, считают, что, помимо проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, данный орган контролирует соблюдение исполнительными органами и советом директоров общества норм устава и внутренних документов общества, исполнение решений, принятых общим собранием акционеров и советом директоров, а также соответствие действий исполнительных органов и совета директоров интересам акционеров *(546).

Вряд ли можно согласиться с последней точкой зрения. Вероятнее всего такое расширительное толкование компетенции контрольного органа общества вызвано положением акционерного законодательства, гласящим, что компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Законом об АО, определяется уставом общества (абз. 1 п. 2 ст. 85). Однако сторонники этой концепции не учли тот факт, что законодатель допускает определение компетенции данного органа только в пределах установленной цели образования ревизионной комиссии (ревизора) - контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

Следует отметить, что ревизионная комиссия (ревизор) обладает полномочиями, связанными с процессом осуществления управления в акционерном обществе. Так, этот орган вправе требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (абз. 1 п. 1 ст. 55 Закона об АО) и заседаний совета директоров общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Счетная комиссия.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 56 Закона об АО в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества - более ста создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров.

Счетная комиссия не является органом управления акционерным обществом. Некоторые авторы называют ее органом (образованием, структурой) общего собрания акционеров *(547). Однако с этим мнением нельзя согласиться. Общее собрание акционеров, являясь органом управления акционерного общества, не может иметь каких бы то ни было своих органов. Счетная комиссия формируется акционерным обществом и является исключительно его органом, осуществляющим функции, связанные с проведением общих собраний акционеров.

Несостоятельным кажется и довод Д.В. Ломакина о том, что счетная комиссия не может быть отнесена к органам общества, так как она не имеет возможности приобретать от имени общества гражданские права и принимать обязанности *(548). Здесь исследователь противоречит себе, ведь он относит ревизионную комиссию к органам акционерного общества *(549), которая, так же как и счетная комиссия не может приобретать от имени общества гражданские права и принимать обязанности.

В связи с вышеизложенным следует признать, что счетная комиссия является органом акционерного общества.

В соответствии с п. 4 ст. 56 Закона об АО счетная комиссия осуществляет следующие функции:

- проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров;

- определяет кворум общего собрания акционеров;

- разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании;

- разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование;

- обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании;

- подсчитывает голоса и подводит итоги голосования;

- составляет протокол об итогах голосования;

- передает в архив бюллетени для голосования.

Некоторые авторы выступают за необходимость заключения с членами счетной комиссии договоров гражданско-правового характера *(550).

В некоторых случаях (абз. 2 п. 1 ст. 56 Закона об АО) полномочия счетной комиссии осуществляет регистратор. Так, в обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть также поручено выполнение функций счетной комиссии. Кроме того, в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии в любом случае выполняет регистратор.

Регистратор может быть привлечен для осуществления функций счетной комиссии и в случае, если срок полномочий счетной комиссии истек либо количество ее членов стало менее трех, а также в случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной комиссии (п. 3 ст. 56 Закона об АО).

Как правило, регистратор не является участником акционерных отношений. Он всего лишь осуществляет деятельность по ведению реестра акционеров общества. При этом он не осуществляет управление акционерным обществом и не оказывает воздействия на процесс управления акционерным обществом.

Однако, если регистратор начинает осуществлять функции счетной комиссии, он таким образом вовлекается в процесс принятия решений одним из органов управления общества - общим собранием акционеров, т.е. приобретает возможность оказывать воздействие на процесс управления акционерным обществом и становится участником акционерных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: