Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии




Согласно сегодняшним взглядам при анализе качества проведения урока будет неверным ограничиться только выставленной оценкой усвоения уровня знаний, навыков и умений. Не менее значимую роль имеет стимулирующая динамика урока в воспитании и развитии учащихся.

Несомненно, педагогический мониторинг тесно связан с качеством образования. Одним из основных показателей качества образования является тестирование учащихся, но лишь только этот показатель нельзя свести к оценке уровня и качества образования. Показатель уровня и качества образования должен рассматриваться комплексно, то есть во всех направлениях.

Соблюдение поочередности и систематизации в мониторинге, позволяют осуществлять проведения сравнения и на долгий срок определить учебную деятельность. Системность не является только своевременным сбором информации, но и является основным механизмом внутреннего контроля. К основам механизмам контроля относится:

- тщательное планирование и конкретное основание знаний определенной ситуации в определенном классе

- выполнение анализа результатов мониторинга

- предельную доступность составления и анализа мониторинга для всех включенных в процесс.

Способ систематического анализа уровня учебных достижений проводится, основываясь на научные исследования в области педагогического образования. Для повышения уровня качества образования, необходимо теоретически разработать и внедрить технологию мониторинга достижений учащихся в практику образовательного процесса. Данной проблеме особое внимание уделял английский дидакт А. Ромишевский. В частности, А. Ромишевский пишет о том, что основной целью образовательного процесса является обеспечение учащегося такими условиями и возможностями развития, которые помогут ученику достичь полноценного рассвета своих потенциальных возможностей [37].

Исходя из описаний А. Ромишевского, можно выделить, то, что к основным задачам образовательного процесса можно отнести создание максимально благоприятных условий, для дальнейшего улучшения уровня образования. И безусловным помощником в создании этих условий является мониторинг. Известный американский ученый Б. Блум в 1956 году ввел термин «таксономия», что означает расположение по порядку. Таксономия Блума предполагает классифицировать задачи и цели обучения, которые устанавливают преподаватели своим ученикам. Таксономия подразделяет образовательные цели и задачи на три сферы: когнитивную, аффективную, психомоторную. Все сферы последовательно взаимосвязаны и не имея достаточного опыта на предыдущем уровне никто не сможет перейти на следующий более высокий уровень. Сущность таксономии Блума в том, чтобы научить педагогов правильно фокусировать внимание на всех трех сферах, таким образом, предполагая более высокий уровень образовательного процесса.

По принципу этой таксономии строится и вся технология мониторинга, то есть, начиная с начального легкого уровня и далее по мере возрастания осложнять принципы и задачи обучения. Но не стоит забывать, что только последовательность приведет мониторинг к максимальному успеху. Система мониторинга, быстро распространилась, получила широкое применение и международное использование при составлении учебного планирования обучения и получения точных результатов.

Процесс образования основывается на поиске новых познавательных целей, формирование или перестройка уже имевшихся знаний на какие-либо темы. Сама перестройка уже имеющихся знаний у учащихся, должна не опираться на те, знания, которые уже имеет ученик, дабы облегчить процесс усвоения цели, а наоборот затруднить принцип прохождения и усвоения новой темы, чтобы развить у учащихся познавательный интерес и стимулировать углубленное изучение темы.

Исходя из известных в науке методов и процессов мониторинга, были систематизированы приемы, методы и формы организации деятельности мониторинга качества образования.

Для того чтобы провести мониторинг уровня знаний учащихся существует несколько методов. Это: наблюдение, собеседование, тестирование, использование конспектов и схем.

1. Для педагога, наблюдение за учащимся формулирует о нем достаточно информации, на которую в дальнейшем учитель сможет опираться. Можно заметить, в какой мере уверенно чувствует себя ученик, находясь в коллективе, как быстро он может включиться в работу, как следит за состоянием своих школьных принадлежностей и ведением предметной тетради, насколько быстро он может переключиться после перерыва и вступить в работу. Даже отношение ученика к учителю и статус ученика в классе, всё это, несомненно, может влиять на усвоение нового материала в итоге влиять и на сам мониторинг учебных достижений.

2. К более глубокому методу познания учащегося можно отнести метод собеседования. Если при наблюдении мы делаем выводы из своих наблюдений, которые не всегда могут оказаться правдивыми, здесь же, при собеседовании учитель может спросить конкретно интересующие его вопросы для создания более четкой картины. Из поставленных педагогом вопросов, учитель сможет определить уровень знаний, на котором находится ученик, выявить пробелы по изучаемой теме, для повышения уровня знаний ученика.

3. Тестирование показывает конкретные результаты учащихся. Его можно проводить, как и на начальных стадиях изучения темы, чтобы определить пробелы для более углубленного изучения, так и на завершающих этапах пройденной темы, чтобы проверить и закрепить приобретенные знания ученика.

4. Использование учителем конспектов и тем помогает ученикам на длительное время коротко и сжато запоминать полученную информацию, чтобы при необходимости опираться на отложившуюся в памяти схему или конспект.

При наблюдении результатов индивидуального развития используют такие методы развития, как:

- исследовательский метод (деятельность с природой)

- конспектирование (подготовка творческих рефератов по теме). Для некоторых, конспект может казаться только текстом продиктованным оратором, для других послужить осмысленным текстом написанный своими словами и содержащий собственные выводы. При этом способе мониторинга для преподавателя выделяются две группы учащихся, это менее подготовленная и более подготовленная группы к самостоятельному пониманию учебного задания, а так же к индивидуальным показателям каждого из учащихся.

Творческие задания, такие как: написание рефератов, самостоятельное составление тестов, кроссвордов. Учащиеся в процессе таких работ могут показать себя с совсем другой творческой стороны.

В мониторинге затруднительным является мониторинг воспитательного воздействия урока. При этом можно использовать наблюдения и личное сочинение. Наблюдая за учащимся во время прохождения урока, можно сразу понять степень заинтересованности ученика, ну или даже всего класса, в изучении определенной темы. Заметно по их дисциплине на уроке, по сопереживанию, по вниманию к рассказу, активному или пассивному участию в ходе проведения урока [14].

Формы проведения мониторинга учебных достижений очень многочисленны и разнообразны. Любой преподаватель, во благо достижения прогрессирующего показателя уровня знаний учеников может составить собственную форму мониторинга и проводить те контрольные задания, которые кажутся ему самыми показательными. Обязательные требования по проведению контрольных заданий на уроках биологии обозначил государственный стандарт биологического образования. Диагностика подготовки и уровня знаний учащихся в соответствии с учебной программой должна проводиться с использованием специально подобранной и разработанной системе определения достижения стандарта биологического образования. Система определения должна быть предельно валидна, то есть полностью соответствовать требованиям стандарта, воспроизводима, то есть предоставлять, надежные полученные результаты и объективна, то есть должна быть относительно справедливой к учащимся и не зависеть не от чьих-либо личностных побуждений [22].

Система определения измерителей может быть представлена различными формами проверок, например: традиционные письменные контрольные работы, различные вопросы, то есть устный опрос учащегося, тестирования с различными видами ответов, будь то устоявшиеся буквенные ответы, нахождение сравнений или просто завершение фразы, зачеты и другие формы. Любые задания, не в зависимости от того какие знания и умения они проверяют должны считаться одинаковыми, исходя из одинаковой значимости требований государственного стандарта.

К любой системе измерителей необходимо предоставлять критерии оценивания учебных достижений (см. Приложение 1), на основании которых составляется общий вывод о результатах положительных, либо отрицательных достижениях учащихся, согласно требованиям государственного стандарта. В достижении учащегося обязательного уровня предмету биология используют определенные, проверенные на практике критерии. Например, если ученик безошибочно выполнил две трети задания, то можно считать, что ученик достиг уровня требований государственных стандартов.

Система измерителей так же должна быть и индивидуальной, по отношению к учебной программе проверяемой школы. Для того, чтобы избежать стрессовых состояний учеников, учителей и родителей, образцы проверочного материала для школьников должны быть доступны для ознакомления, составления возможных вариантов проведения проверки тем самым подготовить и организовать комфортную, спокойную обстановку при проверке.

Особенным свойством и требованиям к уровню подготовки учащихся в соответствии со стандартами биологического образования является присутствие в нем экспериментальных умений. Проверка наличия и форсированности этих умений можно провести при помощи экспериментальных заданий, которые в дальнейшем будут составлять часть общей проверочной работы.

Основные традиционные и устоявшиеся в школьной программе формы проведения мониторинга знаний и умений учащихся, это: тестирования, устные опросы по биологии, биологические диктанты, краткие самостоятельные работы, письменные проверочные работы, лабораторные и практические работы, различные зачеты и другое.

1. Тестирования. При проведении тестовых заданий учащимся предлагается вопрос и несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один или несколько правильных ответов. В настоящее время проведение именно тестовых заданий и проверок являются самыми распространенными формами проведения мониторинга. При проведении тестовых заданий ученик за определенный, установленный государственными стандартами промежуток времени может охватить и обработать гораздо больше вопросов по проверяемой теме, чем, например, при письменных ответах на вопросы. Затраченное время на грамотную и правильную формулировку ответа, при тестировании будет затрачено на обработку большего количество вопросов. Так же, при получении результатов у ученика есть возможность коротко и четко сохранить в памяти вопросы и правильные ответы и в дальнейшем сможет опираться за отложившиеся в памяти тестовые задания. Но, не смотря и на очевидные достоинства тестирования, как и у всех форм проведения мониторинга, есть и ряд недостатков.(см. Приложение 2) Основным недостатком является затруднение в составлении возможных вариантов тестовых заданий. Для правильного составления тестовых заданий, а именно возможных правильных вариантов, преподавателю будет необходимо соблюдать ряд правил. (см. Приложение 3) По сути учителя не должно затруднить составить правильные и нужные вопросы для полного и обширного рассмотрения темы. Ну а подобрать правильно подходящие варианты ответов, которые не сопровождаются, логическим обоснованием для выбора правильного ответа затруднит процесс составления тестовых заданий. Задачей учителя в данной ситуации заключается в правильном подборе вариантов ответов, для того чтобы ученик не смог спокойно, не прилагая усилий и не основываясь на собственных знаниях, а просто логическим путем исключения выбрать верный ответ в тестовых заданиях.

Затруднение в подборе правильных вариантов ответов не является единственным недостатком в проведении тестовых заданий, а так же при формировании шкалы оценок по составленным тестовым задания, тоже можно отнести к важному недостатку тестовых заданий. Ознакомившись и рассмотрев достаточное количество составленных работ учителей и методистов, можно выделить идеологию в создании тестовых заданий. Практически все тестовые задания по биологии имеют одинаковую идеологию составления. На каждый поставленный вопрос ученикам предполагают несколько чаще всего от двух до пяти вариантов ответов, правильными из них являются только один, либо два варианта ответа. Те варианты ответов, которые являются не правильными чаще всего не полные, то есть имеют достаточного смыслового значения, по сравнению с другими предлагаемыми ответами, для того чтобы считать его верным. Так же, существуют и такие задания, где ученикам необходимо составить текст из предложенных ему фрагментов текста и в процессе спора между друг другом достичь правильного варианта, что побуждает каждого из учащегося выслушивать возможные варианты своих одноклассников, но в то же время самостоятельно рассуждать и предполагать собственный вариант. Этот вариант кажется наиболее интересным из тестовых заданий, но опять же минусов и недостатков достаточно. Возможно, учитель сможет получить достаточно емкий и полный ответ, но в случае недочетов, он не сможет определить индивидуальные пробелы в знаниях по проверенной теме.

Так же, следует обратить внимание на то, что тестовые задания дают возможность проверить только ограниченную сторону знаний и умений учащихся. Учитель не сможет проанализировать способности формирования у учащегося последовательных мышлений, как при устном опросе. При тестовых задания, учитель получит конкретный результат о уровне усвоения темы учащимся, но не сможет понять особенностей умений учащихся.

Тестовые задания не сумеют заменить другие формы мониторинга проверок знаний, но задания с выбором правильного ответа в определенных ситуациях становятся самыми эффективными из всех форм проверок знаний. Как описывалось ранее, основным недостатком полученных результатов тестовых заданий, считается то, что учитель не сможет увидеть последовательные рассуждения ученика, не сможет услышать того, как ученик пытается грамотно выразить свои мысли, правильно обосновывать и доказывать свои суждения. А если же подкреплять тестовые задания, вопросами учителя о том, как ученик пришел к выбору данного ответа, то станет необходимо выделить еще один проверочный урок. Думаю, что будет правильным при выборе формы проведения проверочного задания опираться от ситуации и от получения желаемых результатов, так как выделить одну идеально подходящую форму проведения проверки знаний учеников невозможно. Не стоит отрицать и того, что возможно объединение всех форм проверок, минус заключается во временном ограничении проведения проверочных работ.

2. Устный опрос. Данная форма мониторинга обычно проводится на начальных этапах изучения темы. Для того чтобы учитель смог для себя определить уровень имеющихся у ученика знаний. Устный опрос может проходить как диалог учителя с конкретным учеником, либо диалог со всем классом, то есть ответы учеников с места. От ученика требуется верное изложение на поставленный вопрос учителя, об изучаемой теме или о конкретном изучаемом предмете. Анализируя ответ ученика, учитель может понять не только уровень его знаний по изучаемой теме, но и увидеть особенности его мышления, рассуждения, умения подобрать конкретные обосновывающие факты, доказывающие его правоту, умение высказывать свое мнение и умение активно участвовать в общей беседе [7, с. 45].

3. Биологический диктант. Данная форма письменного контроля, основывается на учете быстрого реагирования учащихся на конкретно поставленные вопросы учителя. Преподаватель должен составить четкие вопросы, не требующие особого размышления и длительного описания ответа. Биологический диктант всегда сопровождается небольшим количеством времени. Именно строго ограниченное время, отведенное, на ответ ученика и является особенностью этой формы обучения. Учитель, при помощи этой формы проверки может определить знания буквенных биологических обозначений, знание и понимание биологических терминов, некоторых величин и явлений, формулировку научных фактов и биологических законов. Как и у всех форм обучения у биологического диктанта есть свои недостатки и преимущества. Преимущества заключается в том, что учителю достаточно быстро можно получить необходимые для него результаты, так же преимуществом, является и быстрое проведение этой формы проверки, так как есть возможность объединить несколько форм проверок за один контрольный час. Но преимущество быстрого проведения биологического диктанта, является и его недостатком, так как ограничивается области проверок знаний.

4. Краткая самостоятельная работа. Данная форма проведения мониторинга учебных достижений, в отличие от выше описанных форм проверок состоит из небольшого количества вопросов и не требует создания понятий, так как это займет немалого количества времени. Составляются теоретические вопросы для рассмотрения конкретных ситуаций и явлений, которые ученик должен уметь распознавать, обдумать и правильно изложить свой ответ. Это и является основной целью краткой самостоятельной работы.

5. Письменная проверочная работа. Является наиболее распространенной формой проведения мониторинга в школе. Учитель составляет тестовые, так же может включить и экспериментальные задания для проверки уровня усвоения пройденной темы. Для того, чтобы максимально достичь самостоятельного выполнения полученного задания, учителя могут составить несколько от двух и более вариантов проверочных заданий. Некое недоверие учителя к ученикам о возможности списывания ответов у других учеников, влекут за собой к увеличению времени, уходящее на подготовку и проверку заданий. Хотя, чаще всего, списать ответ у другого ученика заставляет не отсутствие знаний в голове списывающего, а больше неуверенность в своих силах. Поэтому, для максимального достижения самостоятельного выполнения проверочных заданий не обязательно увеличивать количество вариантов заданий, а более ответственно и тщательно подходить к подготовке учащихся. Из изученных материалов проверочных работ, наиболее креативной проверкой знаний по биологии, для меня показались творческие задания ТРИЗ. К особенности творческим заданиям ТРИЗ можно отнести то, что проверочный материал, по мере возрастания, на каждом уровне, отличается по своей сложности вопросов и заданий. То есть учитель, сможет увидеть индивидуальный уровень усвоения пройденного материала, каждого из ученика. Так же данные творческие задания, могут включать в себя наиболее сложный материал, который не является необходимым пунктом, требующий ответ, но правильное выполнение этого задания, позволит ученику получить дополнительную высокую цифровую отметку по предмету.

6. Лабораторная работа. Данная форма проверки активизирует у учеников познавательные умения. Так как переходят от теории к практике. Эту форму проверку можно легко сочетать с биологическим диктантом или обычным тестом. Ученик учится правильно использовать полученные знания на практике, учитель же должен наблюдать и контролировать правильность выполнения лабораторной работы. Лабораторные работы являются отличным способом наглядного понимания прохождения определенного процесса. При ходе лабораторной работы, учитель наблюдает за сообразительностью учеников, умением применять свои знания при воспроизведении конкретной ситуации и при объединении лабораторной работы с другими, не требующими долгого времени проведения проверок, сможет получить достаточно обширные результаты, при этом обеспечивая учеников интересной и познавательной обстановкой.

7. Устный зачет по теме. Это комплексная проверка по пройденной теме, которая является основной формой проведения мониторинга в старших классах. Проведение устного зачета требует гораздо большего времени, некоторые учителя могут освободить от устного зачета тех учеников в знаниях, которых они уверенны. Особенностью является комплексность проведения, то есть ученик в ходе устного зачета может выполнить лабораторную работу, устно ответить на краткие вопросы или же наоборот ответить на поставленный вопрос учителя, требующий развернутого ответа. При проведении этой формы проверки, основываясь уже на проведенные контрольные мероприятия, учитель может индивидуально проработать недостающие знания с определенным учеником [26].

Поочередность прохождения зачета по теме может быть различна. При организации процесса проверки знаний учеников, учитель учитывает предыдущие результаты проведенных контрольных мероприятий и отведенное время на проведение проверки. Также для достижения максимального результата при устном зачете, учитель может использовать ассистентов в лице учеников, в знаниях которых учитель уверен. В общем, при проведении устного зачета, учителю и ученику необходимо быть максимально подготовленным и максимально собранным, для достижения высокого уровня результатов проверки знаний по пройденной теме. Я считаю, что данная форма проведения мониторинга, является самой актуальной, так как может захватить несколько форм обучения и организовать индивидуальный подход проверки к конкретным ученикам. Не смотря на индивидуальный подход учителя к проведению устного зачета, в настоящее время, изучая формы проведения мониторинга, сложился определенный принцип подготовки к зачету по теме:

- на проведение зачета отводится не более двух уроков;

- учитель, предварительно сообщает дату проведения и перечень составленных в билетах вопросов.

- количество составленных теоретических вопросов, не должно превышать двадцати.

- рекомендуется проводить устный зачет по теме, только среди учеников старших классов [15, с 137].

Как говорил, В.М. Корсунский: «движущей силой всего учебно-воспитательного процесса является вопрос-обращение, требующий ответа». Как правило, не важно, от кого будет исходить вопрос-обращение, а от кого будут ждать ответа, так как спрашивающим может оказаться, как и учитель, так и ученик.

Контрольный вопрос является предложением, обычно начинающееся с вопросительного слова, такие как, например: зачем, почему, как, когда и так далее. В источниках справочной литературы, такое понятие, как «задание», имеет следующее определение – это то, что предназначено для выполнения. По цели высказывания, данное предложение, а то есть само задание является повествовательным и обязательно, в состав предложения должен входить глагол повелительного наклонения.

Рассмотрим и изучим основные разновидности контрольных вопросов и заданий по предмету биология:

1. Вопросы и задания, в состав которых входят биологические понятия

А. Контрольные вопросы, содержащие задания с морфологическим содержанием. Основой таких заданий является проверка знаний учеников в области особенностей внешнего строения живых организмов, например: форма, размер организма, окраска, покров тела и так далее.

Примеры. Опишите основные части цветка. По каким особенностям внешнего строения млекопитающие отличаются от пресмыкающихся? Опишите перьевой покров птиц и каково его значение?

Б. Контрольные вопросы, содержащие задания с анатомическим содержанием. Основой таких заданий является проверка знаний учеников в области особенностей анатомического строения живых организмов.

Примеры. Что такое стебель? Зарисуйте и опишите основные части деления корня. Перечислите органы пищеварительной системы человека. Из каких отделов состоит верхние конечности человека? Опишите процесс передачи нервных импульсов.

В. Контрольные вопросы, содержащие задания для проверки физиологических понятий. Основой таких заданий, является проверка знаний в области физиологических понятий.

Примеры. Что такое фотосинтез? Какую основную функцию выполняет устьице в жизни растений? Назовите основные формы размножения растений. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

Г. Контрольные вопросы, содержащие задания для проверки экологических понятий. Основой данных заданий, является проверка знаний учеников в области экологических терминов и понятий.

Примеры. Запишите основные способы приспособления живых организмов. Что такое конкуренция? Приведите пример искусственных сообществ. Что такое биом?

Д. Контрольные вопросы, содержащие задания для проверки знаний по систематике. Основой заданий является проверка знаний ученика в области биологической систематики.

Примеры. Запишите иерархию биологической систематики восьми основных таксономических рангов. Напишите определение бинарной номенклатуры. Заполните таблицу 1. Запишите классы плоских червей и их представителей. Опишите положение и уровень, на котором находится современный человек в систематике органического мира.

Таблица 1. Систематические особенности плоских червей.

Классы плоских червей Характерные признаки типа плоские черви Представители
Ротовой аппарат Характерные особенности строения Тип развития
         

 

2. Вопросы и задания, которые определяют интеллектуальные умения учащихся

А. Контрольные вопрос, содержащие задания для проверки знаний в области определения терминов и биологических понятий.

Примеры. Что означает понятие «теплокровные животные»? Приведите определение двух сторон обмена веществ.

Б. контрольные вопросы, содержащие задания для проверки знаний учеников в области протекания определенных процессов и явлений. Данные задания ориентированы на проверку умений у учеников правильного описания биологических процессов.

Примеры. Объясните и опишите процесс энергетического обмена в клетки поэтапно. 1) напишите название этапа; 2) условия протекания процесса; 3) Место прохождения процесса; 4) процесс превращения веществ; 5) процесс превращения энергии.

В. Контрольные вопросы, содержащие задания для проверки знаний биологических объектов.

Примеры. Из каких частей состоит стебель? По какой причине земноводные получили такое название? В чем отличительная особенность млекопитающих?

Г. Контрольные вопросы, содержащие задания сравнительного характера. Данные задания проверяют навыки ученика в умении проводить сравнение между биологическими объектами.

Примеры. В чем заключается отличие между вегетативным и половым размножением? Запишите основные сходства и различия при вегетативном и генеративном почковании. Заполните таблицу 3. Сравнение форм приспособления живых организмов.

Таблица 2. Формы приспособления живых организмов.

Название форм приспособления Характеристика форм приспособления Примеры

 

Д. Контрольные вопросы, содержащие задания для проверки причинно-следственных связей. Проверка знаний ученика в области функционирования определенных объектов в живом организме.

Примеры. Какую функцию выполняет волосяной покров в носовой полости человека? Приведите конкретные доводы по поводу принципа Р. Вирхова «Каждая клетка – от клетки».

Е. контрольные вопросы, содержащие задания для проверки общности знаний учащихся.

Примеры. Запишите общие черты млекопитающих животных. Какие животные одомашнены человеком? Заполните таблицу 4.

Таблица 3. Класс земноводные. Отряд безногие.

Приспособления к жизни в воде Приспособления к жизни на суше

 

Д. Контрольные вопросы, содержащие задания уже на самостоятельное формирование и защиту гипотезы.

Примеры. Докажите, что арбуз является ягодой. Считаете ли вы, что в процессе эволюции человек произошел от обезьяны? Объясните почему.

3. Задания и вопросы, предназначенные для зачетного занятия

При составлении заданий и вопросов, которые предназначены для зачетного задания, необходимо учитывать то, что контроль будет проводиться по наиболее значимому учебному материалу. Задания для проведения зачета должны полностью проверить и определить умения и навыки учащихся по всевозможным разновидностям биологических заданий. Оценить умения ученика давать четкие определения, знать и понимать значение данного определения, понимать протекание различных биологических процессов, умение анализировать и сравнивать биологические объекты, проверять грамотное формулирование гипотез, умение высказывать и доказывать определенные выдвинутые им гипотезы, опираясь на знания, изученные за период прохождения определенной темы по биологии. Проанализировать умения ученика правильно систематизировать и переосмысливать полученные им знания.

Примеры. Контрольные вопросы и задания на тему «Пищеварительная система человека»: 1) Дайте описание структуры пищеварительной системы человека; 2) Назовите три пары наиболее крупных слюнных желез. Какие ферменты содержатся в слюне и каково их назначение? Какие вещества, кроме ферментов, содержатся в слюне? 3) Где находятся нервные центры слюноотделения и других пищеварительных процессов? 4) Укажите три основных типа желез желудка, название и функции выделяемых ими секретов? 5) Охарактеризуйте три фазы пищеварения в желудке. 6) Как пища переходит из привратника желудка в двенадцатиперстную кишку? Соки каких желез обеспечивают пищеварение в двенадцатиперстной кишке? Перечислите функции двенадцатиперстной кишки. 7) Охарактеризуйте пищеварительные ферменты сока поджелудочной железы. 8) Как происходит пищеварение в тонком кишечнике? Как происходит пищеварение в толстом кишечнике? Функции тонкой и толстой кишки. 9) Как всасываются в кишечник белки, жиры, углеводы? Как осуществляется нейрогуморальная регуляция обмена белков, жиров, углеводов? 10) Опишите основные функции печени. 11) Перечислите органы системы пищеварения. Расскажите о желудке и его функции. Какую роль в пищеварении играет поджелудочная железа?

4. Программированные задания

Контрольные вопросы, ответ на которые выстраиваются логическими выводами учеников. Определенных шаблонов, предназначенных для выполнения данных заданий нет.

Примеры. Какую функцию выполняют брови и ресницы на лице человека? Почему вредно жевать жевательную резинку более 15ти минут? Почему при заболевании дыхательной системы у человека появляется кашель?

5. Задания с применением матриц

Способ матричного или же карточного оформления предназначен для индивидуального заполнения ответов самим учеником. Учитель заранее самостоятельно заготавливает шаблоны для заполнения ответов по определенной теме. Перед началом проведения контроля, преподаватель индивидуально каждому раздает шаблон для заполнения ответов. (Таблица 6)

Примеры.

Таблица 6. Контрольная работа по биологии. Тема__________. Класс__. Дата «_»____201_г. Вариант__. Ф,И,О.______________ (Таблица 4).

Вопросы Ответы
       

 

6. Контрольные вопросы при дифференцированной форме обучения

Дифференцированная форма обучения, как правило, подразделяется на основе индивидуальных особенностей каждого ученика. При подборе заданий для дифференцированного контроля выделяют базовый, продвинутый и повышенной сложности уровень.

Пример.

Уровень А. Выполните тестовые задания:

1. Впервые описал растительную клетку:

1) А. Левенгук; 2) К. Тимирязев; 3) Р. Гук

2. В эритроцитах лягушки по сравнению со зрелыми эритроцитами человека есть:

1) цитоплазма; 2) гемоглобин; 3) мембрана; 4) ядра

3. Генетическая информация у человека хранится в:

1) ядре; 2) рибосомах; 3) цитоплазме

4. Безъядерными клетками у человека являются:

1) зрелые эритроциты; 2) клетки печени; 3) гамет; 4) нервные клетки

5. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

1) гистология; 2) анатомия; 3) цитология; 4) микология

6. Клеточное строение организмов, сходство химического состава, служат доказательством:

1) единства и общности происхождения органического мира; 2) многообразия растительного и животного мира; 3) эволюции органического мира; 4) постоянства живой природы.

Уровень В. Найдите соответствие между названием органоида и его функцией (Таблица 5)

  1. Ядерная оболочка
  А. Синтез р – РНК и белков, из которых формируются хромосомы
2. Хроматин   Б. Нити ДНК, из которых образуются хромосомы
3. Хромосомы     В. Контроль обмена веществ между ядром и цитоплазмой
  1. Ядрышки
Г. Регулирует процессы обмена веществ и энергии, идущие в клетке
5. Ядерный сок (кариоплазма) Д. Среда, в которой находятся ядрышки и хроматин  
  1. Ядро
  Е. В каждой соматической клетке человека их содержится 46

 

Уровень С. Что произойдет с клеткой, если у нее удалить ядро? Ответ поясните. О чем свидетельствует Клеточное строение организмов, сходство их химического состава.

7. Контрольные вопросы, основанные на творческом подходе

Задания с творческим подходом, отличаются своими не стандартными способами решения.

А. Биологические вопросы и задания, которые опираются на формирования ответа путем переосмысления и умозаключения.

Примеры. К каким биологическим последствиям может привести возникновения этапа ледникового периода? Объясните научными обоснованиями высказывание: «когда я кушаю, я никого не слушаю».

Б. Сочинение

Определенная форма проверки навыков и умений учащихся, а именно в грамотном составлении предложений в нетрадиционной форме, умение систематизировать полученные знания и правильно излагать их в собственном сочинении, анализировать мышление учеников и понять осознание ученика об определенных биологических объектах и процессах.

Сочинение, как особая форма проверки знаний, оценивается по двум критериям: 1) уровень овладения всеми полученными биологическими знания, правильная систематизация изученного, полнота в описании биологического процесса или объекта; 2) определить способности к самостоятельному мышлению и умению излагать материал.

Примеры. Сочинение на тему «Чудеса подводного мира», «Нелетающие птицы», «Зачем пауку паутина?».

В. Биологический диктант

Данная форма проведения контрольных занятий, основывается на проверку умений ученика незамедлительно выдать и записать правильно подобранное слово, в неоконченное предложение, предлагаемое преподавателем. Учитель подбирает текст по определенной биологической теме, зачитывает в слух, а учащиеся записывают текст, произносимый учителем и вставляют необходимые, недостающие слова.

Пример. Запишите биологический диктант, вставляя пропущенные слова: «Совокупность всех взаимодействующих генов организма ….. Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК ….. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков ….. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий ….. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости ….. ».

8. Тестовые задания

В современном образовательном процессе, тестирование, среди форм итогового контроля получило наиболее широкое распространение. Стандартизированные тестовые задания, то есть те задания, которые были составлены внутри школы одним или группой учителей, проходят тщательную экспертну



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: