Правовое регулирование доменных имен в Российской Федерации




Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Информационное право»

по теме: « Соотношение доменного имени и товарного знака »

 

 

Выполнил студент Егоров Юрий Владимирович

Г. Чебоксары, 2012 г.


Содержание

Введение

1. Правовое регулирование доменных имен в Российской Федерации

2. Проблемы соотношений доменных имен и товарных знаков. Судебная практика

. Соотношение доменных имен и товарного знака

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Не найти сейчас человека, который хотя бы раз в жизни не пользовался сетью Интернет. Реклама, общение, бесплатная почта, поисковые системы - все это и многое другое включает в себя Всемирная паутина.

В настоящее время собственные сайты в Интернете имеют и коммерческие организации, и государственные учреждения, и рядовые граждане. Собственная интернет-страничка - это и основа престижа, и хорошая реклама, а главное - средство, с помощью которого компанию легко будет найти в мировом информационном пространстве. И здесь огромное значение играют домены.

"Система доменных имен DNS (Domain Name System) предназначена для удобства пользователей Интернета и обеспечивает соответствие между сетевыми адресами (IP-адресами), представляющими собой набор цифр, разделенных точками (например, 108.45.1.2), и легко запоминающимися символьными обозначениями, зачастую имеющими соответствия в естественных языках (например, metro.ru). Доменное имя может указывать на характер (содержание) информации, размещенной на соответствующем сайте, либо на его владельца (например, toyota.com или minsvyaz.ru). Система DNS функционирует в соответствии с документами RFC 1034 и RFC 1035".

"Символьное имя имеет жесткую иерархию (справа налево), начинается с корня и разбито на группы - домены, отделенные друг от друга точкой. Крайний правый домен - домен верхнего (первого) уровня, далее - справа налево следуют имена доменов второго уровня и так далее". Например, fotki.yandex.ru: ru - домен первого уровня, yandex - домен второго уровня в домене первого уровня ru, fotki - домен третьего уровня в домене второго уровня Yandex.ru.

Информационно-коммуникационная сеть Интернет, являющаяся очередным этапом развития человеческой цивилизации, поставила перед юридической наукой ряд сложных вопросов, в том числе о способе правового регулирования доменных имен, представляющих собой ключевое звено в этой структуре.

Следует особо отметить: доменные имена в нашей стране прошли эволюцию от почти полного признания за ними исключительного права (после принятия проекта части четвертой Гражданского кодекса РФ в первом чтении в сентябре 2006 г. доменные имена фигурировали в статье 1225, а в главе 76 был предусмотрен § 5 "Право на доменное имя") до полного "изгнания" в качестве самостоятельного объекта из Кодекса. Остались лишь указания на доменное имя как один из способов размещения товарного знака (ст. 1484) и наименования места происхождения товара (ст. 1519) в качестве разновидностей использования указанных средств индивидуализации. Считаю такой финал закономерным, поскольку нигде в мире официально не признано исключительное право на доменное имя, в том числе на международном уровне (в документах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) доменное имя не указано как средство индивидуализации, а в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашении ТРИПС) доменное имя не упоминается в качестве самостоятельного охраняемого объекта). Вместе с тем нельзя оставлять доменные имена без надлежащего правового регулирования, которое должно быть обеспечено на государственном уровне.

Понятие доменного имени юридически не определено. В самом общем виде его можно определить так: доменное имя (домен) это условное обозначение, предназначенное для индивидуализации информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет. В действующем законодательстве доменные имена рассматриваются как способ адресации в сети Интернет. В данной контрольной работе охватим часть из многочисленных проблем, связанных с доменными именами и товарными знаками.

 


Правовое регулирование доменных имен в Российской Федерации

 

Прорыв в развитии интернета произошел с принятием в 1991 г. протокола World Wide Web (www), получившего название "Всемирная паутина", позволяющего пользователям интернета иметь удобный доступ к любой информации, находящейся в глобальной сети.

Точкой отсчета Рунета (российского сегмента интернета) считается 1989 г., когда группа программистов объединила свои усилия в создании отечественной операционной системы семейства Unix "Демос" ("Диалоговая единая мобильная операционная система"), организовав одноименный кооператив, специалисты которого начали первые работы по подключению сначала временному, а потом постоянному к глобальной сети, а 19 сентября 1990 г. зарегистрировали домен первого уровня SU.

С 1994 г. по 2000 г., функции по управлению доменами верхнего уровня ".ru" осуществлял РосНИИРОС (Российский НИИ развития общественных сетей), учрежденный в форме некоммерческой организации Министерством науки и технологий РФ, Министерством высшего и профессионального образования РФ и Российским научным центром "Курчатовский институт".

Автономная некоммерческая организация "Координационный центр национального домена сети Интернет" (далее - Координационный центр), созданная в 2001 г., является администратором национальных доменов верхнего уровня ".ru" и ".РФ". Координационный центр, выполняющий функции национальной регистратуры, обладает полномочиями по выработке правил регистрации доменных имен в доменах верхнего уровне (".ru" и ".РФ"), аккредитации регистраторов и исследованию перспективных проектов, связанных с развитием российских доменов верхнего уровня.

Как правило, пользователи интернета во всем мире в большинстве случаев запоминают только доменные имена информационных ресурсов, которые они посещают, и только изредка интересуются их числовыми адресами. В интернете существуют два принципиальных способа адресации: цифровой (численный) и символьный. Их главной задачей является гарантированное и однозначное указание на конкретное место в сети. Каждый компьютер, подключенный к интернету, имеет свой уникальный цифровой IP-адрес. Для удобства пользователей компьютерам в интернете кроме цифровых IP-адресов присваиваются собственные доменные имена, которые также должны иметь уникальный характер. В этих целях была создана специальная система адресации - система доменных имен (Domain Name System - DNS). Одна из ее функций - преобразование доменного имени в IP-адрес и обратно. Указанная система организована для того, чтобы пользователям в интернете было удобнее использовать в качестве адреса не последовательность цифр, а имеющее определенное смысловое значение имя, формирующееся по определенным правилам иерархии.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) так определяет понятие доменных имен: "Доменные имена являются понятными для человека формами интернет-адресации обычно для определения места нахождения веб-сайтов". Например, доменное имя "wipo.int" используется для веб-сайта ВОИС по адресу https://www.wipo/int или веб-сайта Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству по адресу https://www.wipo.int/amc. Доменное имя составляет также основу для других методов или применений в рамках интернета, таких как передача файлов (ftp) или электронные адреса, например, электронный адрес arbiter.mail@wipo.int также основан на доменном имени

Как следует из определения, доменное имя - это средство адресации, основная функция которого заключается в обеспечении для пользователей быстрого поиска компьютеров в интернете. Однако со временем, по мере проникновения коммерческой деятельности в интернет, некоторые доменные имена приобрели дополнительную функцию средства индивидуализации товаров, предприятий, частных лиц, что не могло не привести к коллизии с традиционной системой средств индивидуализации, охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности.

Упомянутая коллизия проявилась в основном в использовании чужих средств индивидуализации (преимущественно товарных знаков и фирменных наименований), особенно получивших широкую известность, в качестве доменных имен. Одна из самых агрессивных форм нарушения исключительных прав на средства индивидуализации - так называемый киберсквоттинг, т.е. массовая, как правило, регистрация чужих средств индивидуализации (впоследствии и знаменитых фамилий) в качестве доменных имен с целью их последующей продажи законным владельцам. Более изощренной формой нарушения чужих прав в интернете является тайпсквоттинг - паразитирование на чужих "раскрученных" средствах индивидуализации, когда написание доменного имени сходно с написанием чужого средства индивидуализации с учетом распространенных орфографических ошибок и опечаток. Для борьбы с упомянутыми негативными явлениями в интернете в государствах с развитым правопорядком были приняты специальные нормативные правовые акты, о содержании которых будет сказано ниже.

Законодательство Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов, посвященных регулированию отношений, связанных с доменными именами. Впервые термин "доменное имя" появился в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". В соответствии с пунктом 8 ст. 3 указанного Закона акционерный инвестиционный фонд обязан иметь сайт в интернете, чей электронный адрес включает доменное имя, права на которое принадлежит фонду. Содержание права на доменное имя, равно как и его определение, данный Закон не дает.

Судебные споры в сфере доменных имен (например, mosfilm.ru, quelle.ru, ntv.ru, sojuzpatent.ru), возникшие в конце 1990-х гг., рассматривались судами на основании статей 10 и 54 ГК РФ, статьи 4 ранее действовавшего Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках), статьи 10 ранее действовавшего Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции 1991 г.), статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (далее - Парижская конвенция). Решения по указанным судебным спорам не отличались однородностью и последовательностью.

В условиях отсутствия правовой базы в области доменных имен Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 января 2001 г. N 1192/00 по делу N А40-25314/99-15-271 (корпорация "Истман Кодак Компании" против предпринимателя без образования юридического лица Грундула А.В.) (далее - Постановление ВАС РФ 2001 г.) признал, что "доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую ценность".

По сути, в указанном Постановлении доменные имена приравнивались к товарным знакам, что нашло отражение в решениях и постановлениях арбитражных судов низших инстанций. При этом не учитывались очевидные различия между доменными именами и товарными знаками, которые заключаются в следующем. Товарные знаки имеют территориальные пределы действия и регистрируются государственным органом исполнительной власти в отношении определенного класса товаров или услуг. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Не допускаются к государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из определенных элементов (вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являющихся общепринятыми символами и терминами, и др.).

Согласно пункту 2 ст. 4 Закона о товарных знаках незаконным признается использование товарного знака без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории Российской Федерации или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. Далее следует примерный перечень незаконных видов использования товарного знака. Сходная норма закреплена в настоящее время в пункте 3 ст. 1484 ГК РФ.

В отличие от товарных знаков в качестве доменных имен могут использоваться практически любые словесные обозначения, однако только в виде алфавитно-цифровых последовательностей символов определенной длины. Кроме того, доменные имена имеют экстерриториальный характер, и владельцы доменных имен в принципе не ограничены в осуществлении своей деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: