Глава 3. Составляющие сетевой организации: рынок, добавленная стоимость, технологии, коммуникации 10 глава




Технологические платформы (ТП)

В 2010 г. правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям поручила Минэкономразвития и Минобрнауки подготовить предложения по формированию российских ТП.

Первая ТП появилась в Европе в 2001 году (под названием Консультативный совет по авиационным исследованиям). Основой ее создания явился длительный процесс развития кооперации между корпорацией Airbus и другими промышленными компаниями и центрами научных исследований. В процесс создания нового самолета был вовлечен весь ЕС, инструментом явились рамочные программы научных исследований. На определенном этапе последние оказались недостаточно эффективными. Нужны были новые формы интеграции, которые бы более интенсивно вовлекли в свою орбиту институты НИОКР и образования.

В конце 2000 г. TheGroupofPersonalities выступила с инициативой создания технологической платформы – ACARE. В ее состав вошли представители еврокомиссии, промышленности, авиакомпаний, университетов, исследовательских центров. В результате были созданы Airbus А380, самолет Falcon 7Х и вертолет Eurocopter 175.

Исходным моментом ACARE стал стратегический план исследования. Далее была разработана схема финансирования и текущая рамочная программа. ТП инициируются «снизу-вверх» как сетевая самоорганизующаяся структура. Инициаторами создания и координаторами являются крупнейшие промышленные компании аэрокосмической отрасли.

4. Коммуникации; коммуникации трансфера технологий

Коммуникативность – (от лат. Communication – связываю) – способность, расположенность к взаимосвязи. Новое поколение коммуникаций – сетевых – отражают множащееся разнообразие сетевых связей, необходимость эмоционального их восприятия. Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко отмечают как реальность «…сетевой подход к построению коммерческих, инновационных организаций, обеспечивающий исключительно высокий уровень их коммуникационности, гибкости, мобильности, способности к рыночной адаптации». [102]

Аксиома. Условием сетевого построения коммуникаций является простота целей.

В современной сети, с атомизацией ее операционных структурных элементов, для этого созданы все условия. Кластерные схемы бизнес-процессов, их высокая связность и межотраслевой характер требуют определенной адаптации сложных отраслевых подходов к проектному сетевому взаимодействию. Последнее возможно при условии, что сетевые акторы будут понимать друг друга. Обличение сложных процессов в простой формат, построение сетевого дерева целей из простых субстанций – важное условие СО.

В инновационной коммуникативный менеджмент выполняет широкий круг задач: передает информацию, расширяет пропускную способность каналов коммуникации, формирует новые схемы командной координации. В результате участники коммуникативного процесса более адекватно видят ситуацию. Сетевая коммуникативность проявляется в эмоциональном выражении и передаче информации. Коммуникативность в самоорганизующейся проектной группе позволяет эмоционально выразить ее участниками свое отношение к происходящему. Сам способ этого выражения реализует социальные потребности сотрудников и является частью гибкой сетевой мотивационной системы.

Закономерность. В процессе развития коммуникационных сетей нового уровня происходит формирование траекторий движения ресурсных потоков, механизмов координации и координационного действия, матриц самоорганизующихся проектных ячеек.

«Сегодня коммуникационные технологии подразумевают децентрализованную организацию, построенную по принципу сети, и полную свободу выражать собственные идеи и отстаивать свою позицию, без чего они также не имеют смысла». [103]

Сетевая коммуникация, как сеть переноса смысла, и обмена идеями, содержит в себе комбинаторную семантическую характеристику. Сетевой коммуникативный менеджмент инновационной проектной группы связан с управлением инновационным наполнением сообщения.

Правильно построенные сетевые коммуникации минимизируют действие коммуникационных фильтров. В инновационной сети новаторы обладают собственным пакетом отношений, формируемых ожиданий, какая инновационная информация должна содержаться в обращении.

Закономерность. Поскольку интерпретация информации имеет ключевое значение в инновационной сети, инновационные коммуникации нацелены на максимально точную передачу не только информации, но и ее интерпретации.

Происходит переход от вербальных к визуальным виртуальным коммуникациям. Также как часть хирургических операций осуществляется дистанционно операцию роботами, инженеры имеют возможность участвовать в реальных производственных процессах, используя виртуальные схемы новых технологий. В виртуальных сетях работают виртуальные команды. Актуальным становится повышение эффективности команд, «создавая с помощью компьютерного дизайна и имитационного моделирования общее для всех членов команды виртуальное рабочее пространство». [104]

Аксиома. На потребительскую ценность продукта, созданного в первую очередь нематериальными активами, влияют коммуникации. Потребительский выбор включает в себя коммуникационный выбор, влияющий и длительность и качество полезных свойств продукта, его потенциальные характеристики и скрытые возможности.

Аксиома. Коммуникации создают кластерный эффект потребления, вызывая синергию потребления, создавая координационные, информационные и инновационные инструменты воздействия на сам характер потребительского поведения. Особенно ярко это проявляется в эпоху искусственного интеллекта, разрушающего границы между производством и потреблением, производителем и потребителем.

Аксиома. Интеграция внешних и внутренних сетевых коммуникаций приводит к активизации обратных связей между внутренними и внешними участниками сетевого проекта, выстраиванию стратегических отношений.

Внутренние коммуникации, обеспечивающие высокий уровень связности, активно влияют на передаваемую информацию. Примером здесь являются корпоративные газеты, позволяющие широкому кругу сетевых участников обсуждать стратегические вопросы.

Хервиг Р. Фридаг и Вальтер Шмидт отмечают, что внешние коммуникации обычно охватывают три такие области, как работа с общественностью, реклама, мероприятия. [105] Следует также отметить важность внешних инновационных коммуникаций.

Современный сетевой тайм-менеджмент использует интерактивные коммуникации интерактивный маркетинг. Интерактивные коммуникации в информационной среде преумножают инициативу, создают возможность немедленного ответа на сообщения. Другая особенность – пакетный характер предоставляемой информации, чтобы получатель информации мог найти необходимые ему детали, отделить нужную информацию.

Информация существует в кодифицированном и скрытом, неявном виде. Трансфер двух видов информации принципиально различен. Две формы трансфера тесно связаны в некий кластер. В инновационном пространстве движение явной информации сопровождается потоками неявной. Неявная информация может стать вестником новой явной информации. Чтобы неявное знание превратилось в явное необходимы прототипы, моделирование, коммуникации (по Икудзиро Нонака и Хиротака Такеучи).

Информация в инновационной сети передается пучками, что свидетельствует об уплотнении информационного пространства. Наибольшей плотностью и многомерностью характеризуются региональные инновационные сети узкой группы высокоразвитых регионов США, Японии, некоторых европейских стран. Далее следуют высокоразвитые регионы НИС, Китая, Индии и Бразилии, имеющие средний технологический статус. Низкий уровень у регионов пара десятков технологически неопределившихся стран (в т.ч. РФ) – не имеющих реальные шансы на технологический прорыв - сфера устаревших, второсортных технологий, изношенного основного капитала, непрерывных технологических катастроф.

Для инновационных сетей наибольшей плотности характерна сильная система защиты ИС. Это одно из условий развития сетевых процессов, сетевого международного трансфера технологий. Использование такого канала трансфера, как передача базовых технологий ТНК США своим зарубежным филиалам, практически в странах, проведших серьезные патентные реформы. [106]

Такой канал сетевого трансферта, как международная торговля продуктами и услугами, также задействован в регионах, обеспечивающих защиту ИС. Общий объем глобального экспорта продуктов хайтека составил в 2008 году 2,9 трлн. долл., что более чем втрое выше, чем в 1995 году. Таким образом, наиболее динамично развивались такие сектора мировой экономики, которые использовали сетевые технологии трансфера.

Трансфер технологий (ТТ) играет стратегическую роль в региональной экономике третьего типа, в которой университетская наука является основным генератором фундаментальных технологических идей. С.Н. Ларин отмечает: «Передача технологий традиционная являлась одним из основных факторов развития инноваций в промышленно развитых странах..» [107]

ТТ необходим для таких инновационного промышленного освоения таких прорывных технологий, разработанных в университетах, как фотоника, нанотехнологии. ТТ открывает возможности развития новых компаний на базе университетских исследований и лицензирования разработок вновь созданных инновационных компаний от собственного имени. В результате создается экосистема, с венчурным капиталом и посредниками, работающими на открытые инновации. Посредники действуют от имени организаций, занимающихся разработкой инновационных решений в кооперации с другими организациями. В результате устанавливаются многообразные контакты между еще не связанными между собой центрами знаний, применяются такие методы повышения инновационной активности, как конкурс идей, формирование инструментариев совместных разработок и дополнительные инновационные услуги.

Современные организации воспроизводят качества ранней органической структуры (новое – хорошо забытое старое). Сетевая конструкция инновационной организации отвергает такие координационные механизмы, как прямой контроль, стандартизация рабочих процессов, выпуска, навыков и знаний. Единственное эффективное координационное средство – сетевое взаимное согласование. Последнее основывается прежде всего на неформальных коммуникациях. Реализация сложных инновационных проектов связана с работой в нестандартных ситуациях, специалисты вынуждены двигаться по непредсказуемым маршрутам, приспосабливаясь друг к другу. В этих условиях коммуникации должны осуществлять передачу от непосредственного разработчика конечному пользователю не только явно выраженного знания об общих принципах действия технологии, но и целого комплекса сопутствующей информации – неявного знания. По Майклу Поланьи, неявное знание – это набор личностных, некодифицированных знаний, вплетенных в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых (и технологов), которые передаются исключительно неформальными способами и в непосредственных человеческих контактах. [108]

Аксиома. Неявное знание получает широкое распространение в среде неформальных отношений. Последние предполагают определенный уровень развития горизонтальных связей, процессов сетевой самоорганизации.

Аксиома. Неявное знание разрушает границы между организациями, делает сетевые внешние связи многомерными. Неявное знание формирует колоссальный скрытый источник развития компетенций нового уровня и конкурентных преимуществ не только организации, но и ее внешнего окружения.

Наиболее благоприятные условия развития неформальных отношений существуют в небольших и средних организациях. В крупных структурах они возможны в ареалах организационной демократии. Так, социальная архитектура GE поощряет неформальность, откровенность, конструктивный диалог, поведение без ограничений. [109]

Британский экономист Ричард Ли-Хуа подчеркивает, что реальный ТТ невозможен без параллельного трансфера знаний, поскольку именно знания (технические, экспертные решения, опыт, отработанные на практике навыки и схемы работы с конкретной технологией), а прежде всего неявные, - ключевой фактор, обеспечивающий контроль за технологиями в целом.

Передача неявного знания в коммуникациях вертикальных иерархических структур затруднено – здесь движутся только стандартизированные схемы, модели. Неявное знание может двигаться по коммуникациям сетевого характера, в условиях, когда между участниками сети устанавливаются многовариантные, многомерные отношения, которые многократно воспроизводятся. Такое воспроизводство создает основу коллективного, сетевого видения. Движение в сети промежуточных, концептуально закодированных продуктов, часто вызывает эффект существенных трансформаций стратегических решений и процессов.

Наличие скрытой составляющей технологического знания – это особый нематериальный актив и одновременно стратегическая проблема ТТ. Управление неявными знаниями - важнейший фактор конкурентоспособности. Им не стремятся делиться с организациями, не входящими в инновационную сеть. Сохраняя в тайне различные неявные элементы новой технологии, ее владельцы значительно затрудняют потенциальным конкурентам процесс ее быстрого копирования и возможного улучшения.

Обмен неявного знания, который осуществляется в режиме живого общения, создает необходимость в локализации инновационных сообществ, формировании инновационных парков, кластеров. Инфраструктура живого общения исследователей и инноваторов разнообразна. Чем она более развита, тем эффективнее работают инновационные комплексы.

Закономерность. ТТ происходит в сетевом потоке, в процессе многосторонних инновационных контактов специалистов разных уровней. В процессе ТТ технология, попадая в новую информационную среду, способна приобретать дополнительную полезность, развиваться. Производитель в процессе установки, монтажа технологии накапливает дополнительный опыт и приобретает новые компетенции, понимание того, что нужно изменить, чтобы угодить потребителю. Попадая в новую среду, технология может приобрести дополнительную ценность.

По мере перехода технологии из ранней стадии в более зрелую, возрастает необходимость трансферта полного пакета технологий, задержка здесь чревата потерей возможности получения дополнительной прибыли, ограничением развития высокодоходных услуг по техподдержке, обслуживанию. Передача скрытых знаний, которыми обладают только ее создатели (страна или фирма – донор технологий), во многом определяет полноценность трансфера тех или иных технических знаний и решений. В информационной экономике неформальные механизмы коммуникаций, обеспечивающих движение неявного знания, преобладают над формальными. Скрытые механизмы исследовательских, инновационных контактов играют центральную роль. Они возможны, если общающиеся стороны равноправны.

Закономерность. Эффективный ТТ фактически недостижим там, где существует значительный разрыв между уровнем экономического развития передающей и принимающей сторон.

Эта технологическая дихотомия есть прямое отражение стандартного процесса жизненного цикла технологии: когда последняя уже не дает владельцу возможность снимать сливки с рынка, наиболее рациональным решением становится ее скорейшая продажа (через лицензирование и другие формы трансферта).

Трансферт технологий в узком смысле является простой поставкой оборудования. В широком - включает поставку оборудования, предоставление пакета технологических услуг, компетенций, трансферт управленческих решений, скрытых ноу-хау. Ценность инновационной технологии ограничивается недостаточной компетентностью или недобросовестностью продавца. В этом случае приобретенная технология функционирует с меньшей эффективностью. Такая информационная асимметрия становится причиной технологических разрывов развития различных участников трансакции. Производитель/продавец в данном случае находится в выигрыше, поскольку видит весь потенциал продукта: это превосходство преодолевается прежде всего благодаря сетевым эффектам. Ценность технологии многомерна и может быть транслирована в эквивалентной форме только по сетевым схемам. Здесь возникает проблема: как оценить стоимость/ценность скрытого знания, которое часто играет ключевую роль.

Закономерность. Скрытое знание по вертикальным бюрократическим тоннелям передать невозможно. Ценность сложного технологического продукта возрастает, если пакетное сопровождение технологического сервиса осуществляется в сетевом режиме и синхронизировано по времени. С базовым процессом трансферта технологический сервис параллельно осуществляется в трех направлениях: передача знаний, методов производства и управления, маркетинговых моделей. Движение материального или базового сетевого продукта в сети связано с синхронным движением множества сопровождающих его услуг. Последние имеют три вектора времени: опережающий, текущий, прошедший. Опережающий вектор связан с предварительной информацией о возможностях продукта, текущий детально описывает его характеристики и системы обслуживания, прошедший выполняется по запросу потребителя, уже использующего продукт.

Аксиома. Хаос неформальных отношений необходим для трансферта сложного, развивающегося знания, технологии. Ограничение хаоса, повышающего степень инновационной свободы, создает непреодолимые трудности как для инновационного процесса, так и транфера технологий. В хаосе формируются новые неформальные сети, которые в перспективе могут стать стержнем развития организации.

Аксиома. Носителями скрытого знания являются как сотрудники, обладающие большим технологическим опытом, так и креативные группы, работающие в междисциплинарных областях.

Аксиома. Трансфер технологии, адаптированный под конкретную операционную деятельность, невозможен без трансфера скрытого, неявного знания.

Аксиома. Трансфер технологий предполагает трансфер соответствующего человеческого капитала.

Закономерность. Современная сетевая кадровая политика дуальна, она развивает как явное, формальное, так и скрытое, неформальное знание. Организации, утратившие носителей неявного знания, кадры с большим стажем работы, лишаются конкурентных преимуществ. Излишнее стремление к формализации нового знания и закреплению соответствующих статусов, ограничивает потоки неявного знания, которые часто формируют новые технологические направления.

Аксиома. Трансфер опыта позволяет организации приобрети «потенциальную» энергию, умения решать проблемы в нестандартных ситуациях, импровизировать в среде меняющихся комбинации разнообразных знаний, процессов.

Аксиома. Трансфер инновационного опыта возможен в долгосрочном периоде на основе неформальной связности и не подлежит формализации.

Трансферт инновационных технологий можно охарактеризовать как сетевой процесс трансляции знаний и компетенций через особые трансфертные коммуникации.

Закономерность. Сам по себе трансферт – значительное действие, проект, меняющий как производителя, потребителя, так и их сетевое окружение. Наиболее эффективен здесь сетевой проектный менеджмент.

Жизненный цикл данного проекта включает в себя стадии: идентификацию технологии, ее поиск, выбор поставщика, проведение переговоров и заключение договора, поставка технологического продукта и его сервисного сопровождения, формирования пакета ноу-хау, скрытого знания, запуск технологии.

Закономерность. Сетевой проект трансфера технологий является междисциплинарным. Трансферт реален, если передаются не узкоспециализированные компетенции разных специалистов, а интегрированные блоки компетенций (инженеров, экономистов, юристов, маркетологов).

Сетевой трансферт технологий сегодня рассматривается как один из главных инструментов инновационного развития не только компаний, но и регионов. Для депрессивных регионов это один из наиболее эффективных способов сократить технологическое отставание, повышая при этом конкурентоспособность собственных компаний, одновременно создавая фундамент для внутреннего инновационного развития. Вот почему исходным моментом здесь является формирование реального пространства знания, создающего возможность разговаривать региональным организациям с мировыми игроками на одном языке. Трансфер новых технологий становится условием непрерывного инновационного развития. Сложность новых технологий создает необходимость для крупных международных корпораций включать собственные исследовательские центры в глобальные сети. Формирование и развитие внутренней инновационной среды как компаний, так и регионов предполагает использование современных сетевых систем трансферта. Компания и регион вынуждены создавать новые инновационные функциональные структуры, специализирующиеся на поиске и внедрении новых технологий.

Сетевой трансфер технологий решает целый ряд проблем:

- преодолевает дефицит человеческого капитала, опыта деятельности в определенных технологических отраслях, соответствующих систем НИОКР;

- создает возможность определить соотношение затрат на разработку новых и уже существующих технологий;

- диверсифицирует риски разработки новой технологии;

- усовершенствует продукцию региональных производителей на основе новой базовой технологии в данном сегменте рынка.

Поскольку в создании технологии участвует экосистема, мезокомплекс, важен региональный аспект. В настоящее время возможности региона возрастают при наличии инфраструктуры поиска технологий, в развитии которой заинтересованы как ее производители, так и потребители. Объектами поиска являются разработки университетов, лабораторий, исследовательских организаций, а также компаний. Основной выбор осуществляется между исследовательскими организациями и компаниями. Преимущества исследовательских организаций - в предоставлении более инновационной и дешевой технологии. Однако технологический сервис здесь неразвит. Компании же продают технологию вместе с сервисными услугами и технологиями ее продвижения, но не разработки.

Преимущество горизонтального трансферта связано с тем, что в нем заинтересован не только покупатель, но и продавец. Успех сетевого движения технологии зависит еще и от таких факторов, как личность ее продавца, реализованные им проекты, уровень его компетенций в данной сфере, успех производителя на внутреннем и международном рынках, клиентская база, опыт в трансфере технологий. К тому же сетевой трансферт использует возможности разнообразных сетей - интернета, социальных и профессиональных сетей, расширяющих масштаб диффузии инноваций. Продавец технологии использует следующие выгоды сетевых связей:

- выход на рынки, где создание производственных мощностей высокозатратно;

- установление сети партнерских отношений совместных проектов;

- повышение инвестиционной привлекательности определенных секторов технологий;

- интеграция с сетями новых партнеров в коммерческих целях.

Сетевой трансфер технологии активизирует исследовательскую деятельность. Улучшение приобретенной технологии связано с установлением сетевого сотрудничества с ее создателями.

Закономерность. Интеллектуальный продукт, технология приобретают дополнительную (иногда основную) ценность в процессе своего движения в сети. Характер движения, его скорость определяют как стоимость технологии, так и ее потенциальные возможности, процессы формирования спроса. Оптимальная траектория движения активизирует технологию, придают ее ценности динамические свойства. Появляются новые свойства полезности, связанные с процессом активации инновационного процесса, характером динамики. Это предопределяет особый вид сети, ориентирующийся на данные свойства полезности, на максимальную активизацию движения технологии, формирования нужной траектории, вектора ее движения.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Стратегические бизнес-процессы СО определяются той цепочкой ДС, на которой она находится.

2. Экономическая свобода связана с познанием экономической «необходимости» через процесс обучения и многомерных контактов с внешней средой.

3. Сетевая интеграция – это прежде всего интеграция нематериальных активов потребителя и производителя, разрушающая барьеры между ними и создающая особую среду дополнительных взаимосвязей.

4. Технологиями оптимизации СО являются инсорсинг и аутсорсинг, которые применяются точечно, конкретно в зависимости от конкретных проектных инициатив и жизненного цикла сети.

5. Движение – это все. Характер движения во многом определяет ценность сетевых продуктов /услуг.

Список литературы к третьей главе

1. Костина Г., Медовников Д., Сараев В.. Институты ищут середину // Эксперт. 2012. №44. 5-11 ноября. – С.63.

2. Адизес, Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. – 3-изд.- М. Манн, Иванов и Фербер, 2016. – С.37-38.

3. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – С. 453.

4. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge. 1990. P.99.

5. Адизес, Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. – 3-изд.- М. Манн, Иванов и Фербер, 2016. – с. 210.

6. Адизес, Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. – 3-изд.- М. Манн, Иванов и Фербер, 2016. – с. 221.

7. Адизес, Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. – 3-изд.- М. Манн, Иванов и Фербер, 2016. – с. 222.

8. Делвс, Бротон Ф. Управленческий гений. По стопам великих менеджеров / Ф. Делвс Бротн; пер. с англ. В.Н. Егорова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – С.122.

9. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. – СПб., 2004 – С. 186.

10. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.558.

11. Зикерман, Гейб. Геймификация в бизнесе как пробиваться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Гейб Зикерман, Джоселин Линдер; пер. с англ. Иделии Айзятуловой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 30.

12. Кови, Шон. Как достичь цели: Четыре дисциплины исполнения / Шон Кови, Крис Макчесни, Джим Хьлинг; пер с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – С.191.

13. Адизес, Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. – 3-изд.- М. Манн, Иванов и Фербер, 2016. – С. 119.

14. Кови Ш. Как достичь цели: Четыре дисциплины исполнения Шон Кови, Крис Макчесни, Джим Хьлинг; пер. с англ. - 2-е изд. – М.: Алипина Паблишер, 2016. – С. 92.

15. Грант, Роберт. Современный стратегический анализ. 7- изд. – СПб.6 Питер, 2012. – С.493.

16. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - С. 43.

17. Госпондарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. – М.: Финансы и статистика, 2006. - C. 53.

18. Хансен, Мортер. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству / Мортен Хансен; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – С.93.

19. Каплан, Роберт С., Нортон, Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олим-Бизнес», 2007. – С.135.

20. Каплан, Роберт С., Нортон, Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олим-Бизнес», 2007. – С.3.

21. Хансен, Мортер. Коллаборация, Как перейти от соперничества к сотрудничеству / Мотрен Хансен; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – С.34.

22. Адизес, Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – С. 284.

23. Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт. – Москва: Омега-Л, 2006. – С.175.

24. Зикерман, Гейб. Геймификация в бизнесе как пробиваться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Гейб Зикерман, Джоселин Линдер; пер. с англ. Иделии Айзятуловой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С 231.

25. Хансен, Мортен. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству / Мортен Хансен; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – С. 74.

26. Хансен, Мортен. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству / Мортер Хансен; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М. Манн, Иванов и Фербер, 2017. – С.33.

27. Зикерманн, Гейб. Гемификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Гейб Зикерманн, Джоселин Линдер; пер. с англ. Иделии Айзятуловой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 29.

28. Зикерманн, Гейб. Гемификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Гейб Зикерманн, Джоселин Линдер; пер. с англ. Иделии Айзятуловой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 28.

29. Ньюстром Джон. В., Дэвис Кейт. Организационное поведение / Перевод с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 141-142.

30. Кови, Шон. Как достичь цели: Четыре дисциплины исполнения / Шон Кови, Крис Макчесни, Джим Хьюлинг; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альбина Паблишер, 2016. -41.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: