Основной путь экспериментальной проверки научных гипотез




Отличить научные знания от житейских помог Карл Поппер (1902-1994).

Идея – нельзя смешивать законы индивидуального познания и законы развития науки как познания, ведущие к объективному знанию. Основные пути, по которым движется наука, где теория подтверждает истину (выдвижение гипотез) предполагаемые следствия.

2 уровня:

1. Уровень общих гипотез (теоретических конструкций). Теоретические гипотезы - это положение, прямо не проверяемые, а дедуктивное полагаемые в рамках той или иной теории.

2. Уровень частных эмпирических

Научное от ненаучного отличает то, что оно может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. Принцип асимметрии – доказательство от противного.

Принцип потенциальной опровержимости научной теории - > Поппер назвал принцип фальсифицируесмости – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы претендующей на статус научной быть опровергнутой в ходе проверки. По этому критерии ненаучная теория не может быть опровергнута, поэтому она сильна. А научная потенциально опровержима.

Опровержение неправильных теорий основной путь проверки экспериментальных гипотез.

Развитие идет как превращение, а чтобы доказать (проверить) теорию надо опровергнуть.

«Бадейная теория» - теория познания – «чистая доска». Поппер критиковал, что материал который попадает к нам явл. субъективные знания. Было выделено: мир субъективного, объективного знания, надындивидуальное познание.

Субъективное – физический, предметной реальности, то, что человек воспринимает.

Объективный – психологическая реальность, которая связана с надындивидуальным познанием.

Надындивидуальный мир – догадки и объективное знание.

1980-хгг. – признали что его теория имеет место быть (написал её в 1934 г.)

Эволюция критериев научного знания.

Знание-продукт общественной,материальной,духовной деят-тилюдей.Идеальное выражение в знаковой форме,объектив-хсв-в,и связей,природный и человечесский фактор,совокупность усвоеных понятий.(развитие знан.ведет знание-начальн.умения-прост навыки-сложные навыки-сложн умения-мастрерство).

НАУКА-форма духовн.челов-кой деят-ти,основн.функц-выработка нов знаний.

ЭВОЛ,НАУЧН ЗНАН-предст собой формирование,конкуренцию и смену парадигм(совокупн теоретич,методологич предпосылок...)!

В 70е гг.19 века Пирсом сформулированы. Основной критерий –практические последствия, действия на основе знания.

«Позитивизм». Выражено в прагматизме.-Направление, которое рассматривает понятия суждения в терминах последствий осуществленных действий.

Польза -выгода к которым она приводит, разновидность прагматизма - Инструментализм – интеллект, средство приспособления к изменяющимся условиям среды.

Фаллибилизм – любое знание лишь приблизительно и вероятностно (Пирс). Любое научное знание может начинаться с любого даже самого бредового.

Релятивизм (Беркли) суть – существование вещей и свойств придается только в отношениях к другому (позиция от относительности истины).

Операционализм (Кембдон, 1920 г.) – автономность и относительность знаний. Научное знание не может рассматриваться без относительно психики индивида и ситуации его получения.

Номинализм – общее сводится к словамименам. Существование общих понятий в познающих их уме (концептуализм).

Рационализм – любое учение, согласно которому всякая реальность имеет основание для своего бытия.

Интуитивизм – высший акт разумного познания, который неисключает логического мышления и чувственного отражения (иррационален).

 

Критерии Эйнштейна

Любая научная теория должна

1.Не должна противоречить данным опыта и факта

2.Быть проверяемой на имеющем опытном материале

3.Отличаться естественностью, т.е. логической простатой предпосылок

4.Содержать наиболее общие определенные утверждения

5.Не являться логически произвольной выбранной среди приблизительно и аналогично построенных теорий

6.Отличаться изяществом, гармоничностью и красотой

7.Характеризовать многообразием предметов, в которую она связывает целостностью системы абстракций

8.Имеет широкую область своего применения с учетом того, что она не будет опровергнута

9.Направление дальнейших исследований. Указывать путь создания новой более общей теории, в рамках которой она остается отдельным придельным случаем

 

Дополнительно

1. Опытная проверяемость

2. Воспроизводимость

3. Внутреннее системное знание его формальная непротиворечивость

4. Открытость для критики

5. Свобода от предвзятости

6. Строгость

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: