ведёт к нежеланию, держа всё в своих руках, поступиться полномочиями, а значит, всё бремя
ответственности ложится лишь на ваши плечи.
Здесь (в полном согласии со смыслом описания) понадобится помощь другого человека. Он
массирует вас под лопатками и все мышцы верхней части спины.
· Низ спины (от лопаток до таза). Страх потерь.
Партнёр массирует левую и правую сторону спины и область лопаток.
· От основания черепа до верха спины, трапециевидные мышцы. Боязнь социальных
ошибок.
Партнёр нащупывает каждую мышцу от основания черепа до верха спины.
Голова и лицо (самостоятельно или с помощью партнёра).
Плавно, мягко, медленно массируете все костные поверхности, усиливая, где возможно,
давление и ослабляя его в более чувствительных местах. Массаж лба: от центра к периферии.
Брови: прижав указательный палец к межбровной области и далее мягко ведя по костным
выступам справа и слева. Глубоко – под челюстной костью, а также уши, потягивая и
поворачивая их. Энергично потрите скальп.
· Страх непонимания. Уши, шея, угол теменной кости.
· Беспокойство, сомнения. Лоб от бровей до линии волос.
· Гнев. Надбровные дуги и пространство между бровей.
· Предвзятость, склонность судить. Края глазных впадин и места крепления мышц.
· Стыд. Скулы.
· Страх подконтрольности. Нос.
· Боязнь разочарований. Область от основания носа до губ.
· Страх пережить отвращение. Рот, губы, мышцы вокруг рта.
· Опасения в своей неполноценности. Подбородок.
· Страх резкого неприятия (запахов, ощущений, обстоятельств). Челюсть.
Этот массаж, устранив напряжения, изгонит страх из тела – но не из жизни. Но и это не
мало: прочувствовав, что значит лишённое мышечных зажимов, расслабленное тело – а стало
быть, и гибкий ум, – вы научитесь сохранять это состояние даже в самые критические моменты.
На горе стразу, которому не будет где в вас, расслабленном и бдительном, «угнездиться».
Прощай, страх
Чем он более велик перед лицом опасности – мет звонче ликование, когда он одолён.
Найдутся ли ещё в жизни слова, дарящие большее удовлетворение, нежели «Я сделал это!»?
Каждый раз, взглянув в глаза стразу, но осуществив задуманное, вы практикуете Просветление.
Оказывается, страх – не тупик непрошибаемых стен, но полоса препятствий для развития
силы. Не конец света – а скорее свет в конце туннеля, пусть и слепяще-пугающий, но верно
указующий выход из тьмы боязливых самоограничений.
Итак, Восьмые врата позади. Но отмеренный путь ещё не пройден. Познав суть страха, мы
готовы без боязни взглянуть в свете истины на самих себя. Вернее, на собственную Тень.
ДЕВЯТЫЕ ВРАТА
Освети свою тень
Ребенок – открыт, чист и подлинен во всём многообразии своих
проявлений.
Но со временем ценности мира взрослых требуют от него
лишиться многих своих качеств – и ребёнок отрекается от них.
Создавая для прикрытия своей неполноценности маску за маской.
Пестуя идеализированный образ себя.
Культивируя одни аспекты своей личности и пряча в тень другие.
И тень его всё более темнеет.
Как перестать её бояться?
Как возвратить утраченную подлинность?
Подлинность и сострадание
Я ушёл в леса, ибо желал жить осознанно и неспешно, в виду лишь
сущностных явлений Жизни.
И вижу: не сумей я постичь то, чему это учит, – придёт час
умирать, и обнаружится, будто я и не жил вовсе.
- Генри Дэвид Торо
Поиск
Суть всего, чему учил Сократ, выражена в двух его словах: «Познай себя». А его ученик
Платон написал в своём трактате «Диалоги»: «Жизнь непознанная не стоит того, чтобы жить».
Сильные слова.
Мудрец же наших дней – Гарри Палмер – выразился так:
Со временем древних браминов, через всю историю греческой и римской цивилизаций и до
современных ревнителей реализации всего потенциала человека, одна доктрина, пусть и в
разных толкованиях, прошла через века неизменной. Красной нитью проходит она через каждую
духовную практику, философию и программу личностного роста – «Познай себя».
Даже ребёнок, выросший в полной изоляции на необитаемом острове, где нет ни общения с
себе подобными, ни традиций, однажды задаст себе извечные вопросы: «Кто я?», «Почему
существую?», «Что такое жизнь?».
Эти вопросы не загасить мирской суетой. Они освещают путь исканий, ведущий внутрь,
через смущение и замешательство ума, в таинственную сферу души и духа.
Мы уже узнали об одном из серьёзнейших опасений человека: страхе оказаться
посредственностью, лишиться наносной компетентности, обнаружив себя шарлатаном, а то и
просто глупцом. И его не устранить искусно сыгранной ролью, которой в конечном счёте
дурачишь лишь себя.
Но всё же есть метод окончательного избавления: оглянуться на собственную Тень. И
обнаружить: воистину, и глупец я, и шарлатан. А ещё герой и плут, вор и щедрый даритель,
осквернитель и ревнитель святости, мудрец в чередовании с последним дурнеем. И я, и вы –
бриллиант многих граней и не меньшего количества изъянов.
Каждый человек – как Луна, с её тёмной стороной, которую она
никому не кажет.
- Марк Твен
То, что мы о себе знаем, – лишь верхушка айсберга. Остальное мы, в испуге отрекшись,
прикрыли «тёмною водою». Вместе с частью личностной силы, творческим потенциалом,
одарённостью. Настало время исследовать обратную сторону своей души, дабы не осталось в ней
ничего отверженного. То есть такого, что пришлось бы, в ужасе шарахнувшись, отрицать или же,
из-за подспудной убеждённости в своей ущербности, слепо защищать.
Мы сойдём в Царство теней. Туда, где, брошены и позабыты, томятся части личности,
словно дети, ждущие, когда же за ними придут папа с мамой. И мы поймём там причины своих
отречений.
Царство теней – это обитель падших ангелов. Там находит свою смерть любой из
взлелеянных нами собственных имиджей. Иллюзия уступает место Реальности – новой и
целостной, рождая сострадание, смирение и ощущение подлинности.
Представляете, сколько энергии, сил, внимания высвободится, расходуемых ныне на
поддержание в «боевой готовности» всех наших личин и масок, созданных единственно из
страха быть самим собой!
Тьма и свет
Как-то я и Сократ, мой учитель, прогуливались по ночной улице. Неспешно текла беседа,
мерцали видные взору, несмотря на фонари, огоньки звёзд. И вдруг мы увидели две тёмные
фигуры, с явно недобрыми намерениями близящиеся к нам. Сократ шепнул мне: «Порой
приходится иметь дело с тьмою, прежде чем сподобишься узреть проблеск света».
Где есть свет – там будет и тень. Нет «извне» без «внутри». Каждый взлёт подстерегает
падение. И сколько бы всего ни становилось явным, Тайны не убудет. Теневая сторона есть у
наций, сообществ, групп духовного роста и культур. Но сейчас нас интересуют не они, а своя,
личная Тень.
Нет света без тени, и психической цельности – без изъяна.[31]
- Карл Юнг
Питер Пэн, как, быть может, вы помните по сказке Дж. Барри, теряет свою тень. И ему
приходится идти на риск быть обнаруженным, предстать таким, какой он есть, – ибо нужно
отыскать свою тень любой ценой. То же самое предстоит в Девятых вратах и нам с вами.
Без своей тени Питер не чувствует себя самим собой. И не так уж важно, понимал ли
Джеймс Барри всю глубину придуманного им сюжета. [32] Важнее то, что истины, о которых
повествует его сказка, взяты из жизни каждого из нас – всем предстоит отыскать свою Тень.
Путевые вопросы
И начнём мы, как всегда, с наводящих вопросов.
· Сколь часто вы защищаетесь в случае оскорблений или обвинений в свой адрес и
насколько рефлексивно это делаете?
· Сколько раз в жизни вы крали и лгали? Не ошибитесь в подсчёте.
· Возникает ли внутренний протест, когда вы отдаёте больше, нежели получаете?
· Достается ли вас справедливая доля жизненных благ?
· Есть ли у вас претензии к родителям из-за допущенных ими ошибок?
· Считаете ли, что делаете для близких больше, чем они для вас?
· Знаете ли вы себя?
· Вы хороший человек? Плохой? Или то и другое?
· Назовите две-три особенности поведения окружающих, которые вас более всего
раздражают. Есть ли в вас нечто такое, что побудило бы поступать так же?
Честно исследовав свою теневую сторону, легко понять: в каждом из нас живёт частица
всех других. А это – шаг к состраданию.
Выводя тень на свет
Тень есть сумма отринутых и обесцененных аспектов человеческой натуры. Она – это всё
то, чем, как очень хочется считать человеку, он не является.
Представьте: вы привели домой прелестного щенка волкодава, но он настолько не
понравился вашим домочадцам, что и вам нравиться перестал. И вы не нашли ничего лучшего,
как тайком запереть его у себя в чулане. Своим вы наплели, что щенок сбежал, а вскоре и сами
забыли о его существовании.
Но он всё ещё здесь, у вас. И незаметно вырос, лишённый забот и внимания, в свирепого,
злобного пса. Его бы вывести погулять на свет божий, отстоять перед близкими, дать
порезвиться, поиграть с ним – и был бы у вас удивительный друг, преданный, сильный и
храбрый. Отрицая его существование, вы потеряли всё это. Зато «обрели» рассвирепевшего от
многих лет заточения зверя. Что будет, когда он сам вырвется на волю из своей темницы?
Подсознательно вы помните о нём, и потому, что бы ни делали, опасливо поглядываете, сами не
зная от чего, на дверь чулана, а то и, будто невзначай, припираете её для верности плечом. А
ведь некогда то был всего лишь ласковый щенок, который мог стать верным другом.
Этой притчей я хочу сказать, что отвергаемые аспекты личности не обязательно изначально
злы и аморальны. Всё зависит от воззрений и принципов людей, среди которых вы росли. Если
то была пацифистская среда, то отвержена у вас, скорее всего, здоровая агрессивность и
напористость. А если среди домашних царил дух соперничества, то вы пренебрегли своей
чувствительностью. Если рассмотреть здесь гендерную составляющую, то многие мальчики,
взрослея, начинают усердно подавлять внутренний испуг и страх (чтобы не выглядеть
«слабаками»), теряя вместе с тем и нежные стороны своей души, то есть черствея. Девочки же, в
основном, отвергают гнев, лишаясь заодно и сильных качеств воина.
Есть ещё одна интересная категория людей: асоциальные личности. Действуя из мотивов,
отвергаемых обществом (здесь тоже, кстати, есть о чём подумать!), они, как правило, чуждаются
своих ранимых, полных детского смущения сторон души и даже свойственного им сострадания,
считая их признаками слабости.
Итак, всё отвергаемое человеком отступает в тень. В его собственную Тень.
Реальность светотени
Всё в этом мире несёт в себе свою противоположность. Детский клоун, веселящий ребятню,
в душе может быть прожженным циником. Внутри понурого пессимиста затаился полный
надежд оптимист. А «поскреби» хорошенько ревнителя нравов – и покажется одержимый
наслаждениями гедонист.
Суть Тени вот в чём: в нас есть всё – высокое и низкое, святость и грех, строгость и
распущенность. И что в этом плохого? Кто заповедал нам принимать лишь позитив, избегая
негатива, хвататься за доброе, скрывая злое?
Поймите меня правильно: просветление теневой стороны – это вовсе не приглашение
дьяволу заглянуть к вам на огонёк. И не разрешение разгуляться своим подавленным страстям.
Когда я, например, окончательно признался самому себе, что, наряду с трудолюбием, едё и
ленив, как сытый кот на солнышке, то стал лучше отслеживать тихие поползновения предаться
лености под видом «созерцательной расслабленности».
Познавший обратную сторону своей души способен ясно видеть все развилки жизненных
путей в момент судьбоносных решений. И выбор его поэтому куда более осознан.
Суть самоуважения
Для иных из нас путь к духовному пробуждению есть курс на бесконечное улучшение себя.
Иными словами, на обладание счастливой и приятной во всех отношениях личности, добротно
защищённой от житейских невзгод и уважающей саму себя.
Но самоуважение у таких «духовно алчущих», как ни странно, остаётся весьма низкого
уровня. Впрочем, не странно. Ибо оно целиком обращено на искусно вылепленную маску,
великолепный имидж. А откуда же тогда возникает уважение к себе, столь рабски
подчинившему свою жизнь созданию приукрашенных подобий своего живого лица?
Даже талантливые, состоятельные, успешные люди рискуют остаться беспокойными и
полными сомнений в своей полноценности, если привыкают прятаться за социальной маской.
Ведь самоуважение обретается через подлинности и сострадание – к себе и другим, – когда
явственно видишь и принимаешь обе свои стороны: светлую и тёмную.
Никто не в состоянии осознать свою Тень без нравственной
борьбы.
Ведь это означает признать тёмные аспекты своей личности как
реально присутствующие.
- Карл Юнг
Невозможно пи принять себя, ни стать собой до тех пор, пока себя не познаешь. Лишь тогда
обретаешь сочувствие к себе и людям, принимая их во всём разнообразии качеств. Весь мир
тогда словно зовёт тебя: «Приходи таким, какой ты есть» [33]
Приятие себя, людей и мира открывает путь переменам. Начинаешь понимать, сколь
истощает жизненные силы поддержание «социального фасада». Жизнь становится развитием
без диких перенапряжений, когда перестаёшь бежать от мнимой неполноценности и что-либо
кому-либо доказывать.
Зачем?
Реальность есть танец дуальностей: ночи и дня, света и тьмы, высшего и низшего. Конечно,
куда как приятней перебирать идеалы, надежды и мечтания, чем погружаться в потёмки
собственной души.
– К чему, вообще, открывать этот ящик Пандоры? – может, спросит иной читатель. – Да,
есть во мне то, на что глаза бы мои не глядели. Так давайте не будить лихо, пока оно тихо. А не
бросаться, как вы предлагаете, ему навстречу с распростёртыми объятиями.
Свет всегда популярнее тьмы. Но причин для просветления последней – предостаточно. И
вот важнейшие из них:
Целостность. Приняв своё отверженное «я», вы узрите весь спектр свойств человеческой
натуры, многообразие чувств, стремлений, склонностей – это ли не «познание себя»? Став
целостным, самодостаточным – внесёте это качество во все свои взаимоотношения. А значит,
перестанете мучить себя и других как внезапными разрывами, так и вымученностью давно
иссякших отношений.
Подлинность. «Слов нет, я не ангел! – воскликнув, согласится иной читатель. – И ошибок у
меня предостаточно. Так, может, мне лучше не Тенью заниматься, а к Свету из всех сил
тянуться?»
При таком подходе, как показывает опыт, не удаётся ни то, ни другое. Лишь тот, кто
подлинно алчет первого, пускается на поиск второго. Да и, к слову сказать, как осветишь тьму,
не востребовав света?
Пока человек не охватит сознанием весь присущий ему спектр качеств – мудрость и
глупость, честность и лживость, благородство и низость, – его не оставляет смутное ощущение,
что он не существует в полной мере.
Многие, знаю, носят в себе затаённый страх того, что узнай их окружающие по-настоящему
– непременно отвергнут, как последних изгоев. И потому мы показываем себя миру
фрагментами.
Приняв же потаённую часть своей души, человек становится цельным, как кусок гранита.
Фактом (с большой буквы), с которым невозможно не считаться. Может, поэтому цельные люди
столь притягательны?
Ясность выбора. Скрытые факторы судьбы – к коим относится Тень – именно этим и
опасны. То, о чём знать не знаешь, невозможно учесть. И как оно, незримое, проявится в
критический момент – никто не скажет.
Недавно пресса писала именно о таком случае. Некий литературный агент с
безупречнейшей репутацией выставил на аукцион курируемый им роман. Все, кроме одного из
издателей, в последний момент от участия в аукционе отказались. Тут-то бы и надо нашему
приверженцу деловой честности уведомить оставшегося издателя, что на финишной прямой
остался он один. Но «та часть меня, о существования которой я даже не догадывался!» коварно
нашептала промолчать. Так что издатель купил права на книгу, заломив цену для обгона
конкурентов, которые давно уже сошли с дистанции сами. Но, должно быть, этот литературный
агент, весьма сведущий по долгу службы в современной беллетристике, порядком подзабыл
одни древний бестселлер, в котором ясно говорится: всё тайное со временем становится явным.
Стала явной в скором времени и его молчаливая ложь – издатель, мнивший себя победителем,
узнав обстоятельства дела, с гневом отказался от приобретения. И наш герой лишился гонорара
вместе с репутацией. Мораль истории проста: знай он, что в нём таится такая нечестность, – сто
раз бы подумал, прежде чем промолчать.
«Та часть меня, о существовании которой я даже не догадывался…» Да, это именно та
самая часть, стараниями которой иные пастыри «душ человеческих» неожиданно – и для других,
и для самих себя – бегут с деньгами прихожан. И это та часть, о которой несколько больше
известно тем телепроповедникам, чья Тень – во плоти и крови – кутит в свободное от
проповедей время по барам и борделям.
Этот последний случай я бы не назвал подлинным знакомством с Тенью. Отвергаемым
чертам – агрессии, самолюбию, соперничеству – надо дать возможность конструктивного
проявления. Например, в спорте или боевых искусствах (что касается упомянутых
проповедников, то я бы посоветовал им сделать чёткий выбор – бордель или амвон). Кстати, из
честнейших людей, хорошо знакомых с тайниками своей лживости, получаются куда более
талантливые романисты и актёры.
Подавление «дурных» сторон своей души – вовсе не способ её очищения. Не нужно
отрицать наличие в себе зла – признай его и поступай добросердечно!
Те же, кто обращают внимание лишь на хорошие свои качества, отворачиваясь от плохих, –
рискуют получить коварный удар в спину.
Сопереживание. Когда я познал множество своих негативных «я» – эгоист, дилетант,
лентяй, врун, трус, притворщик, – мне стало значительно сложнее осуждать других. Многие зло
подшучивают над теми, кто пытается казаться кем-то другим, а не собой, – до тех пор, пока не
осознают, что и сами, объятые точно теми же страхами, вовсю участвуют в сей странной игре.
Работа с Тенью не имеет никакого отношения к самокритике – осуждение лишь загоняет
скрытые качества ещё глубже в подсознание, ставит вас на край пропасти самоотрицания.
Наоборот, радушно пригласите Тень в обитель своего Духа. Исследуйте сей тёмный лес,
сделайте его светлее – не путём вырубки мечом осуждения, но засветив маяк сострадания.
Высвобождение сил, расходуемых на поддержание имиджа. «Моралист, распутник,
гордец, грубиян, лицемер, скряга, расист и, без малого, сексуальный маньяк – и это тоже я».
Этот вывод – итог глубокого самоисследования – позволил мне, как ни странно, расслабиться
наконец и перестать беспрерывно доказывать себе и другим, что я не тот, кто есть на самом
деле. И высвободилась такая уйма внимания и сил, что их с лихвой хватило на то, чтобы
явственно видеть все свои подспудные порывы и даже сублимировать энергию некоторых из них
на благо себе и окружающим (которых, кстати, уже язык не поворачивался за что-либо
осуждать).
До тех пор пока человек не узнал своих тёмных сторон, он будто на странном бале-
маскараде, где маски играют во влюблённость, но сердца – немы и глухи.
Во внутреннем мире человека – иные законы, чем в мире внешнем: отворачиваясь от своей
Тени, он отворачивается и от Света. И слиться с нею здесь означает не раствориться в ней, но
воссоединиться, обретя утраченную с далёкого детства цельность.
Поиск тени
– Если теневая сторона моей личности, – должно быть спросит читатель, – таится в
лабиринтах подсознания, а стало быть, уму моему не известна, то как её, неведомую, принят?
– Есть методы её обнаружить и познать, – отвечу я. – И вот какие:
Сны. Воистину, это спектакль, где режиссёр, сценарист и актёры – Тень. Здесь она
раскрывает себя через множество знаков и символов. Каждый персонаж сна есть аспект
личности спящего: мать, отец, незнакомец, святой, вампир, клоун, ведьма, волк, змея,
принцесса… Эти и другие образы – архетипы – аспекты его скрытых «я», проступивших из Тени
в призрачном свете сновидения.
Медитация. Это не только хороший способ заглянуть вглубь ума, но также и одно из
главных средства знакомства с Тенью. В сидячей медитации, как и в снах, открывается
содержимое подсознания, которое человек в страже прячет от себя и мира. По сути, медитация
есть форма исповеди и душевного катарсиса: из потаённых уголков психики на поверхность
сознания поднимаются гадкие, порочные, ужасные мысли – для того, чтобы их наконец
отпустили. И та истина, которая, как вы опасались, вас до основания разрушит, – явив себя
свету, вас освободит. [34]
Самонаблюдение во взаимоотношениях. Они – особенно те, где правят бал эмоции, –
многое скажут о вашей теневой стороне. Внимательно наблюдая за тем, что вас более всего
раздражает и бесит в других, вы разглядите, как в зеркале, нависший силуэт своей Тени.
Ненавидящий какого-либо человека, ненавидит в нём то, что
является частью и его самого.
Ведь всё то, что не напоминает ненавистнику самого себя, его
никак не затрагивает.
- Герман Гессе
Та Тень, о которой мы ведём речь, в отличие от обычной, физической, – не слепой
имитатор ваших телодвижений, но живёт своей потайной жизнью, бурля незримыми порывами
и чувствами – тем яростней, чем более они подавлены. Оглянитесь – и в вашей воле будет
направить сей разрушительный поток в конструктивное русло.
Творчество. Его великое преимущество в том, что вы свободно, спонтанно, не мудрствуя и
не лукавя, изливаете на бумаге, на холсте или в аккордах то, что ощущаете, видите, чувствуете,
открывая тем самым каналы обратной связи между сознанием и подсознанием. Появляется
возможность поиграть во все свои «я», побыв каждым персонажем театра вашей жизни.
Два в одном
У человека, как мы уже знаем, не один, а два ума – правый и левый. Они как два очень
разных гребца одной лодки: трудоголик и лентяй, учёный педант и раззява-мечтатель, бедняк и
богач, мужчина и женщина, идеалист и прожжённый прагматик… Сама двойственность
природы человеческого сознания провоцирует конфликт между ними. Но давайте помнить: если
хочешь достичь заветного берега – грести нужно слаженно. [35]
Равновесие души
В вечной игре полярных противоположностей человек склонен ценить одну крайность,
отворачиваясь от другой. И тогда за его спиной вырастает Тень.
Оскар Ичазо, мудрый мастер современности, обнаружил в людях существование девяти
дуальных пар с их характерными внутренними отношениями. Я свёл эти данные в лаконичную
таблицу, содержимое которой следует понимать так:
· Внутри любого пуританина таится гедонист; внутри каждого гедониста есть пуританин.
Один отрицает другого.
· Внутри каждого самоуверенного павлина есть нерешительный цыплёнок. И наоборот:
внутри любого цыплёнка есть павлин. Один обесценивает другого.
И так далее…