Основные черты смешанной российской экономики




Современная российская экономика – продукт разнонаправленных усилий, предпринимавшихся государством в новейшей истории страны. При построении смешанной экономики России в начале 90-х годов была сделана попытка реализовать леворадикальный вариант либераль­ной экономической модели (классический либерализм). Его составными моментами являются: индивидуализм, личная свобода и самостоятельность, равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав, и политические свободы и минимум присутствия государства.

Однако, большинство из этих условий не было реализовано. Надо отметить, что этого следовало ожидать, поскольку классическая либеральная модель не отвечает реалиям сегодняшнего дня. А потому и не могла быть создана в принципе как система.

Реализация либерального подхода была возможна, то только на принципах идеях неолиберализма, который отошел от примитивного понимания рынка как совершенно свободной игры экономи­ческих сил и признал, что рыночная экономика нуждается в государстве как создателе и защитнике правил экономического поведения, арбитре в конфликтах, инициаторе создания благоприятных условий для развития бизнеса, субъекте определения национальных приоритетов развития и т.д.

Таким образом попытка построить работоспособную экономическую систему либерального типа, покоившаяся на ошибочных подходах, потерпела фиаско. Это проявилось в прогрессирующем развале экономики, реакцией на который стал уход в другую крайность – восстановление сильного вмешательства государства в экономику как средство ее стабилизации. В итоге и создано нечто, не похожее ни на американскую модель, ни на западноевропейскую, ни на японскую.

Как можно охарактеризовать сложившуюся российскую модель смешанной экономики? Любая национальная модель смешанной экономики специфична. Ее специфика определяется, прежде всего, тем, какую главную задачу и каким образом должна экономическая система решать на данном этапе общественного развития. Эта задача отражает понимание власти целей и возможностей экономического развития, а также способность этой власти реализовать это понимание.

Можно сказать, что современная российская система нацелена на восстановление экономической мощи страны посредством догоняющего развития. Отсюда попытка заимствования опыта передовых стран. При этом восстановление экономической мощи не рассматривается как задача, всецело предопределяемая необходимостью роста благосостояния. Рост благосостояния здесь – лишь одна из задач наряду с задачей обеспечения прочных геополитических позиций страны. Этот рост рассматривается скорее как необходимый фактор внутриполитической стабильности.

Специфика национальной модели смешанной экономики определяется и тем, как соотносятся в ее рамках две стороны противоречия «экономическая эффективность – социальная справедливость». Здесь необходимо отметить, что, хотя 37% расходов консолидированного бюджета РФ и ГВБФ идет на социальные цели, существующая российская модель сочетания рынка и государственного регулирования не нацелена на решение проблемы социального равенства. Об этом говорят многое факты: высокий уровень социального расслоения и отсутствие мер по его снижению (налоги); отсутствие развитого механизма поддержки наиболее незащищенных слоев населения; высокий уровень бедности (бедных -70%, нищих – 9%); низкая доля среднего класса (16%); высокая степень эксплуатации и низкая защищенность труда и ряд др. К началу 2014 г. в стране отмечался высокий уровень занятости, однако это явилось следствием не столько последовательной политики в этой области, сколько сложившимся преимущественно экстенсивным характером развития, который в условиях роста обусловил рост спроса на трудовой фактор. Сегодня проблема полной занятости обострилась, но у страны отсутствует концепция и механизм ее решения.

Однако, как это ни парадоксально, она не нацелена и на эффективность. Об этом говорит неизменность ситуации с уровнем производительности труда в стране. Сохранение высокой степени непосредственного участия государства в производстве, отсутствие должного внимания к формированию конкурентной среды говорят о том, что эффективность не является главным приоритетом государственной политики.

Третий важный момент, отражающий особенность национальной модели смешанной экономики – степень и формы присутствия в ней государства. Как уже говорилось, для России характерна высокая степень присутствия и в сфере непосредственного производства, и в сфере регулирования.

Присутствие в сфере непосредственного производства представляется избыточным. Доля госсектора в ВВП достигла 50%. Государственные предприятия - это в основном крупные и очень крупные предприятия. Об этом говорит тот факт, что предприятия государственной, муниципальной и смешанной российской собственности составляют 8% их общего числа всех предприятий. Такое положение дел порождает высокий уровень рыночной власти и способствует ее поддержанию. Конечным обладателем этой рыночной власти является владелец предприятий – государство в лице группы лиц, стоящих у власти.

Такому присутствию государства в сфере непосредственного производства есть экономическая и политическая причины. Экономическая причина - это отсутствие полноценного рыночного механизма, включающего эффективную защиту прав собственности, реальную экономическую свободу хозяйствующих субъектов, высокий уровень конкуренции, развитый фондо­вый рынок и ряд др. Все это подавляет предпринимательскую мотивацию. Государство вынуждено компенсировать недостаток предпринимательской активности. Политическая причина – необходимость воспроизводства экономической базы властных групп.

Действие обеих этих причин приводит к тому, что экономика воспроизводит экономические условия, ее породившие, и себя саму в неизменном качестве.

Специфика участия государства в экономике проявляется и в его регулирующей функции. Она многопланова.

Если говорить о нормотворчестве, разработке правил экономической деятельности, то необходимо отметить ряд моментов, препятствующих эффективному развитию. Это и отсутствие системности правил, и отсутствие их долгосрочной устойчивости. Кроме того институциональная мотивация лиц, разрабатывающих и принимающих нормативные акты отражает интерес исполнительной власти, который не тождественен объективным целям экономического развития. Некачественность правил дополняется низким уровнем их защиты, прежде всего, - прав собственности и контрактов, что является критичным для устойчивого функционирования смешанной экономики. К тому же имеет место коррупционная манипуляция существующими правилами со стороны контролирующих структур, для которых некачественность правил является положительным фактом. Сегодня по некоторым оценкам избыточный контроль обходится бизнесу в 7,5% ВВП.

Важной функцией государства в смешанной экономике является осуществление мер экономической политики, обеспечивающих устойчивость экономического роста. Следует отметить, что Правительство и Центробанк осуществляют достаточно активное макроэкономическое регулирование налогово-бюджетными и денежно-кредитными средствами. Однако главным его недостатком является фактическая направленность на стабилизацию экономического положения и предотвращение углубления кризисных явлений, а не на рост экономики.

Фактически, не смотря на декларации, не проводится какой – либо последовательной структурной политики, вследствие чего воспроизводится сложившая в последние десятилетия неэффективная структура экономики. Не смотря на провозглашение модернизации приоритетом экономической политики, не осуществляются системные меры, обеспечивающие качественную перестройку экономики. Не создаются необходимые инвестиционные и институциональные предпосылки модернизации.

Сильная поддержка инвестиционной и инновационной активности бизнеса в форме прямого финансирования и долевого участия в совместных проектах по линии государственно-частного партнерства отсутствует. Налицо хроническая нехватка и дороговизна инвестиционных ресурсов, которая сочетается с вялостью мотивации бизнеса к осуществлению долгосрочных инвестиций и инновационному поиску. Государство пытается закрыть эту брешь, направляя собственные ресурсы на инвестиционные цели и реализацию проектов инновационного развития. Однако эти ресурсы явно недостаточны в сравнении с текущими инвестиционными потребностями страны. Поэтому их вливание не в состоянии обеспечить комплексную инновационную модернизацию экономики. Кроме того их использование оказывается неэффективным вследствие действия коррупционного и ряда других факторов.

В смешанной экономики важнейшей регулирующей функцией государства является осуществление мер поддержки конкуренции. Серьезных последовательных мер в этой области не наблюдается. Сегодня в экономике доминируют крупные предприятия. В целом в РФ 2 млн 900 тысяч предпринимателей. Однако доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 21% (при том, что за десять последних лет малый бизнес вырос на 37%), в то время как в других странах этот показатель – более 50%. Одна из причин пассивного отношения государства к этой ситуации - оно заинтересовано в минимизации числа участников рынка, поскольку это упрощает контроль экономики. Кроме того, в стране отсутствует эффективная система борьбы с картельными сговорами предпринимателей. Наконец существует сильное неформальное влияние чиновников на участников рынка, подрывающее принцип равенства. Существуют избранные предприниматели и представители «семейного» бизнеса чиновников, получающие преимущества доступа к госзаказам, субсидиям и пр.

Государство с этими явлениями фактически не борется, хотя они серьезно деформирует рынок и принципы его функционирования. Для экономической среды России стал типичным высокий уровень рыночной власти, подрывающий конкуренцию и основы интенсивного развития. При этом надо учитывать, что масса крупных предприятий полностью либо частично находится собственности государства и имеет место влияние политических интересов власти на их экономический выбор. Это порождает нерыночную мотивацию их поведения, которая через механизм рыночной власти крупных предприятий на соответствующих рынках искажает ход происходящих на них процессов.

В непосредственной связи с поддержкой конкуренции находится поощрение предпринимательской активности. Следует отметить, что опредедленные меры государством в этом плане принимаются. Есть льготы для малых предприятий, предприятий-экспортеров, предприятий, связанных с импортозамещением (лекарства). У регионов РФ появились новые возможности для поддержки бизнеса (право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, право снижать с 6 до 1% ставки для работающих по упрощённой системе налогообложения). Определенные меры предпринимаются в части финансовой поддержки предпринимательства. Из федерального и местных бюджетов предоставляются субсидии на развитие сельского хозяйства, малого бизнеса, модернизацию и инновации. Кроме того, Правительство в 2013 году обещало не повышать налоги на бизнес до 2018 года. Это обещание пока что действует.

Однако нет системы мер поддержки, в комплексе решающих проблемы развития предпринимательства. В сфере бизнеса, особенно малого и среднего предпринимательства не устранены главные институциональные препятствия: неадекватная и нестабильная правовая база, регламентирующая предпринимательскую деятельность; незащищенность собственности; низкая эффективность судебной системы разрешения конфликтов; бюрократические препоны и проверки; влияние криминальных структур и коррупция.

Сохраняется высокая налоговая нагрузка. Хотя следует отметить, что в России она не является экстраординарной. Налог па прибыль – 20 % ((Индия - 42%, Ю.Корея -24%,). Налог на имущество организаций не превышает 2,2%. Учитывая высокую долю теневой части бизнеса, фактическая ставка оказывается сопоставима с такими странами, как Германия (16%) и Болгария (10%). Проблема состоит в другом: не в размере, а в политике налогов. В РФ упор делается на фискальную функцию. Стимулирующая функция развита слабо. Недостаточно используются разные налоговые инструменты стимулирования предпринимательской активности как, например «налоговые каникулы», льготные ставки и пр.

Отсутствует поддержка инвестиций на фоне острой нехватки у бизнеса собственных финансовых ресурсов и неблагоприятной ситуацией на рынке заемных средств. В кредитной сфере налицо хроническая низкая склонность к кредитованию новых малых и средних предприятий, высокая ставка процента (15-17%) невысокие сроки кредитования (до 2-х лет).

Не смотря на предпринятые в начале 2000-х попытки оптимизации государственного регулирования под лозунгом дебюрократизации и снижения административных барьеров в экономике, которые частично удались и позволили снизить эти барьеры на 20-30%% (по данным Всемирного банка). Ситуация радикально не изменилась. Соответственно, для экономики РФ остается характерным высокий уровень трансакционных издержек, ограничивающий возможности роста.

Не случайно в 2012 году Россия в рейтинге Всемирного банка по условиям осуществления предпринимательской деятельности заняла 120 место. И не случайно В. Путин поручил Правительству России принять меры, чтобы в 2015 г. подняться до 50-го места, а в 2018 г. – до 20-го места в этом рейтинге.

Большие надежды в плане устранения проблем в части развития бизнеса связываются с созданным в 2015 году единым органом по поддержке малого и среднего бизнеса - Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Оно должно заняться:

· синхронизацией мер поддержки, которые уже выработаны для малого и среднего бизнеса

· поиском путей снижения административных барьеров

· облегчением доступа малого бизнеса к госзаказу

· привлечением денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса

· организацией информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса

· обеспечением информационного взаимодействия малого и среднего бизнеса

с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

Российская модель смешанной экономики имеет специфику и в плане социальной ориентации экономических процессов.

Тот факт, что 37% расходов консолидированного бюджета государственных внебюджетных фондов РФ расходуется на социальные цели, означает, что социальные проблемы являются одним из приоритетов экономического развития. Вместе с тем, абсолютные размеры расходования экономических ресурсов на решение социальных проблем не соответствуют остроте этих проблем. Вследствие этого важнейшие из них оказываются не решенными на достаточном уровне. Так, в стране не обеспечен приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения. Нет прогресса в сфере выравнивания доходов и противодействия социальному расслоению населения.

Существуют проблемы в части эффективности использования ресурсов, расходуемых государством на социальные цели. Социальная ответственность бизнеса, его участие в решении вопросов социального плана несопоставимы с ситуацией в равитых европейских странах.

В качестве положительного факта следует отметить, что в стране обеспечен и стабильно поддерживался на протяжении предшествующего 10-летнего периода высокий уровень занятости. Вместе с тем, такое положение дел было обусловлено преимущественно экстенсивным развитием посткризисной экономики страны, базировавшимся на расширении производства в трудозатратных сферах деятельности. Такое развитие не могло создать прочную базу для поддержания высокой занятости в длительной перспективе. Современный кризис, сопровождающийся сокращением занятости. это наглядно показал.

 

Коррупция как элемент российской экономической системы

В начале 90-х годов старый механизм управления экономикой был разрушен, а новый еще не создан. Появилась потребность в экономических институтах, позволяющих решать проблемы в условиях высокой неопределенности, слабости государства как источника порядка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: