Практическое занятие № 3.




НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Орфоэпические нормы

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятий “орфоэпия”, “норма”, “вариант”.

2. Назовите основные орфоэпические нормы произношения гласных звуков. Приведите примеры.

3. Назовите основные орфоэпические нормы произношения согласных звуков. Приведите примеры.

4. Назовите основные орфоэпические нормы произношения иноязычных слов. Приведите примеры.

5. Что такое старомосковское произношения? Когда оно сформировалось? Приведите примеры.

6. Под влиянием каких разновидностей национального языка появляются ошибки в произношении?

7. В чем заключаются особенности русского ударения и акцентологических норм?

8. Каков характер ударения в русском языке?

9. Какие существуют разновидности аббревиатур? Каковы особенности их произношения?

 

Практические задания

Задание 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в следующих словах, укажите вариантные случаи постановки ударения.

Бармен, банты, бантов, каталог, туфля, адюльтер (супружеская неверность), торты, жизнеобеспечение, простыней, договор, апостроф, генезис, асимметрия, прогул, квартал, шофер, донельзя, звонит, красивее, намерение, оптовый, обеспечение, памятуя, столяр, тотчас, упрочение, яслей, мусоропровод, афера, втридорога, одновременно, диоптрия, диспансер, зонта, иначе, исповедание, камбала, кета, кирзовый, коклюш, кремень, ломота, ломоть, маркетинг, мастерски, мизерный, надолго, новорожденный, оброненный, опека, оседлый, пиццерия, пломбированный, премирование, премированный, подогнутый, сосредоточение, тефтели, украинский, христианин.

F Задание 2. Определите, в каких словах согласный перед е является твёрдым. В каких случаях наблюдаются варианты произношения? В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

 

Деспотия, адекватный, бенефис, вертеп, дебют, апартеид, астероид, ватерлиния, синтетика, тест, тетрациклин, альма-матер, аденоиды, атеизм, аутсайдер, шедевр, бижутерия, бутерброд, грейпфрут, интерьер, кашне, тет-а-тет, брудершафт, гротеск, турне, термос, диспансер, прессинг, декан, юриспруденция, декада, вундеркинд, девальвация, депо, дерматолог, кредо.

Задание 3. Прочитайте следующие аббревиатуры, расшифруйте их (например, ООН – Организация Объединенных Наций), определите тип их произношения (буквенный, звуковой или буквенно-звуковой (смешанный).

аббревиатура значение аббревиатуры тип произношения
ОАО    
МГИМО    
ЦСКА    
МИД    
ЕИРЦ    
МКАД    
ТЭЦ    
АЗС    
загс    
ВМФ    
ОМОН    
НАТО    
НДС    
ИНН    

Задание 4. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

Без умолку, набело, мастерски, завидно, задолго, издавна, исподволь, втридорога, втридешева, наотмашь, наискось, надолго.

Практическое занятие № 2.

Тема: «Лексические нормы. Фразеологические нормы»

Вопросы и задания:

1. Слово как основная номинативная единица языка

2. Стилистически нейтральная лексика

3. Стилистическая окрашенность. Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная лексика. Двуплановая стилистическая окрашенность.

4. Употребление многозначных слов и омонимов

– Ошибки, связанные с неправильным употреблением омонимов и многозначных слов.

5. Употребление синонимов. Ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

6. Использование антонимов. Ошибки, связанные с неправильным употреблением антонимов.

7. Паронимия. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

8. Речевая недостаточность и речевая избыточность.

9. Лексическая сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.

10. Фразеология. Дайте определение фразеологизмам. Структурные особенности фразеологизмов.

11. Вариантность и синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

12. Какие группы фразеологизмов выделяют с точки зрения происхождения? Приведите примеры.

13. Какого рода ошибки в употреблении фразеологизмов встречаются в речи?

 

Практические задания

Задание 1. Составьте небольшой рассказ, в который вошли бы предложенные синонимы:

Красный, алый, пунцовый, багровый, кровавый, кумачовый, рубиновый (рубинный), гранатовый.

Задание 2. Найдите и подчеркните антонимы, к каждому из них подберите синонимы.

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые (Б. Черкасов).

Задание 3. Выберите из приведенных в скобках слов существительные, сочетающиеся с соответствующим прилагательным-паронимом.

Технический – технологический (перерыв, прогресс, характеристика). Памятныйпамятливый (человек, подарок, встреча, поездка). Практическийпрактичный (конференция, направленность деятельности, одежда, человек, интерес). Расчётливыйрасчётный (траектория полета, невеста, скорость, сосед, книжка). Сломанныйсломленный (аппарат, человек, рука, борец). Целыйцельный (день, кусок мрамора, натура, чашка, молоко). Экономическийэкономичный (теория, ведение хозяйства, наука, машина). Жесткость – жестокость (дивана, детей, характера, игры, климата, сроков). Явный – явственный (заговор, ложь, брак, враг, запах, звук, необходимость). Болотный – болотистый (местность, лихорадка, край, испарения, техника, цвет, растительность, пойма).

 

Задания 4. Подберите все разновидности омономов (по 4 примера) и составьте с ними предложения.

Задания 5. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов (не менее трех слов в ряду).

Дипломат – дипломант – дипломник.

Ветреный – ветровой – ветряной – ветряный

Масон – мусс – муссон – муст

Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.

Неприглядный – непроглядный.

 

Задание 6. Пользуясь словарями синонимов и фразеологическим словарем подберите 5 синонимических рядов фразеологизмов (не менее 4-х фразеологизмов в ряду). Объясните значение этих фразеологизмов.

Задание 7. Пользуясь словарем антонимов и фразеологическим словарем подберите 5 антонимических пар фразеологизмов. Объясните их значение.

Задание 8. Придумайте предложения, в которых указанные ниже словосочетания упо-треблялись бы: а) как свободные; б) как фразеологические. Объясните значение фразеологизмов.

Открыть рот, вариться в собственном соку, бросить камешек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазухой, пройти мимо, протягивать руку, заткнуть за пояс, засучить рукава, зажать рот.

Задание 9. Пользуясь словарём фразеологизмов, определите лексическое значение и стилистическую окраску следующих фразеологизмов (книжный, нейтральный, разговорный, просторечный).

1. Золотой дождь

2. Двуликий Янус

3. Играть в бирюльки

4. Зубы положить на полку

5. Иерихонская труба

6. Во все тяжкие пуститься

7. Втирать очки кому-либо

8. Гога и Магога

9. Имя им легион

10. Каинова печать

 

Задание 10. На материале газет найдите примеры трансформации фразеологизмов, использованных в качестве заголовков газетных статей, восстановите начальную форму фразеологизма. Насколько удачна такая трансформация? Аргументируйте свое решение.

 

 

Практическое занятие № 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: