Тема: «Морфологические нормы»




 

Вопросы и задания:

1. Предмет изучения морфологии.

2. Категория одушевленности/неодушевленности. Трудности в употреблении форм имен существительных, связанных с категорией одушевленности/неодушевленности.

3. Категория рода. Колебания в роде имен существительных и их причины. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний. Существительные общего рода. Род имен существительных, являющихся наименованием лиц по профессии, должности, званию.

4. Род несклоняемых существительных. Грамматические и семантические показатели форм рода таких существительных. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний. Род сложносокращенных, сложносоставных имен существительных, аббревиатур и субстантивированных слов.

5. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен существительных.

6. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имён прилагательных

7. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имён числительных

8. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления местоимений

9. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления глаголов и глагольных форм.

 

Задание 1. Определите род имён существительных, при затруднении используйте толковый, грамматический словари. Укажите, какие из рассматриваемых имен существи­тельных относятся к кругу разговорной лексики.

Акварель, бюллетень, вестибюль, виолончель, гармонь, диагональ, дизель, журавль, магистраль, оттепель, сель, табель, тоннель, фестиваль, цитадель, щавель,

Атташе, портье, импресарио, маэстро, авеню, шоу, алиби, амплуа, караоке, колье, купе, барбекю, евро, виски, сулугуни, бунгало, гран-при, альма-матер,

Задание 2. Вставьте окончания -а/-я или -у/-ю, отметьте случаи, когда возможны варианты.

Выпить ча…, стакан ча…, производство ча…, стакан индийского ча…, выпить чайк…, история народ…, много народ…, ложка сахар…, употребление сахар…, подсыпь сахарк…, стерилизация кефир…, чашка кефир…, стакан несладкого кефир…, налить кефир…

 

Задание 3. Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

Боровы – борова, кондукторы – кондуктора, образы – образа, поводы – повода, пропуски – пропуска, тоны – тона, цветы – цвета, юнкеры – юнкера, ордеры – ордера, лагери – лагеря, корпусы – корпуса, токи – тока, учители – учителя, хлебы – хлеба, мехи – меха, соболи – соболя, счеты – счета.

 

Задание 4. Выберите из скобок нужную по контексту форму прилагательного. Мотивируйте свой выбор. Возможно ли их синонимическое употребление?

1. Всем пришлось согнуться, так как дверь была (низка – низкая) (В. А. Обручев). 2. Иохим был совершенно (доволен – довольный) своей дудкой (В. Т. Короленко). 3. Осень была ранняя, (дождлива – дождливая), (холодна – холодная), (богата – богатая) болезнями и самоубийствами (М. Горький). 4. Он был тяжко (болен – больной) водянкой (М. Алданов). 5. Для его высокого роста дверь была (низка – низкая) (Л. Андреев). 6. По природе своей (стыдлива – стыдливая) и (робка – робкая), (застенчива – застенчивая) при чужих, Ася досадовала на себя и старалась быть (развязна – развязной), и (смела – смелой) (И. С. Тургенев). 7. Унтер был (глух – глухой) к мольбам своего подчиненного (А. Грин). 8. В толпе нищих был один – он не вмешивался в разговор их, и неподвижно смотрел на расписанные святые врата; он был (горбат – горбатый) и (кривоног – кривоногий); но члены его казались крепкими и привыкшими к трудам этого позорного состояния; лицо его было (длинно – длинное), (смугло – смуглое) (М. Ю. Лермонтов). 9. Он был (слеп – слепой), совершенно (слеп – слепой) от природы (М. Ю. Лермонтов). 10. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так (слеп – слепой), как оно кажется.

Задание 5. Перепишите, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 567 прибавить 684.   2. От 855 отнять 78.   3. 178 сложить с 679.   4. Предложение принято 264 (голос) против 63 (голос).   5. Деревня находится в 298 (километр) от города.   6. Вес груза исчисляется 475 000 (тонна).   7. Задолженность по зарплате равна 5 648 000 (рубль).   8. 768 000 000-й долг.   9. Расходы, исчисляемые 269 000 (рубль).   10. Государственная казна пополнилась еще 784 000 (рубль).   11. Найти сумму 675 и 438.   12. Найти разность 966 и 357.   13. Какое число стоит между 786 и 788?   14. Какое число стоит между 953 и 955?  

Задание 6. Слова, данные в скобках, поставьте в нужных падежах формах.

1. Сдача задолженностей по экономике скорее всего состоится между восьмым и одиннадцатым (январь). 2. В (какие-нибудь полтораста метров) от нашего дома строят торговый центр. 3. Необходимо всем группам подготовить номера самодеятельности к (Девятое мая). 4. За (полсотня шагов) до своего дома я встретил друзей. 5. Взрослый сом достигает (полтора метра) в длину и до (6 килограммов) веса. 6. Работы надо сдать в марте, а не перед (третье апреля). 7. Более (полвека) назад человек еще только мечтал о космических полётах. 8. От всей души хочется поздравить Вас с (Восьмое марта).

 

Задание 7. Выберите правильный вариант падежной формы местоимения, укажите падеж, предлог, которые необходимы в литературной речи.

Тоскую по вас / по вам

Переживаю за него / за ним

Приду до вас / к вам

Равняться с нее / на нее

Соскучилась по вам / по вас

Заходи ко мне / до меня

Сделал благодаря ему / благодаря его

Сказал вопреки его / вопреки ему

Ростом с неё / с её

Про себя самое / про себя саму

Грущу о ней / по ней

Требовать с его / с него

 

Задание 8. Объясните ошибки или стилистическую немотивированность в употреблении личных местоимений. Исправьте предложения.

1. Учительница пришла в школу, она у нас совсем еще молодая. 2. Всё у ней было чистое, опрятное. 3. Навстречу нему шла маленькая девочка с собачкой на поводке. 4. Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень переживала. 5. Около его то и дело мелькали машины, везущие на стройку песок и другие строительные материалы. 6. Народ рукоплескал, они приветствовали своего кумира. 7. Работникам вузов, школ, детских садов, им всегда приходилось работать с полной отдачей сил.

 

Задание 9. В приведенных ниже предложениях укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления притяжательных и возвратных местоимений. Исправьте предложения.

1. Посетитель попросил официанта принести себе кофе. 2. Отца я увидел в своей комнате. 3. Она посоветовала ему больше обращать на себя внимания. 4. Преподаватель попросил студентов оставить у себя наиболее интересные работы. 5. Я предложил своему товарищу зайти к себе домой. 6. Учитель предложил ученику ответить на некоторые вопросы по своему докладу. 7. Застать его я смог у себя на рабочем месте.

 

Задание 10. Заключенные в скобки глаголы преобразуйте в подходящие по контексту деепричастия. Возможны ли варианты? Укажите их стилистические особенности.

1. Как-то, (возвратиться) с объезда работ, Прохор душевно почувствовал себя очень скверно (В. Шишков). 2. Капитан, (отбросить) спичку, повернулся к берегу (А. Новиков-Прибой). 3. (Строить) домик, нарочно сбоку прирубил он две небольшие для своего приезда горенки (П. Мельников-Печерский). 4. Он, (быть) человеком неглупым, понял это сразу (М. Горький). 5. Наконец, (увидеть) прежние знакомые места, вошла и в комнату (Н. В. Гоголь). 6. (Опереться) подбородком на руку, сосед тупо смотрел в одну точку (П. Сажин). 7. (Принести) коньяк, официант сразу же отошел (П. Сажин), 8. (Взбежать) на лестницу, Сергей в темноте треснулся лбом о полупритворенную дверь и со стоном полетел вниз, совершенно (обезуметь) от суеверного страха (Н. Лесков). 9. Она не смела ничего говорить; но, (услышать) о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез (Н. В. Гоголь).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: