Задания 1.
1.Заполните таблицу, сравнительная характеристика типов мышц
Признаки | Поперечнополосатая | Гладкие | Сердечная |
Местораспо ложение | Скелетные мышцы | Мышечные слои и оболочки внутренних органов | Сердечная мускулатура |
Форма волокна | Пучки из множества мышечных волокон | Клетки веретенообразной формы | Множество волокон, ветвящихся, соединяются друг с другом конец в конец; образуют единую сеть. Каждое волокно заключено в отдельную мембрану, между волокнами щелевые контакты. |
Скорость сокращения | быстрая | медленная | быстрая |
Регуляция сокращения | Происходит деполяризация и связывание кальция с тропонином, разрушается комплекс тропонин-тропомиозин и головки миозина связываются с актином | Ионы кальция связываются с кальмодулином, комплекс кальмодулин-кальций соединяется с фосфорилирующим ферментом миозинкиазной и активирует её | Происходит удаление ионов кальция из саркоплазмы, в удалении кальция из клетки важную роль играет активный натрий-кальциевый обменный механизм |
2. Охарактеризуйте основные физиологические свойства мышц.
Возбудимость - способность возбуждаться при действии раздражителей.
Проводимость - способность проводить возбуждение вдоль всего мышечного волокна.
Сократимость – способность изменять длину или напряжение при возбуждении.
Лабильность – скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях.
3. Выявить основные особенности костной ткани и её химический состав и записать
Основные свойства костной ткани:
твёрдость, упругость и механическая прочность.
Химический состав костной ткани: 20-25 % воды, 75-80 % сухого остатка, в том числе 30% белков и 45% неорганических соединений. Минеральные вещества костной ткани составляют около ½ массы или ¼ объёма ткани.
4. Изучить типы соединения костей, заполнить таблицу
Соединение | Пример |
1.Полуподвижное соединение (между костями упругая хрящевая прокладка) 2.неподвижное (в местах срастания костей образуются швы) 3.подвижное (наличие полости между соединяющимися костями) | 1.соединение позвонков в позвоночном столбце, прикрепление рёбер к грудной кости – полусуставы 2.соединение костей черепа, позвонки крестца сращены между собой и с костями таза 3.соединение костей конечностей между собой и с плечевым (или тазовым) поясом; рёбер с позвонками; нижней челюсти с другими костями черепа – истинные суставы |
5. Изучить строение скелета человека и заполнить таблицу. «Строение скелета человека»
отделы тела | отделы скелета | кости скелета | тип кости | характер соединения | особенности скелета человека |
голова | 1.мозговой отдел 2.лицевой | 1.большая непарная лобная кость, височные кости, теменные, непарная затылочная и затылочная 2.верхняя и нижняя челюсть, нёбные, скуловые, носовые, слёзные и др. | Плоские | 1.неподвижное (швы) 2.неподвижное, кроме нижней челюсти | 1.преобладает над лицевым 2.развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью |
Скелет туловища | 1.позвоночник 2.грудная клетка | 1.шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5),копчиковые (4-5) 2. 12 пар рёбер, прикреплённых к грудным позвонкам; грудина; верхние 10 пар рёбер, присоединённых к грудине | 1.короткие 2.короткие, длинные губчатые | полуподвижное | 1.S-образная изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тела позвонков в нижних отделах позвоночника 2.грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая |
Скелет верхних конечностей | 1.плечевой пояс 2.конечности | 1.Лопатки (2), ключицы (2) 2.плечевая кость (2), локтевая (2), лучевая (2), кости запястья (16), кости пястья (10), фаланги пальцев | 1.плоские (широкие), длинные трубчатые 2.длинные трубчатые, короткие, губчатые, короткие трубчатые | подвижное | 1.подвижный, обеспечивает большую подвижность руки 2.облегчённая конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе, большая подвижность большого пальца и способность противопоставляться всем остальным |
Скелет нижних конечностей | 1.тазовый пояс 2.конечности | 1.таз (3 пары сросшихся костей), крестец (1) 2.бедренная (2), большеберцовая (2), малоберцовая (2), предплюсна (14), плюсна (10), фаланги пальцев | 1.плоские 2.длинные трубчатые, короткие губчатые, короткие трубчатые | 1. неподвижное 2.подвижное | 1.расширенная форма таза, широко расставленные тазобедренные суставы 2.мощное развитие костей ног, выпрямленность в коленном суставе, мощное развитие связок, опорная стопа с мощным большим пальцем, пружинящий свод стопы |
6. Рассмотреть и охарактеризовать основные группы скелетных мышц человека. Выявить основные особенности мышечной ткани.
Мышцы головы: жевательные приводят в движение нижнюю челюсть, мимические открывают и закрывают рот, глаза, изменяют выражение лица, речевая артикуляция.
Мышцы шеи (поверхностные и глубокие) поддерживают и приводят в движение голову, шею, опускают нижнюю челюсть, поднимают первое и второе ребро.
Мышцы спины приводят в движение лопатки, голову, шею, руки, рёбра при дыхании, поддерживают вертикальное положение тела.
Мышцы груди приводят в движение плечевой пояс, рёбра при дыхании.
Мышцы живота приводят в движение туловище, дыхательные движения.
Мышцы конечностей: верхние приводят в движение руки, нижние приводят в движение ноги.
Основные особенности мышечной ткани:
1.клетки вытянутой формы и объединены в тяжи, или даже в симпласты (мышечные волокна).
2.Цитоплазма заполнена миофиламентами – нитями из сократительных белков (миозин и актин), взаимное скольжение которых обеспечивает сокращение.
3.Высокие энергетические запросы требуют множества митохондрий, включений миоглобина, жира и гликогена.
4.Гладкая ЭПС специализирована на накоплении кальция, который инициирует сокращение.
5.Плазмолемма мышечных клеток обладает возбудимостью.
7. Определить возрастные особенности строения и физиологии опорно-двигательного аппарата младшего школьника.
Продолжает формироваться скелет, кости и позвоночник имеет большую гибкость. Мускулатура относительно слаба (особенно спины и брюшного пресса), прочность опорного аппарата невелика.
8. Установить основные нарушения опорно-двигательного аппарата у школьников и меры их профилактики.
К нарушениям ОДА относятся сколиоз, заболевания суставов (артрит, артроз), плоскостопие, остеохондроз, подагра, остеопороз.
Профилактика сколиоза у детей с нарушенной осанкой состоит в лечебном массаже, ЛФК, электромиостимуляции мышц и регулярном посещении бассейна.
Профилактика артроза включает умеренные физические нагрузки, ношение удобной обуви,
Профилактика остеохондроза: организация рабочего места, режима труда и отдыха; правильный сон; рациональное питание; физическая активность.
Профилактика подагры включает комплекс, состоящий из диеты и физических упражнений.
Профилактика остеопороза: физическая нагрузка, правильное питание.
9. Дописать:
Осанка – это привычная поза в покое и при движении тела человека.
Плантография –это метод получения отпечатков стопы (следа), позволяющих судить о её рессорной функции.