Тема 5: Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.




 

Задания 1.

1.Заполните таблицу, сравнительная характеристика типов мышц

 

Признаки Поперечнополосатая Гладкие Сердечная
Местораспо ложение Скелетные мышцы Мышечные слои и оболочки внутренних органов Сердечная мускулатура
Форма волокна Пучки из множества мышечных волокон Клетки веретенообразной формы Множество волокон, ветвящихся, соединяются друг с другом конец в конец; образуют единую сеть. Каждое волокно заключено в отдельную мембрану, между волокнами щелевые контакты.
Скорость сокращения быстрая медленная быстрая
Регуляция сокращения Происходит деполяризация и связывание кальция с тропонином, разрушается комплекс тропонин-тропомиозин и головки миозина связываются с актином Ионы кальция связываются с кальмодулином, комплекс кальмодулин-кальций соединяется с фосфорилирующим ферментом миозинкиазной и активирует её Происходит удаление ионов кальция из саркоплазмы, в удалении кальция из клетки важную роль играет активный натрий-кальциевый обменный механизм

 

2. Охарактеризуйте основные физиологические свойства мышц.

Возбудимость - способность возбуждаться при действии раздражителей.

Проводимость - способность проводить возбуждение вдоль всего мышечного волокна.

Сократимость – способность изменять длину или напряжение при возбуждении.

Лабильность – скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях.

3. Выявить основные особенности костной ткани и её химический состав и записать

Основные свойства костной ткани:

твёрдость, упругость и механическая прочность.

Химический состав костной ткани: 20-25 % воды, 75-80 % сухого остатка, в том числе 30% белков и 45% неорганических соединений. Минеральные вещества костной ткани составляют около ½ массы или ¼ объёма ткани.

 

4. Изучить типы соединения костей, заполнить таблицу

Соединение Пример
1.Полуподвижное соединение (между костями упругая хрящевая прокладка)     2.неподвижное (в местах срастания костей образуются швы)   3.подвижное (наличие полости между соединяющимися костями) 1.соединение позвонков в позвоночном столбце, прикрепление рёбер к грудной кости – полусуставы   2.соединение костей черепа, позвонки крестца сращены между собой и с костями таза 3.соединение костей конечностей между собой и с плечевым (или тазовым) поясом; рёбер с позвонками; нижней челюсти с другими костями черепа – истинные суставы

5. Изучить строение скелета человека и заполнить таблицу. «Строение скелета человека»

отделы тела отделы скелета кости скелета тип кости характер соединения особенности скелета человека
голова 1.мозговой отдел   2.лицевой 1.большая непарная лобная кость, височные кости, теменные, непарная затылочная и затылочная 2.верхняя и нижняя челюсть, нёбные, скуловые, носовые, слёзные и др. Плоские 1.неподвижное (швы)     2.неподвижное, кроме нижней челюсти 1.преобладает над лицевым   2.развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью
Скелет туловища 1.позвоночник   2.грудная клетка 1.шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5),копчиковые (4-5)     2. 12 пар рёбер, прикреплённых к грудным позвонкам; грудина; верхние 10 пар рёбер, присоединённых к грудине 1.короткие   2.короткие, длинные губчатые полуподвижное 1.S-образная изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тела позвонков в нижних отделах позвоночника 2.грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая
Скелет верхних конечностей 1.плечевой пояс     2.конечности 1.Лопатки (2), ключицы (2)     2.плечевая кость (2), локтевая (2), лучевая (2), кости запястья (16), кости пястья (10), фаланги пальцев 1.плоские (широкие), длинные трубчатые 2.длинные трубчатые, короткие, губчатые, короткие трубчатые подвижное 1.подвижный, обеспечивает большую подвижность руки   2.облегчённая конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе, большая подвижность большого пальца и способность противопоставляться всем остальным
Скелет нижних конечностей 1.тазовый пояс     2.конечности 1.таз (3 пары сросшихся костей), крестец (1)   2.бедренная (2), большеберцовая (2), малоберцовая (2), предплюсна (14), плюсна (10), фаланги пальцев 1.плоские     2.длинные трубчатые, короткие губчатые, короткие трубчатые 1. неподвижное   2.подвижное 1.расширенная форма таза, широко расставленные тазобедренные суставы 2.мощное развитие костей ног, выпрямленность в коленном суставе, мощное развитие связок, опорная стопа с мощным большим пальцем, пружинящий свод стопы

6. Рассмотреть и охарактеризовать основные группы скелетных мышц человека. Выявить основные особенности мышечной ткани.

Мышцы головы: жевательные приводят в движение нижнюю челюсть, мимические открывают и закрывают рот, глаза, изменяют выражение лица, речевая артикуляция.

Мышцы шеи (поверхностные и глубокие) поддерживают и приводят в движение голову, шею, опускают нижнюю челюсть, поднимают первое и второе ребро.

Мышцы спины приводят в движение лопатки, голову, шею, руки, рёбра при дыхании, поддерживают вертикальное положение тела.

Мышцы груди приводят в движение плечевой пояс, рёбра при дыхании.

Мышцы живота приводят в движение туловище, дыхательные движения.

Мышцы конечностей: верхние приводят в движение руки, нижние приводят в движение ноги.

Основные особенности мышечной ткани:

1.клетки вытянутой формы и объединены в тяжи, или даже в симпласты (мышечные волокна).

2.Цитоплазма заполнена миофиламентами – нитями из сократительных белков (миозин и актин), взаимное скольжение которых обеспечивает сокращение.

3.Высокие энергетические запросы требуют множества митохондрий, включений миоглобина, жира и гликогена.

4.Гладкая ЭПС специализирована на накоплении кальция, который инициирует сокращение.

5.Плазмолемма мышечных клеток обладает возбудимостью.

7. Определить возрастные особенности строения и физиологии опорно-двигательного аппарата младшего школьника.

Продолжает формироваться скелет, кости и позвоночник имеет большую гибкость. Мускулатура относительно слаба (особенно спины и брюшного пресса), прочность опорного аппарата невелика.

8. Установить основные нарушения опорно-двигательного аппарата у школьников и меры их профилактики.

К нарушениям ОДА относятся сколиоз, заболевания суставов (артрит, артроз), плоскостопие, остеохондроз, подагра, остеопороз.

Профилактика сколиоза у детей с нарушенной осанкой состоит в лечебном массаже, ЛФК, электромиостимуляции мышц и регулярном посещении бассейна.

Профилактика артроза включает умеренные физические нагрузки, ношение удобной обуви,

Профилактика остеохондроза: организация рабочего места, режима труда и отдыха; правильный сон; рациональное питание; физическая активность.

Профилактика подагры включает комплекс, состоящий из диеты и физических упражнений.

Профилактика остеопороза: физическая нагрузка, правильное питание.

9. Дописать:

Осанка – это привычная поза в покое и при движении тела человека.

Плантография –это метод получения отпечатков стопы (следа), позволяющих судить о её рессорной функции.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: