Тема 7. Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия, физиология органов пищеварения.




Задания 1.

  1. В чем состоит сущность и значение дыхания?

С помощью дыхания осуществляется регенерация газового состава внутренней среды организма. В результате органы и ткани снабжаются кислородом, а отдают углекислый газ. Процесс дыхания состоит из трех основных звеньев – внешнего дыхания, транспорта газов кровью и внутреннего дыхания.

2. Заполните таблицу, строение дыхательной системы

  Названия Строение Функции
  Полость носа Носовые ходы; извилистые ходы; слизистая поверхность; реснитчатый эпителий; кровеносные сосуды Согревание и увлажнение воздуха, очищение от пыли, обезвреживание микробов
  Гортань Состоит из хрящей; имеет голосовые связки и голосовую щель Проведение воздуха, возникновение звука
  Трахея Трубка длиной 12 см; состоит из хрящевых полуколец; разветвляется на два бронха Проведение воздуха
  Бронхи Сложная система разветвляющихся трубок все меньшего диаметра, состоящих из хрящей и мышц Проведение воздуха
  Лёгкие Имеют губчатое строение; покрыты лёгочной плеврой; плевральная щель содержит жидкость; состоит из альвеолы – пузырьков, оплетенных густой сетью капилляров. Происходит газообмен между кровью и воздухом
  Плевра Соединительно-тканная сумка на поверхности лёгкого, заполненная жидкостью Защита от трения о рёбра при дыхании, герметичность лёгких

3. Изучить особенности газообмена в легких и тканях. Определить различия в составе вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха и заполнить таблицу, состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

воздух содержание газов в % кислород углекислый газ азот
вдыхаемый Кислород – 20,94 Углекислый газ - 0,03 Азот – 79,03
выдыхаемый Кислород - 16,30 Углекислый газ – 4,00 Азот – 79,70
альвеолярный Кислород – 14,20 Углекислый газ – 5,20 Азот – 80,60

4. Выявить возрастные изменения органов дыхания младшего школьника; сформулировать правила их гигиены

Возрастные изменения органов дыхания младшего школьника:

К 7 годам окончательно формируется структура лёгочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создаёт серьёзной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Правила гигиены дыхания:

Отказ от вредных привычек – курения; проветривание помещение, влажная уборка; прогулки на свежем воздухе; дышать нужно глубоко и размеренно, ритмично, через нос; правильная осанка.

5.Опишите механизмы дыхательных движений. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях? Что такое жизненная емкость легких?

Каждый цикл дыхания состоит из вдоха, выдоха и паузы. Основными дыхательными мышцами являются наружные межрёберные и диафрагма, сокращение которых обеспечивает вдох. Внутренние межрёберные мышцы, сокращаясь, обеспечивают форсированный выдох.

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются и поднимают рёбра. Диафрагма сокращается и становится из куполообразной – плоской. В результате увеличивается объём грудной полости, растягивается париетальный листок плевры, тянет за собой висцеральный и вместе с ним легочную ткань. Объём лёгких увеличивается, давление в них падает и воздух из области высокого давления (атмосфера), поступает в область низкого (лёгкие).

Во время выдоха происходят противоположные процессы, которые ведут к росту давления в лёгких и воздух поступает во внешнюю среду.

Жизненная ёмкость лёгких – максимальное количество воздуха, которое человек может вобрать в лёгкие после максимального выдоха.

Задания 2. 1. Подпишите органы пищеварения

 

  1. Вставьте пропущенные слова.

Слюнные железы - это три пары желёз, выделяют слюну, которая смачивает и начинает химическую обработку пищи. Полость рта – полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной.В ней расположены зубы, пережёвывающие пищу, и язык, который сминает и распределяет пищу среди зубов. Печень – жизненно важный орган для организма. Накапливает гликоген, являющийся резервом энергии, и выделяет желчь, необходимую для переваривания жиров. Желчный пузырь – орган, расположенный в нижней части печени, который накапливает желчь и подаёт её в кишечник. Поджелудочная железа – железа смешанной секреции, расположенная под желудком, которая выделяет поджелудочный сок и инсулин - гормон регулирующий обмен глюкозы.

Аппендикс – маленький червеобразный отросток, назначение которого неизвестно.

Пищевод – трубка, соединяющая глотку с желудком. Мышцы, которые образуют внутренние стенки пищевода, осуществляют сокращения дпя проталкивания пищи в желудок.

Желудок - орган, расположенный в брюшной полости. Получает пищу уже смоченную слюной и пережеванную, смешивает её с желудочным соком и проталкивает через привратник в 12-перстную кишку.

Тонкая кишка – часть пищеварительного тракта длиной от 4 до 7 метров, куда поступают поджелудочный и желудочный соки, желчь, и где всасываются питательные вещества.

Толстая кишка - последняя часть пищеварительного тракта, состоящая из слепой кишки, ободочной кишки и прямой кишки, где абсорбируется вода из пищи и образуется кал из непереваренных продуктов.

 

  1. Функции пищеварительной системы

 

 

4. Заполнить таблицу, пищеварительная система

пищеварительный тракт строение функции
Ротовая полость: 1.зубы 2.язык 3.слюнные железы 1.Зубы 2.Язык – мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, снабжённой вкусовыми рецепторами. 3.Слюнные железы – их протоки открываются в ротовую полость. 1.Механическая обработка пищи 2.Орган вкуса и речи. Участвует в акте жевания и глотания 3.Слюна обеззараживает, смачивает пищу, расщепляет углеводы.
1.Глотка, 2.пищевод, 3.желудок 1.Верхняя часть пищеварительного канала, имеющая форму трубки 2.Трубка длиной 25 см, выстлана плоским эпителием, вырабатывающим слизь 3.Расширенный канал грушевидной формы ёмкостью до 3 л. Внутренняя поверхность имеет складки и выстлана железистым эпителием. Железы вырабатывают желудочный сок. 1.Участвует в рефлекторном проглатывании пищевого комка. 2.С помощью перистальтических сокращений транспортирует пищу в желудок. 3.Перемешивание и переваривание пищи. Желудочный сок содержит ферменты, расщепляющие белки; слизь, предохраняющую стенки желудка от механических и химических повреждений; соляную кислоту, обеззараживающую пищу и активизирующую ферменты.
Кишечник: 1.двенадцатиперстная кишка 2.тонкий кишечник 3.толстый кишечник, 4.прямая кишка 1.Имеет длину сложенных вместе 12 пальцев. В неё открываются протоки поджелудочной железы и печени. 2.Слизистая оболочка внутренней поверхности тонкой кишки образована ворсинками, увеличивающими всасывающую поверхность. 3.Имеет длину 1,5 метра. Слизистая оболочка имеет складчатое строение и не имеет ворсинок. Железы толстой кишки вырабатывают слизь. 4.Конечный отдел толстой кишки, который заканчивается заднепроходным отверстием. 1.Осуществляется расщепление белков и углеводов до конечных продуктов. Переваривание идёт в полости кишечника и на мембранах ворсинок. 2.Осуществляется избирательное всасывание питательных веществ. 3.Лимфоузлы кишечника обеспечивают защиту от микроорганизмов. Происходит всасывание большей части воды. 4.Осуществляется акт дефекации.
Пищеварительные железы: 1.печень 2.поджелудочная 1.Масса 1,5 кг. Состоит из многочисленных железистых клеток, образующих дольки. Между ними находятся: соединительная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды и желчные протоки. 2.Железа гроздевидной формы 10-12 см в длину. 1.Обеззараживает до 95% ядов, при участии желчи жиры превращаются в легко растворимые соединения, участвует в обмене веществ, обеспечивает синтез веществ. 2.Выработка поджелудочного сока. содержащего ферменты трипсин и амилаза, участвует в гуморальной регуляции.
  1. Выявить возрастные особенности пищеварительной системы младшего школьника.

Возрастные особенности пищеварительной системы младшего школьника:

Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. К 11-14 годам завершается морфологическое созревание органов пищеварения, а к 15-16 – функциональное.

6. Роль минеральных веществ и воды в питании детей.

Минеральные вещества – обязательный компонент пищи. Они являются составной части сложных органических соединений. Так, железо входит в состав гемоглобина, придавая ему свойства переносчика кислорода, фосфор – в состав фосфатидов и богатых энергией соединений – АТФ, кобальт – в состав витамина В12, йод – в состав гормонов щитовидной железы, цинк – поджелудочной и половых желёз, хлор и натрий – в состав пищеварительных соков и т.д.

Кальций – главная составная часть костной ткани, которая содержит 99% этого минерального вещества в организме. Он является также постоянной составной частью крови, входит в состав клеточных структур, играет важную роль в свёртывании крови, поддержании нормального состояния и возбудимости нервной системы и мышечной ткани.

Фосфор играет важную роль в обменных процессах. Многие соединения фосфора с белком, жирными и другими кислотами образуют комплексные соединения высокой биологической активности. Входит в состав костной ткани и зубов. Его много в мышечной и нервных тканях.

Магний нормализует возбудимость нервной системы. Он обладает противосудорожными и сосудорасширяющими свойствами, а также свойствами стимулировать перистальтику кишечника, повышать желчевыделение, играет большую роль в процессах роста.

Калий принимает участие в регуляции водного обмена, способствует выведению жидкости из организма, образованию буферных систем, обеспечивающих кислотно-щелочное равновесие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: