Задания 1.
- В чем состоит сущность и значение дыхания?
С помощью дыхания осуществляется регенерация газового состава внутренней среды организма. В результате органы и ткани снабжаются кислородом, а отдают углекислый газ. Процесс дыхания состоит из трех основных звеньев – внешнего дыхания, транспорта газов кровью и внутреннего дыхания.
2. Заполните таблицу, строение дыхательной системы
Названия | Строение | Функции | |
Полость носа | Носовые ходы; извилистые ходы; слизистая поверхность; реснитчатый эпителий; кровеносные сосуды | Согревание и увлажнение воздуха, очищение от пыли, обезвреживание микробов | |
Гортань | Состоит из хрящей; имеет голосовые связки и голосовую щель | Проведение воздуха, возникновение звука | |
Трахея | Трубка длиной 12 см; состоит из хрящевых полуколец; разветвляется на два бронха | Проведение воздуха | |
Бронхи | Сложная система разветвляющихся трубок все меньшего диаметра, состоящих из хрящей и мышц | Проведение воздуха | |
Лёгкие | Имеют губчатое строение; покрыты лёгочной плеврой; плевральная щель содержит жидкость; состоит из альвеолы – пузырьков, оплетенных густой сетью капилляров. | Происходит газообмен между кровью и воздухом | |
Плевра | Соединительно-тканная сумка на поверхности лёгкого, заполненная жидкостью | Защита от трения о рёбра при дыхании, герметичность лёгких |
3. Изучить особенности газообмена в легких и тканях. Определить различия в составе вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха и заполнить таблицу, состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха
воздух | содержание газов в % кислород углекислый газ азот |
вдыхаемый | Кислород – 20,94 Углекислый газ - 0,03 Азот – 79,03 |
выдыхаемый | Кислород - 16,30 Углекислый газ – 4,00 Азот – 79,70 |
альвеолярный | Кислород – 14,20 Углекислый газ – 5,20 Азот – 80,60 |
4. Выявить возрастные изменения органов дыхания младшего школьника; сформулировать правила их гигиены
Возрастные изменения органов дыхания младшего школьника:
К 7 годам окончательно формируется структура лёгочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создаёт серьёзной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.
Правила гигиены дыхания:
Отказ от вредных привычек – курения; проветривание помещение, влажная уборка; прогулки на свежем воздухе; дышать нужно глубоко и размеренно, ритмично, через нос; правильная осанка.
5.Опишите механизмы дыхательных движений. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях? Что такое жизненная емкость легких?
Каждый цикл дыхания состоит из вдоха, выдоха и паузы. Основными дыхательными мышцами являются наружные межрёберные и диафрагма, сокращение которых обеспечивает вдох. Внутренние межрёберные мышцы, сокращаясь, обеспечивают форсированный выдох.
Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются и поднимают рёбра. Диафрагма сокращается и становится из куполообразной – плоской. В результате увеличивается объём грудной полости, растягивается париетальный листок плевры, тянет за собой висцеральный и вместе с ним легочную ткань. Объём лёгких увеличивается, давление в них падает и воздух из области высокого давления (атмосфера), поступает в область низкого (лёгкие).
Во время выдоха происходят противоположные процессы, которые ведут к росту давления в лёгких и воздух поступает во внешнюю среду.
Жизненная ёмкость лёгких – максимальное количество воздуха, которое человек может вобрать в лёгкие после максимального выдоха.
Задания 2. 1. Подпишите органы пищеварения
- Вставьте пропущенные слова.
Слюнные железы - это три пары желёз, выделяют слюну, которая смачивает и начинает химическую обработку пищи. Полость рта – полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной.В ней расположены зубы, пережёвывающие пищу, и язык, который сминает и распределяет пищу среди зубов. Печень – жизненно важный орган для организма. Накапливает гликоген, являющийся резервом энергии, и выделяет желчь, необходимую для переваривания жиров. Желчный пузырь – орган, расположенный в нижней части печени, который накапливает желчь и подаёт её в кишечник. Поджелудочная железа – железа смешанной секреции, расположенная под желудком, которая выделяет поджелудочный сок и инсулин - гормон регулирующий обмен глюкозы.
Аппендикс – маленький червеобразный отросток, назначение которого неизвестно.
Пищевод – трубка, соединяющая глотку с желудком. Мышцы, которые образуют внутренние стенки пищевода, осуществляют сокращения дпя проталкивания пищи в желудок.
Желудок - орган, расположенный в брюшной полости. Получает пищу уже смоченную слюной и пережеванную, смешивает её с желудочным соком и проталкивает через привратник в 12-перстную кишку.
Тонкая кишка – часть пищеварительного тракта длиной от 4 до 7 метров, куда поступают поджелудочный и желудочный соки, желчь, и где всасываются питательные вещества.
Толстая кишка - последняя часть пищеварительного тракта, состоящая из слепой кишки, ободочной кишки и прямой кишки, где абсорбируется вода из пищи и образуется кал из непереваренных продуктов.
- Функции пищеварительной системы
4. Заполнить таблицу, пищеварительная система
пищеварительный тракт | строение | функции |
Ротовая полость: 1.зубы 2.язык 3.слюнные железы | 1.Зубы 2.Язык – мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, снабжённой вкусовыми рецепторами. 3.Слюнные железы – их протоки открываются в ротовую полость. | 1.Механическая обработка пищи 2.Орган вкуса и речи. Участвует в акте жевания и глотания 3.Слюна обеззараживает, смачивает пищу, расщепляет углеводы. |
1.Глотка, 2.пищевод, 3.желудок | 1.Верхняя часть пищеварительного канала, имеющая форму трубки 2.Трубка длиной 25 см, выстлана плоским эпителием, вырабатывающим слизь 3.Расширенный канал грушевидной формы ёмкостью до 3 л. Внутренняя поверхность имеет складки и выстлана железистым эпителием. Железы вырабатывают желудочный сок. | 1.Участвует в рефлекторном проглатывании пищевого комка. 2.С помощью перистальтических сокращений транспортирует пищу в желудок. 3.Перемешивание и переваривание пищи. Желудочный сок содержит ферменты, расщепляющие белки; слизь, предохраняющую стенки желудка от механических и химических повреждений; соляную кислоту, обеззараживающую пищу и активизирующую ферменты. |
Кишечник: 1.двенадцатиперстная кишка 2.тонкий кишечник 3.толстый кишечник, 4.прямая кишка | 1.Имеет длину сложенных вместе 12 пальцев. В неё открываются протоки поджелудочной железы и печени. 2.Слизистая оболочка внутренней поверхности тонкой кишки образована ворсинками, увеличивающими всасывающую поверхность. 3.Имеет длину 1,5 метра. Слизистая оболочка имеет складчатое строение и не имеет ворсинок. Железы толстой кишки вырабатывают слизь. 4.Конечный отдел толстой кишки, который заканчивается заднепроходным отверстием. | 1.Осуществляется расщепление белков и углеводов до конечных продуктов. Переваривание идёт в полости кишечника и на мембранах ворсинок. 2.Осуществляется избирательное всасывание питательных веществ. 3.Лимфоузлы кишечника обеспечивают защиту от микроорганизмов. Происходит всасывание большей части воды. 4.Осуществляется акт дефекации. |
Пищеварительные железы: 1.печень 2.поджелудочная | 1.Масса 1,5 кг. Состоит из многочисленных железистых клеток, образующих дольки. Между ними находятся: соединительная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды и желчные протоки. 2.Железа гроздевидной формы 10-12 см в длину. | 1.Обеззараживает до 95% ядов, при участии желчи жиры превращаются в легко растворимые соединения, участвует в обмене веществ, обеспечивает синтез веществ. 2.Выработка поджелудочного сока. содержащего ферменты трипсин и амилаза, участвует в гуморальной регуляции. |
- Выявить возрастные особенности пищеварительной системы младшего школьника.
Возрастные особенности пищеварительной системы младшего школьника:
Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. К 11-14 годам завершается морфологическое созревание органов пищеварения, а к 15-16 – функциональное.
6. Роль минеральных веществ и воды в питании детей.
Минеральные вещества – обязательный компонент пищи. Они являются составной части сложных органических соединений. Так, железо входит в состав гемоглобина, придавая ему свойства переносчика кислорода, фосфор – в состав фосфатидов и богатых энергией соединений – АТФ, кобальт – в состав витамина В12, йод – в состав гормонов щитовидной железы, цинк – поджелудочной и половых желёз, хлор и натрий – в состав пищеварительных соков и т.д.
Кальций – главная составная часть костной ткани, которая содержит 99% этого минерального вещества в организме. Он является также постоянной составной частью крови, входит в состав клеточных структур, играет важную роль в свёртывании крови, поддержании нормального состояния и возбудимости нервной системы и мышечной ткани.
Фосфор играет важную роль в обменных процессах. Многие соединения фосфора с белком, жирными и другими кислотами образуют комплексные соединения высокой биологической активности. Входит в состав костной ткани и зубов. Его много в мышечной и нервных тканях.
Магний нормализует возбудимость нервной системы. Он обладает противосудорожными и сосудорасширяющими свойствами, а также свойствами стимулировать перистальтику кишечника, повышать желчевыделение, играет большую роль в процессах роста.
Калий принимает участие в регуляции водного обмена, способствует выведению жидкости из организма, образованию буферных систем, обеспечивающих кислотно-щелочное равновесие.