Вопрос 4. Межличностные отношения и общение




Межличностные отношения раскрываются, реализуются именно в общении.Общение выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Структура общения включает три взаимосвязанные стороны: коммуникация — состоит в обмене информацией между общающимися индивидами, которое может происходить с помощью языка (вербальное общение) посредством мимики и жестов (невербальное общение);

интеракция — организация процесса взаимодействия людей в общении. Партнеры могут обмениваться действиями и поступками, не произнеся ни единого слова (взаимодействие кондуктор-пассажир).

Социальная перцепция — процесс восприятия и познания людьми друг друга в процессе общения и установление на этой основ взаимопонимания. Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого как заслуживающего доверия, или предполагает, что ему нельзя доверять.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

1 Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Эта функция общения связана со всеми видами деятельности людей. Даже мыслительные процессы у индивида протекают более результативно при постоянном информационном общении (решение задач, заучивание стихов).

2. Аффективно-коммуникативная функция. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

3. Регулятивно-коммуникативная функция: в общении вырабатываются правила поведения, цели, средства. Мотивы поведения, оценивается поступки, складываются ценности. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость, через общение осуществляется регуляцию поведения человека среди других людей.

Общение может протекать в разных формах, из которых явно выделяются три. - анонимное – взаимодействие между незнакомыми или несвязанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми(зри тели кинотеатра, пассажиры поезда, жители города). Люди встречаются, вступают во взаимоотношения и расходятся. Они ананимны. Безымянны по отношению друг к другу;

- формально-ролевое - различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники выполняют определенные функции (врач-больной) служебные отношения также носят функционально-ролевой характер. Причем они достаточно длительны. Эти отношения имеют большее значение для людей. Участники такого общения знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере как члены коллектива.

- неформальное всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального компонента. Если в иных формах общения она сопутствовала остальным функциям (информационной. Регулирующей), то в неформальном общении эмоциональные контакты становятся его содержанием.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналь!

У человека количество целей общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включаются передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения — способ передачи информации в процессе общения. Все средства общения разделяются на вербальные и невербальные.

В структуру вербального общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Невербальные средства разделяются на визуальные (воспринимаемые зрением), тактильные (касания), ольфакторные (запах человека). Наиболее обширной группой являются визуальные средства коммуникации. В которых выделяют:

- Кинесика - внешние проявления человеческих чувств и эмоций (мимика включает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку).

- Проксемика – пространственная и временная организация общения. - Визуальный контакт.

Выделяют следующие виды межличностного общения:

1) «Контакт масок» — формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
3) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив».

4) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это,- используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».
5) Императивный вид общения - человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.
6) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: